С 1 января 2026 года в Казахстане начнут действовать новые налоговые правила, которые коснутся практически каждого автовладельца. 18 июля президент страны подписал Налоговый кодекс, и хотя документ уже опубликован, реальные изменения вступят в силу только в следующем году, передает DKNews.kz.
Главное - транспортный налог отменяют для миллионов казахстанцев и ряда организаций. При этом для премиального сегмента автомобилей вводят новый «налог на роскошь».
Почёт и полная свобода от налога
Одна из ключевых новостей - расширение списка льготников. Теперь в него входят и кавалеры ордена «Трудовой Славы» трёх степеней.
Эта награда была учреждена 17 марта 2015 года по инициативе Нурсултана Назарбаева. Её вручают за многолетний и выдающийся труд в промышленности, строительстве, сельском хозяйстве, транспорте, образовании, здравоохранении и других сферах.
По статусу орден стоит ниже «Құрмет», но три его степени приравнивают обладателя к Герою Труда Казахстана. И с 2026 года такие люди смогут ездить без уплаты транспортного налога - символическое признание заслуг и реальная экономия.
Фермеры - в числе победителей
Новыми льготниками станут и фермеры. Причём речь идёт не только о тракторах и комбайнах, но и о пикапах, которые можно будет использовать в хозяйстве бесплатно, без уплаты налога.
Кто ещё освобождается от налога
Статья 563 нового Налогового кодекса чётко перечисляет тех, кто с 1 января 2026 года перестанет платить транспортный налог:
- ветераны ВОВ, приравненные к ним, и ветераны боевых действий за рубежом, включая афганцев
- граждане, награждённые орденами и медалями СССР за труд и службу в тылу, а также работавшие в годы войны не менее 6 месяцев
- герои СССР и Социалистического Труда
- обладатели званий «Халық Қаһарманы» и «Қазақстанның Еңбек Ері»
- кавалеры ордена «Трудовой Славы» трёх степеней
- кавалеры ордена «Отан»
- многодетные матери с подвесками «Алтын алқа» (7 и более детей) или «Күміс алқа» (6 детей), а также «Матери-героини» СССР
- лица с инвалидностью (по одному автомобилю или мотоколяске)
- госучреждения и школы (по одному авто и автобусу)
- организации инвалидов
- сельхозпроизводители и фермеры - в пределах норм по типу и количеству техники
Есть важная оговорка: если такой транспорт сдать в аренду или передать по доверенности, льгота не действует.
Скидки для старых авто
Владельцев подержанных машин ждёт приятный бонус. Впервые вводятся понижающие коэффициенты по налогу в зависимости от возраста автомобиля:
- от 10 до 20 лет - минус 30% к налогу
- старше 21 года - минус 50%
По данным Нацбюро статистики, таких автомобилей в стране 4,4 млн - это почти 67% всего автопарка. На 1 июля 2025 года в Казахстане зарегистрировано 6,46 млн транспортных средств, из которых 86,6% - легковые, 9,6% - грузовые, 1,8% - автобусы и 2% - мотоциклы.
Новый «налог на роскошь»
С другой стороны, государство вводит акциз на дорогие автомобили. Если вы продаёте машину стоимостью выше 18 000 МРП (в 2025 году - 70,776 млн тенге) и владели ею менее года, придётся заплатить 10% от суммы сделки.
Владели авто больше года - налог не взимается. Но при продаже в течение года придётся ещё и уплатить ИПН с разницы, задекларировав доход по форме 270.00.
Зачем всё это
По сути, новый Налоговый кодекс выстраивает баланс: поддержка ветеранов, фермеров, многодетных и людей с инвалидностью сочетается с дополнительной нагрузкой на владельцев элитных автомобилей.
Для сельского хозяйства это снижение издержек и стимул развивать производство. Для владельцев старых авто - ощутимая экономия. А для премиального сегмента рынка - сигнал о том, что дорогие покупки теперь будут облагаться дополнительным налогом.
С 2026 года правила для автовладельцев в Казахстане станут более гибкими и адресными. Миллионы казахстанцев перестанут платить транспортный налог, а бюджет получит новые поступления за счёт дорогих автомобилей.