Казахстан меняет правила ввоза электромобилей с 2026 года

2299
Арман Коржумбаев Шеф-редактор
Фото: shutterstock/Серикжан Ковланбаев

В 2026 году Казахстан не будет продлевать квоты на льготный ввоз электромобилей. Решение уже подтверждено профильными ведомствами и фактически ставит точку в эксперименте, который задумывался как мера поддержки экологичного транспорта, но на практике обернулся масштабными схемами оптимизации налогов, передает DKNews.kz.

Что решили в ЕАЭС и почему Казахстан в стороне

Ранее официальный сайт Евразийской экономической комиссии сообщил, что Межправительственный совет ЕАЭС одобрил тарифные льготы на 2026 год для ряда стран союза. Беларусь получила право беспошлинно ввезти до 20 тысяч электромобилей, Армения и Кыргызстан - по 15 тысяч электромобилей и гибридов каждая.

Казахстан в этот список не вошёл. Причина проста - республика не подала заявку на продление квоты, исчерпав текущий лимит и решив отказаться от дальнейшего использования этого механизма.

Почему Казахстан отказался от льгот

Как пояснили в Министерстве промышленности и строительства РК, решение связано сразу с несколькими факторами. Ключевой из них - массовое использование серых схем ввоза электромобилей.

На практике значительная часть машин ввозилась не физическими лицами для личного пользования, а юридическими лицами и посредниками. Машины заказывались в Китае, размещались на складах временного хранения, а уже на территории Казахстана оформлялись на граждан. Такая модель позволяла фактически обходить налоговые обязательства.

Примечательно, что сами продавцы электромобилей не скрывали подобных схем и активно рассказывали о них в социальных сетях, привлекая покупателей более низкой ценой.

Важный нюанс: без юрлиц рынок бы не работал

В то же время ситуация не столь однозначна. В ряде стран, включая Китай - ключевой источник электромобилей для казахстанского рынка, - физическое лицо-иностранец не может просто купить автомобиль и отправить его за границу. Для этого необходима компания с соответствующими лицензиями.

Именно поэтому участие юридических лиц в поставках было объективно необходимым. Оформление машин на физических лиц позволяло снизить стоимость электрокаров за счёт льгот, делая их доступнее для покупателей. Однако грань между логистической необходимостью и налоговой оптимизацией оказалась слишком тонкой.

Электромобили ввезли - но не зарегистрировали

Ещё одна проблема - отсутствие прозрачной картины по фактическому количеству электромобилей в стране. Значительная часть машин, ввезённых по квоте, так и не была поставлена на учёт в Казахстане.

При этом статистика Бюро национальной статистики по состоянию на октябрь вызывает больше вопросов, чем ответов. Точной и однозначной цифры по количеству зарегистрированных электромобилей в РК до сих пор нет, что дополнительно осложняет оценку эффективности квотного механизма.

Почему другие страны ЕАЭС пошли другим путём

Важно понимать, что решение Казахстана напрямую связано с его особыми условиями в рамках Всемирной торговой организации. В настоящее время, а также в 2026 году электромобили в Казахстан можно ввозить по нулевой ставке таможенной пошлины в соответствии с протоколом изъятий, подписанным после вступления страны в ВТО.

У Беларуси, Кыргызстана и Армении таких условий нет. Именно поэтому эти страны и запрашивали временную отмену именно таможенных пошлин - но не НДС. Для них квоты остаются инструментом поддержки рынка, для Казахстана - источником искажений.

Что будет с импортом электромобилей в 2026 году

В Министерстве промышленности и строительства подчёркивают: речь не идёт о запрете или ограничении ввоза электротранспорта. Ввоз электромобилей в Казахстан по-прежнему будет возможен как для физических, так и для юридических лиц.

Однако принцип меняется. Импорт должен осуществляться с уплатой всех предусмотренных платежей.

Для физических лиц это означает, что в 2026 году при растаможке электромобиля по нулевой ставке ВТО для личного пользования появится обязательство по уплате НДС в размере 16%.

Рынок входит в фазу зрелости

Фактически Казахстан делает шаг от стимулирования спроса любой ценой к более цивилизованной модели развития рынка. Электромобили перестают быть нишей с особыми правилами и переходят в общий режим регулирования.

Это может привести к краткосрочному росту цен, но одновременно очистит рынок от серых схем и сделает его более прозрачным - как для государства, так и для добросовестных импортеров и покупателей.

Для страны, где рынок электромобилей ещё формируется, это болезненный, но логичный этап взросления.

Международное информационное агентство «DKnews.kz» зарегистрировано в Министерстве культуры и информации Республики Казахстан. Свидетельство о постановке на учет № 10484-АА выдано 20 января 2010 года.

Тема
Обновление
МИА «DKnews.kz» © 2006 -