К 2050 году, по данным ООН, 68% населения земли будет проживать в городах. Такой значительный рост численности городского населения создаст реальный спрос на инновационные решения мобильности, поскольку наземная инфраструктура становится всё более перегруженной. Возрастает необходимость безопасных, устойчивых и удобных логистических решений, использующих воздушное пространство над городами. Это, вероятно, приведёт к росту популярности альтернативных видов транспорта, таких как воздушные такси и дроны. Стремительные темпы глобальной урбанизации создают беспрецедентные вызовы для городской транспортной инфраструктуры. Влияние увеличивающихся транспортных заторов на окружающую среду также вызывает тревогу, поскольку рост количества легковых автомобилей существенно усиливает загрязнение городов.
Уже сейчас крупные города сталкиваются с перегруженностью дорог, экологическими проблемами и необходимостью ускорения пассажирских и грузовых перевозок. Ещё один момент: согласно данным Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA), к 2037 году численность пассажиров самолётов достигнет 8,4 млрд человек, что подчёркивает необходимость внедрения инновационных решений также в плане воздушной мобильности. Развитие технологий открыло новое направление — городскую воздушную мобильность (Urban Air Mobility, UAM), которая предлагает альтернативные решения для передвижения по воздуху. Внедрение аэротакси, дронов-доставщиков и интеллектуальных воздушных коридоров способно существенно преобразовать транспорт будущего.
Городская воздушная мобильность представляет собой концепцию организации воздушного транспорта в мегаполисах и пригородах с использованием беспилотных летательных аппаратов, аэротакси и электровертолётов. UAM является одним из ключевых направлений экономики малых высот (Low Altitude Economy, LAE) — отрасли, о которой мы уже писали, — обеспечивая новые возможности для пассажирских и грузовых перевозок на высоте до 3000 метров в городской среде. Правительственные инициативы по устойчивому транспорту, а также достижения в области электроэнергетики и автономных летательных аппаратов способствуют ускорению разработки и внедрения инновационных средств воздушной мобильности по всему миру.
По данным Mordor Intelligence, мировой рынок UAM в 2023 году оценивался в 2,91 млрд долл. США, а к 2024-му увеличился более чем в полтора раза, до 4,45 млрд долл. США. Ожидается, что к 2036 году объём рынка UAM достигнет 56,21 млрд долл. США при среднегодовом темпе роста на 23,54%. Фактически технологии, считавшиеся далёким будущим в фантастических фильмах ещё несколько десятилетий назад, сегодня уже находятся на пороге реализации.
В системы UAM преимущественно входят аэротакси — автономные и пилотируемые электрические воздушные суда вертикального взлёта и посадки (eVTOL), предназначенные для быстрого перемещения в городе, логистические дроны — беспилотные аппараты, доставляющие грузы в труднодоступные районы, и интеллектуальные воздушные коридоры, обеспечивающие интеграцию UAM в городскую инфраструктуру с учётом безопасности и регулирования воздушного движения.
Ключевой элемент развития городской воздушной мобильности — вертипорты, специализированные площадки для взлёта, посадки и зарядки аэротакси и дронов. Эти объекты обеспечивают безопасное управление воздушным трафиком, интеграцию с наземным транспортом и удобный доступ для пассажиров. Мировая практика показывает, что успешное внедрение UAM невозможно без разветвлённой сети вертипортов. Согласно отчёту The global vertiport market map and forecast 2025–2029 от февраля 2025 года, с 2025 по 2029 год планируется построить в мире более 1,5 тыс. вертипортов, что потребует инвестиций, превышающих 1,5 млрд долл. США. Стоит отметить: это на 500 вертипортов больше, чем прогнозировалось в отчёте за сентябрь 2024 года, что может говорить о стремительном росте рынка UAM.
В отрасли наблюдается значительная инвестиционная активность: на разработку транспортных средств eVTOL выделено около 5 млрд долл. США, что свидетельствует о растущей уверенности в её потенциале. Компании работают как над пилотируемыми, так и над автономными системами, уделяя повышенное внимание вопросам безопасности, технологиям аккумуляторов и повышению эффективности. Сегмент пилотируемых воздушных судов по-прежнему занимает лидирующие позиции на рынке городской воздушной мобильности, охватывая примерно 52,8% рынка. Такая доля обусловлена масштабными инвестициями в исследования и разработку именно пилотируемых аппаратов, поскольку крупные авиакомпании и стартапы сфокусированы на сертификации транспортных средств с экипажем на борту. Предпочтение пилотируемых систем также объясняется общественным восприятием, поскольку пассажиры на ранних этапах внедрения городской воздушной мобильности чувствуют себя увереннее при наличии пилота-человека. По данным McKinsey & Company, прогнозируемая потребность рынка UAM в пилотах составляет около 60 тыс. человек.
Почти треть рынка UAM в настоящее время сосредоточена в Северной Америке, и в ближайшие 10 лет регион продолжит удерживать лидирующие позиции. США доминируют в регионе благодаря развитой аэрокосмической промышленности, наличию ключевых игроков UAM и текущим правительственным инициативам в области устойчивого транспорта. Федеральное управление гражданской авиации (FAA) играет важную роль в разработке стандартов управления воздушным движением и сертификации, обеспечивая безопасную интеграцию UAM в городскую среду. Спрос на аппараты eVTOL формируют такие области применения, как пассажирские воздушные такси, грузовая логистика и экстренные медицинские службы. Благодаря растущему интересу со стороны частных инвесторов и государственных структур Северная Америка нацелена на лидерство во внедрении и развитии инноваций в сфере UAM.
Европейский союз также активно вовлечён в развитие городской воздушной мобильности: Европейское агентство по авиационной безопасности (EASA) активно сотрудничает с производителями для обеспечения соблюдения стандартов и разрабатывает требования к сертификации воздушного транспорта нового типа. Правительство Южной Кореи разработало стратегию K-UAM, предусматривающую запуск коммерческих аэротакси к 2030 году. Дубай (ОАЭ) интегрирует аэротакси в городскую инфраструктуру, активно развивая сотрудничество с ведущими производителями eVTOL.
Для Казахстана внедрение UAM предполагает целый ряд преимуществ. Прежде всего, это решение транспортных проблем: интеграция UAM может снизить нагрузку на наземные дороги, особенно в таких крупных городах, как Алматы, где проблема пробок стоит особенно остро. Вторым важным преимуществом является ускорение доставки грузов: использование дронов и eVTOL для перевозки товаров значительно сократит время логистических операций, особенно в отдалённых регионах страны. Кроме того, внедрение UAM окажет влияние на развитие инновационной экономики, стимулируя развитие высокотехнологичных отраслей, создавая новые рабочие места в области высоких технологий, пилотирования и технического обслуживания eVTOL, а также способствуя привлечению инвестиций.
Однако для масштабного внедрения городской воздушной мобильности в Казахстане требуются разработка нормативно-правовой базы и стандартов безопасности, инвестиции в создание тестовых зон и аэродромов для дронов и аэротакси, внедрение интеллектуальных систем управления воздушным пространством, а также развитие образовательных программ и центров подготовки пилотов для UAM.
Всеми условиями для тестирования и внедрения UAM в Казахстане обладает Алматинская агломерация. Здесь расположен крупный перегруженный мегаполис — Южная столица, — здесь же наблюдается концентрация лучших умов, научных институтов страны и кадров, связанных с авиацией, а также имеется разнообразный ландшафт для тестовых зон. Также именно здесь строится новый мегаполис Алатау, который фактически представляет собой динамично развивающийся инновационный кластер региона. Комплекс объединяет передовые технологии, стартап-экосистему и высокотехнологичные центры, что делает его идеальной площадкой для запуска пилотных проектов городской воздушной мобильности.
В регионе могут быть организованы испытательные полигоны для аэротакси и беспилотных систем доставки, разработаны стандарты управления воздушным движением на малых высотах, а также образовательные программы по подготовке специалистов UAM. Инфраструктурные и технологические возможности формируемой агломерации позволяют интегрировать воздушную мобильность в транспортную систему Алматы, обеспечивая быстрые и безопасные перемещения по городу и за его пределами.
Государственная поддержка, развитие стартапов в сфере авиамобильности и интеграция UAM в транспортные системы крупных городов могут вывести страну в авангард этого технологического тренда. Казахстан, благодаря своему уникальному географическому расположению и наличию обширных пространств, способен стать не только потребителем услуг UAM, но и активным разработчиком на международном уровне. Участие РК в международных инициативах, такое как присоединение к Совместным органам по разработке правил для беспилотных систем (JARUS) в 2023 году, свидетельствует о заинтересованности страны в развитии беспилотных авиационных технологий. Таким образом, интеграция Казахстана в глобальную экономику малых высот требует скоординированных усилий по развитию инновационной инфраструктуры, поддержке научных исследований и созданию благоприятного бизнес-климата.