85 лет со дня рождения Людмилы Гурченко

25432

Людмила Марковна Гурченко родилась в Харькове. Ее отец был профессиональным баянистом, а мама – певицей. Нередко они брали дочь с собой на концерты в местную филармонию, поэтому о сцене она знала с ранних лет. После окончания школы начинающая артистка отправилась покорять Москву и поступила во ВГИК.

Еще будучи студенткой, Гурченко дебютировала в кино. В 1956 году она сыграла в ленте «Дорога правды». Однако настоящую популярность актрисе принес фильм «Карнавальная ночь». Картина имела оглушительный успех, а композиция «Пять минут» в исполнении Гурченко стала одним из символов Нового года. В 1958 году актриса снялась в фильме «Девушка с гитарой», сценарий которого был написан специально для нее.

С 1964 года Гурченко работала в театре «Современник», где отыграла два сезона, приняв участие в постановках «Голый король», «Старшая сестра», «Сирано де Бержерак», а потом несколько лет трудилась на сцене Московского театра сатиры и в театре Антона Чехова.

Следующий отрезок времени можно назвать сложным периодом в творчестве актрисы. Из-за нехватки денег она была вынуждена подрабатывать вне сцены. Многие ее за это осуждали, а режиссеры перестали ей предлагать главные роли. В это непростое для себя время Людмила Марковна стала пробовать играть драматических персонажей. Способность исполнять трагические, местами тяжелые сцены благополучно способствовала дальнейшей профессиональной карьере Гурченко.

Далее было участие в музыкальных картинах: «Соломенная шляпка», «Небесные ласточки», «Мама».

В 1984 году актриса снялась в легендарной комедии Владимира Меньшова «Любовь и голуби». Всего за свою биографию Людмила Гурченко снялась в 85 фильмах, среди которых такие легендарные картины как «Двадцать дней без войны», «Пять вечеров», «Вокзал для двоих», «Сибириада». В 1983 году Гурченко удостоилась звания Народной артистки СССР.

Однако ее биография не ограничивается рамками актерского поприща. На счету многогранной женщины множество песенных дуэтов с различными исполнителями, а также выпуск нескольких автобиографических книг.

12 ноября исполняется 85 лет со дня рождения Людмилы Гурченко. К этому юбилею «Газета.Ru» совместно с киноканалом «Мосфильм. Золотая коллекция» подготовила фотогалерею с уникальными кадрами со съемок фильмов с всенародно любимой актрисой.

Пресс-служба телеканала «Мосфильм. Золотая коллекция»

<b>На фото, слева направо: Юрий Белов, Георгий Куликов, Людмила Гурченко, Валентин Брылеев в фильме «Карнавальная ночь» (1956).</b> Именно эта жизнерадостная новогодняя комедия Эльдара Рязанова сделала 20-летнюю студентку ВГИКа настоящей звездой. Игорь Ильинский, сыгравший в «Карнавальной ночи» Серафима Ивановича Огурцова, стал своего рода пророком. «Чую&hellip; После этой картины ты будешь очень популярной», &mdash; сказал он Людмиле и посоветовал готовиться к грядущей славе. И не ошибся!

На фото, слева направо: Юрий Белов, Георгий Куликов, Людмила Гурченко, Валентин Брылеев в фильме «Карнавальная ночь» (1956). Именно эта жизнерадостная новогодняя комедия Эльдара Рязанова сделала 20-летнюю студентку ВГИКа настоящей звездой. Игорь Ильинский, сыгравший в «Карнавальной ночи» Серафима Ивановича Огурцова, стал своего рода пророком. «Чую… После этой картины ты будешь очень популярной», — сказал он Людмиле и посоветовал готовиться к грядущей славе. И не ошибся!

Пресс-служба телеканала «Мосфильм. Золотая коллекция»

<b>Кадр из фильма «Карнавальная ночь» (1956).</b> Сегодня с трудом верится в то, что официальные пробы на роль Леночки актриса провалила. Тогда юная харьковчанка решилась на хитрый ход: привлечь внимание самого директора «Мосфильма» Ивана Пырьева. Благо, такой случай подвернулся. Пырьев шел по коридору, когда ему на глаза попалась девушка с лихой, пружинящей походкой. Участь дебютантки была решена: Пырьев распорядился о новых пробах для дебютантки. Рязанов остался доволен результатом, и советский зритель увидел теперь уже всем известную Лену Крылову.

Кадр из фильма «Карнавальная ночь» (1956). Сегодня с трудом верится в то, что официальные пробы на роль Леночки актриса провалила. Тогда юная харьковчанка решилась на хитрый ход: привлечь внимание самого директора «Мосфильма» Ивана Пырьева. Благо, такой случай подвернулся. Пырьев шел по коридору, когда ему на глаза попалась девушка с лихой, пружинящей походкой. Участь дебютантки была решена: Пырьев распорядился о новых пробах для дебютантки. Рязанов остался доволен результатом, и советский зритель увидел теперь уже всем известную Лену Крылову.

Пресс-служба телеканала «Мосфильм. Золотая коллекция»

<b>Кадр из фильма «Карнавальная ночь» (1956). </b> Сам Рязанов, хоть и утвердил Гурченко на роль Леночки Крыловой, все-таки считал ее слишком «манерной». Да и Пырьев, изначально обративший внимание на ее задорную походку, позже утверждал, что актриса «чересчур кривляется». Оба смягчились лишь после того, как к «Карнавальной ночи» пришел колоссальный успех. Критиковали и песню «Пять минут», написанную поэтом-песенником Владимиром Лившицем и композитором Анатолием Лепиным. Впервые услышав главный номер фильма, музыканты оркестра Рознера нашли ее старомодной и даже сравнили с немецкими шлягерами 30-х годов. Позже, когда песня стала настоящим хитом, забылось и это. Но тогда от ее бешеной популярности начала уже страдать Гурченко &ndash; ей приходилось петь «Пять минут» по несколько раз в день, на самых разных концертных площадках столицы.

Кадр из фильма «Карнавальная ночь» (1956). Сам Рязанов, хоть и утвердил Гурченко на роль Леночки Крыловой, все-таки считал ее слишком «манерной». Да и Пырьев, изначально обративший внимание на ее задорную походку, позже утверждал, что актриса «чересчур кривляется». Оба смягчились лишь после того, как к «Карнавальной ночи» пришел колоссальный успех. Критиковали и песню «Пять минут», написанную поэтом-песенником Владимиром Лившицем и композитором Анатолием Лепиным. Впервые услышав главный номер фильма, музыканты оркестра Рознера нашли ее старомодной и даже сравнили с немецкими шлягерами 30-х годов. Позже, когда песня стала настоящим хитом, забылось и это. Но тогда от ее бешеной популярности начала уже страдать Гурченко – ей приходилось петь «Пять минут» по несколько раз в день, на самых разных концертных площадках столицы.

Пресс-служба телеканала «Мосфильм. Золотая коллекция»

<b>Кадр из фильма «Карнавальная ночь» (1956).</b> Интересный факт: декор, костюмы, реквизит «Карнавальной ночи» и даже звук &mdash; почти прямая отсылка к Голливуду. Так, героиня Гурченко шесть раз меняла наряды, и каждое платье выглядело подозрительно не по-советски. Это диоровский New Look в чистом виде. Шотландская клетка (на фото) &mdash; тоже хрестоматийный рождественский мотив в голливудских фильмах. И, наконец, верх буржуазности: белая меховая муфта Леночки Крыловой. После выхода картины о таком аксессуаре мечтала едва ли не каждая зрительница.

Кадр из фильма «Карнавальная ночь» (1956). Интересный факт: декор, костюмы, реквизит «Карнавальной ночи» и даже звук — почти прямая отсылка к Голливуду. Так, героиня Гурченко шесть раз меняла наряды, и каждое платье выглядело подозрительно не по-советски. Это диоровский New Look в чистом виде. Шотландская клетка (на фото) — тоже хрестоматийный рождественский мотив в голливудских фильмах. И, наконец, верх буржуазности: белая меховая муфта Леночки Крыловой. После выхода картины о таком аксессуаре мечтала едва ли не каждая зрительница.

Пресс-служба телеканала «Мосфильм. Золотая коллекция»

<b>В фильме «Женитьба Бальзаминова» (1964)</b> 29-летняя Гурченко сыграла второстепенного персонажа. Но от этого ее появление на экране не стало менее ярким. Молодой звезде досталась роль Устиньки, реплика которой «Ну, как у вас было? Я ужасть как люблю откровения о любви от своих подруг!» пошла в народ.

В фильме «Женитьба Бальзаминова» (1964) 29-летняя Гурченко сыграла второстепенного персонажа. Но от этого ее появление на экране не стало менее ярким. Молодой звезде досталась роль Устиньки, реплика которой «Ну, как у вас было? Я ужасть как люблю откровения о любви от своих подруг!» пошла в народ.

Пресс-служба телеканала «Мосфильм. Золотая коллекция»

<b>&laquo;Женитьба Бальзаминова»:</b> слева, направо &ndash; Людмила Гурченко, Жанна Прохоренко, Георгий Вицин, Людмила Шагалова, Николай Крючков. Устинька в исполнении Гурченко &ndash; «перезревшая девица», приживалка в доме Ничкиных &mdash; выгодно оттеняет свою цветущую подругу Капочку. Актриса радовалась любой роли и вдохновенно импровизировала на съемочной площадке. «Деревянные» движения Устиньки; ее деловитость, парадоксально сочетающаяся с суетливостью и сентиментальностью &mdash; изобретение Людмилы Марковны.

«Женитьба Бальзаминова»: слева, направо – Людмила Гурченко, Жанна Прохоренко, Георгий Вицин, Людмила Шагалова, Николай Крючков. Устинька в исполнении Гурченко – «перезревшая девица», приживалка в доме Ничкиных — выгодно оттеняет свою цветущую подругу Капочку. Актриса радовалась любой роли и вдохновенно импровизировала на съемочной площадке. «Деревянные» движения Устиньки; ее деловитость, парадоксально сочетающаяся с суетливостью и сентиментальностью — изобретение Людмилы Марковны.

Пресс-служба телеканала «Мосфильм. Золотая коллекция»

Олег Басилашвили и Людмила Гурченко в фильме <b>«Вокзал для двоих» (1982)</b>. Эльдар Рязанов специально пригласил на главные роли актеров из двух совершенно разных миров (он &ndash; ленинградец, она&nbsp;- харьковчанка), ведь и играть им предстояло людей с совершенно разным жизненным опытом. Оба артиста познакомились за два часа до начала съемок. А поскольку снимать мелодраму начали с конца, первым оказался эпизод с поцелуем. Басилашвили был возмущен и даже собирался отказаться от роли: он был не готов к такому тесному общению с совершенно незнакомой женщиной. К счастью, Гурченко спасла ситуацию. Она изменила диалог, самостоятельно переписав текст, благодаря чему поцелуй был перенесен на другую сцену.

Олег Басилашвили и Людмила Гурченко в фильме «Вокзал для двоих» (1982). Эльдар Рязанов специально пригласил на главные роли актеров из двух совершенно разных миров (он – ленинградец, она - харьковчанка), ведь и играть им предстояло людей с совершенно разным жизненным опытом. Оба артиста познакомились за два часа до начала съемок. А поскольку снимать мелодраму начали с конца, первым оказался эпизод с поцелуем. Басилашвили был возмущен и даже собирался отказаться от роли: он был не готов к такому тесному общению с совершенно незнакомой женщиной. К счастью, Гурченко спасла ситуацию. Она изменила диалог, самостоятельно переписав текст, благодаря чему поцелуй был перенесен на другую сцену.

Пресс-служба телеканала «Мосфильм. Золотая коллекция»

<b>&laquo;Вокзал для двоих&raquo; (1982).</b> Изначально роль Веры Нефедовой была рассчитана на более молодую актрису. Однако режиссер намеренно пригласил 40-летнюю Гурченко. Позже он признается, что ее участие в «Вокзале&hellip;» было необходимо.
«Ее происхождение, социальное окружение детства, доскональное знание провинциальной жизни, умение показать окраинную интонацию оказались неоценимы, &mdash; писал Рязанов. &mdash; Она в какой-то степени играла эту женщину окраины, но в какой-то степени и была ею. Провинциальная русская баба &mdash; часть ее богатой и сложной натуры».

«Вокзал для двоих» (1982). Изначально роль Веры Нефедовой была рассчитана на более молодую актрису. Однако режиссер намеренно пригласил 40-летнюю Гурченко. Позже он признается, что ее участие в «Вокзале…» было необходимо. «Ее происхождение, социальное окружение детства, доскональное знание провинциальной жизни, умение показать окраинную интонацию оказались неоценимы, — писал Рязанов. — Она в какой-то степени играла эту женщину окраины, но в какой-то степени и была ею. Провинциальная русская баба — часть ее богатой и сложной натуры».

Пресс-служба телеканала «Мосфильм. Золотая коллекция»

<b>Вокзал для двоих (1982).</b> Сцена, в которой Платон везет Веру на тележке, была отснята на Таганской площади. Вообще, у фильма много локаций: например, прибытие и отправление поездов были запечатлены на Рижском вокзале в Москве, ночевка героев в зале ожидания &ndash; на Витебском вокзале в Ленинграде. Сцены на перроне, проходка Веры по мосту сняты на станции «Лосиноостровская» там же. Колонии были «отработаны» в Подмосковье, рыночные сцены &mdash; на московском Тишинском рынке. А вот города Заступинска, в котором, по сюжету, происходит действие картины, никогда не существовало.

Вокзал для двоих (1982). Сцена, в которой Платон везет Веру на тележке, была отснята на Таганской площади. Вообще, у фильма много локаций: например, прибытие и отправление поездов были запечатлены на Рижском вокзале в Москве, ночевка героев в зале ожидания – на Витебском вокзале в Ленинграде. Сцены на перроне, проходка Веры по мосту сняты на станции «Лосиноостровская» там же. Колонии были «отработаны» в Подмосковье, рыночные сцены — на московском Тишинском рынке. А вот города Заступинска, в котором, по сюжету, происходит действие картины, никогда не существовало.

Пресс-служба телеканала «Мосфильм. Золотая коллекция»

За работу в мелодраме <b>«Вокзал для двоих»</b> Людмила Гурченко была удостоена звания народной артистки. Как уже упоминалось, она вносила свои корректировки в сценарий. Это она придумала, чтобы после скандальной сцены в ресторане Платон подошел к Нефедовой и тихим голосом спросил: «Тебе очень стыдно за меня, да?»

За работу в мелодраме «Вокзал для двоих» Людмила Гурченко была удостоена звания народной артистки. Как уже упоминалось, она вносила свои корректировки в сценарий. Это она придумала, чтобы после скандальной сцены в ресторане Платон подошел к Нефедовой и тихим голосом спросил: «Тебе очень стыдно за меня, да?»

Пресс-служба телеканала «Мосфильм. Золотая коллекция»

Людмила Гурченко и Александр Михайлов <b>в фильме «Любовь и голуби» (1984)</b>. На роль Раисы Захаровны изначально пробовалась секс-символ советского кино Наталья Кустинская. Но звезду комедии «Три плюс два» после проб забраковали сразу. Роль предложили Татьяне Дорониной, но та отказалась сама. Режиссер Владимир Меньшов уже решил остановиться на собственной жене Вере Алентовой. Но и здесь его постигла неудача: Алентову неожиданно утвердили на роль в другом проекте.
Меньшова будто озарило: ведь Раису Захаровну могла бы сыграть сама Людмила Гурченко! Как раз в это время народная артистка отдыхала в Пицунде. Однако на телеграмму ответила мгновенно и очень быстро прибыла на съемочную площадку в северный Медвежьегорск. Ее кандидатуру утвердили сразу.

Людмила Гурченко и Александр Михайлов в фильме «Любовь и голуби» (1984). На роль Раисы Захаровны изначально пробовалась секс-символ советского кино Наталья Кустинская. Но звезду комедии «Три плюс два» после проб забраковали сразу. Роль предложили Татьяне Дорониной, но та отказалась сама. Режиссер Владимир Меньшов уже решил остановиться на собственной жене Вере Алентовой. Но и здесь его постигла неудача: Алентову неожиданно утвердили на роль в другом проекте. Меньшова будто озарило: ведь Раису Захаровну могла бы сыграть сама Людмила Гурченко! Как раз в это время народная артистка отдыхала в Пицунде. Однако на телеграмму ответила мгновенно и очень быстро прибыла на съемочную площадку в северный Медвежьегорск. Ее кандидатуру утвердили сразу.

Пресс-служба телеканала «Мосфильм. Золотая коллекция»

<b>«Любовь и голуби» (1984)</b> Санаторий для двоих: историю знакомства Василия Егоровича и Раисы Захаровны снимали в Сочи и в Батуми. И это стало для актеров настоящим испытанием, ведь съемки велись в ноябре. Особенно пострадала Гурченко: ей, плохо переносящей холод, пришлось плавать в 14-градусной воде.
Впрочем, несладко пришлось всем. Когда сам Михайлов прыгнул к партнерше в море, он чуть не взвыл от обжигающе ледяной воды, и от шока забыл текст. «Люсь, че я говорю-то?» &mdash; вполголоса процедил он. На что Гурченко, уже ощутившая на себе всю прелесть ноябрьского купания, дала подсказку: «Ёшкин кот, Саша!..».

«Любовь и голуби» (1984) Санаторий для двоих: историю знакомства Василия Егоровича и Раисы Захаровны снимали в Сочи и в Батуми. И это стало для актеров настоящим испытанием, ведь съемки велись в ноябре. Особенно пострадала Гурченко: ей, плохо переносящей холод, пришлось плавать в 14-градусной воде. Впрочем, несладко пришлось всем. Когда сам Михайлов прыгнул к партнерше в море, он чуть не взвыл от обжигающе ледяной воды, и от шока забыл текст. «Люсь, че я говорю-то?» — вполголоса процедил он. На что Гурченко, уже ощутившая на себе всю прелесть ноябрьского купания, дала подсказку: «Ёшкин кот, Саша!..».

Пресс-служба телеканала «Мосфильм. Золотая коллекция»

«Разлучница» Раиса Захаровна из <b>фильма «Любовь и голуби»</b> стала для советских женщин своеобразной учительницей по стилю. Ее наряды (модные сабо, шелковые халаты, трикотажные костюмчики, жабо и сапоги на шпильке) были тщательно продуманы и подобраны. Раиса Захаровна активно ищет мужа &mdash; а значит, в ход идут кружева, рюши, воланы и баски.

«Разлучница» Раиса Захаровна из фильма «Любовь и голуби» стала для советских женщин своеобразной учительницей по стилю. Ее наряды (модные сабо, шелковые халаты, трикотажные костюмчики, жабо и сапоги на шпильке) были тщательно продуманы и подобраны. Раиса Захаровна активно ищет мужа — а значит, в ход идут кружева, рюши, воланы и баски.

Пресс-служба телеканала «Мосфильм. Золотая коллекция»

<b>Фильм «Любовь и голуби» (1984)</b> Александр Михайлов работал с Гурченко в двух фильмах и двух спектаклях. Как рассказывал народный артист России в одном из интервью, с Людмилой Марковной было «безумно интересно существовать». По его словам, актриса замечала вещи, о которых никто не подозревал, и могла одной фразой вытащить из человека «что-то необычное». Кроме того, Михайлов отрицал слухи о сложном характере своей партнерши по фильму. «Она просто терпеть не может бездарность. А нам с ней работалось интересно, ни разу не было и намека на какую-то гордыню &mdash; все было замечательно», &mdash; признавался он.

Фильм «Любовь и голуби» (1984) Александр Михайлов работал с Гурченко в двух фильмах и двух спектаклях. Как рассказывал народный артист России в одном из интервью, с Людмилой Марковной было «безумно интересно существовать». По его словам, актриса замечала вещи, о которых никто не подозревал, и могла одной фразой вытащить из человека «что-то необычное». Кроме того, Михайлов отрицал слухи о сложном характере своей партнерши по фильму. «Она просто терпеть не может бездарность. А нам с ней работалось интересно, ни разу не было и намека на какую-то гордыню — все было замечательно», — признавался он.

Пресс-служба телеканала «Мосфильм. Золотая коллекция»

<b>В «Отпуске за свой счет» (1982) </b> актриса сыграла одну из главных ролей &mdash; Аду Петровну. И если в фильме ее персонаж помогает главной героине (Кате Котовой в исполнении Ольги Мелиховой), то в жизни Людмила Марковна оказалась спасительницей для самой актрисы. На тот момент Мелихова была почти никому не известна. На роль Лены ее утвердили по приказу «свыше». Однако ленинградскую артистку в картине не хотели видеть ни сценарист Валентин Азерников (он писал сценарий под Евгению Симонову), ни режиссер Виктор Титов (тот планировал снимать в этой роли Любовь Руденко). Ольгу начали буквально выживать со съемочной площадки. Травля и бойкот прекратились лишь после того, как Мелихову под свое крыло взяла Гурченко.

В «Отпуске за свой счет» (1982) актриса сыграла одну из главных ролей — Аду Петровну. И если в фильме ее персонаж помогает главной героине (Кате Котовой в исполнении Ольги Мелиховой), то в жизни Людмила Марковна оказалась спасительницей для самой актрисы. На тот момент Мелихова была почти никому не известна. На роль Лены ее утвердили по приказу «свыше». Однако ленинградскую артистку в картине не хотели видеть ни сценарист Валентин Азерников (он писал сценарий под Евгению Симонову), ни режиссер Виктор Титов (тот планировал снимать в этой роли Любовь Руденко). Ольгу начали буквально выживать со съемочной площадки. Травля и бойкот прекратились лишь после того, как Мелихову под свое крыло взяла Гурченко.

Пресс-служба телеканала «Мосфильм. Золотая коллекция»

«Кучнее, товарищи, кучнее! Внимание на экскурсовода, товарищи!»: Людмила Гурченко <b>в фильме «Отпуск за свой счет»</b>. Влиятельность Людмилы Марковны, как и ее народное признание, к тому времени уже проявились в полной мере. Съемки «Отпуска&hellip;» проходили в Венгрии, и вся съемочная группа накупила в Будапеште подарков для родных. Сама Гурченко везла в СССР пятиметровый, страшно тяжелый ковер. Как она смогла его дотащить, остается догадкой. Но интереснее другое: таможенники махнули рукой на негабаритный груз, ведь его везла любимая артистка.

«Кучнее, товарищи, кучнее! Внимание на экскурсовода, товарищи!»: Людмила Гурченко в фильме «Отпуск за свой счет». Влиятельность Людмилы Марковны, как и ее народное признание, к тому времени уже проявились в полной мере. Съемки «Отпуска…» проходили в Венгрии, и вся съемочная группа накупила в Будапеште подарков для родных. Сама Гурченко везла в СССР пятиметровый, страшно тяжелый ковер. Как она смогла его дотащить, остается догадкой. Но интереснее другое: таможенники махнули рукой на негабаритный груз, ведь его везла любимая артистка.

Пресс-служба телеканала «Мосфильм. Золотая коллекция»

Международное информационное агентство «DKnews.kz» зарегистрировано в Министерстве культуры и информации Республики Казахстан. Свидетельство о постановке на учет № 10484-АА выдано 20 января 2010 года.

Тема
Обновление
МИА «DKnews.kz» © 2006 -