В конце 1969 года в Набережных Челнах по постановлению партии и правительства СССР началось строительство Камского автозавода («КамАЗ»). Он был рассчитан на производство 150 тыс. большегрузных автомобилей и 250 тыс. двигателей в год. В 1974-м был подготовлен первый опытный образец, а 16 февраля 1976 года с главного сборочного конвейера сошел первый серийный грузовик. По традиции тех лет машины из первой партии украсили лозунгом «Наш подарок XXV съезду КПСС».
КамАЗ-5320 был оснащен трехместной кабиной, расположенной над двигателем и откидывающейся вперед. Двигатель, сцепление и коробка передач образовывали единый силовой агрегат, установленный на передних, задних и поддерживающей опорах. Самый первый грузовой автомобиль-тягач «КамАЗ-5320» долгое время работал в Башкирии, позднее был выкуплен музеем и восстановлен. Сейчас он выставлен в качестве музейного экспоната.
Уже ко времени сдачи в эксплуатацию первой очереди завода в конце 1976 года «КамАЗ» обладал огромными производственными фондами. Они были в два раза выше, чем на ВАЗе, и в три раза превосходили общеотраслевой показатель по Минавтопрому. Темпы роста производства на «КамАЗе» были рекордными. За первые полтора года завод выпустил 15 тыс. автомобилей, а в июне 1979-го количество собранных машин перевалило за 100 тыс. В 1988 году была образована заводская гоночная команда «КАМАЗ-мастер» — многократный победитель престижных ралли-рейдов, начиная с «Дакара». В 2018 году «КамАЗ» начал поставлять для транспортной системы Москвы электробусы и зарядные станции.
Первые опытные образцы автомобилей «КамАЗ», 1976 год
Шерстенников/РИА «Новости»
Грузовые автомобили «Камаз» (сельскохозяйственный вариант и седельный тягач с полуприцепом), которые предполагается выпускать на Камском автомобильном заводе в центре Москвы, 1974 год
Созинов/РИА «Новости»
Передовые сборщики главного конвейера камского объединения по производству большегрузных автомобилей «КамАЗ», 1976 год
Евгений Логвинов/ТАСС
Главный конвейер Камского автомобильного завода, 1991 год
Владимир Акимов/РИА «Новости»
Члены делегации Коммунистической партии Франции во главе с заместителем главного секретаря партии Жоржем Марше осматривают двигатель, который позже будет устанавливаться на «КамАЗ», 1971 год
Валерий Шустов/РИА «Новости»
Автомобили «КамАЗ» на стоянке перед заводом, 1982 год
Ю. Филимонов/РИА «Новости»
5000-й автомобиль «КамАЗ» сходит с конвейера Камского автозавода, 1976 год
Андрей Соломонов/РИА «Новости»
Вахтовый автобус-вездеход Камского автомобильного завода на ВДНХ, 1991 год
В. Шушаков/РИА «Новости»
Участница коммунистического субботника, слесарь-сборщик главного конвейера «КамАЗ» Светлана Давлетшина, 1982 год
Евгений Логвинов/ТАСС
Полноприводные автомобили КамАЗ-43101 во время испытательного пробега, 1991 год
В. Шушаков/РИА «Новости»
13.12.2019 13 декабря 2019. Президент России Владимир Путин в кабине автомобиля Kamaz Continent во время посещения ПАО «КамАЗ», 2019 год
Михаил Климентьев/РИА «Новости»
Машина экипажа 501 в составе Антона Шибалова, Дмитрия Никитина и Ивана Татаринова спортивной команды «КАМАЗ-мастер» на трассе 6-го этапа ралли-марафона «Дакар-2021» в классе грузовиков в Саудовской Аравии,январь 2021 года
РИА «Новости»
Полицейский автозак на базе автомобиля «КамАЗ» на территории аэропорта Внуково, 17 января 2021 года
Валерий Мельников/РИА «Новости»
Гоночный грузовик российской команды «КаМАЗ - Мастер» производит тестовый заезд на полигоне команды, 2011 год
Максим Богодвид/РИА «Новости»
Gazeta.ru