Современное продюсирование в Казахстане

75735

25 ноября в университете «Туран» прошел круглый стол «Современное продюсирование в Казахстане - вызовы для кинообразования», передает Деловой Казахстан.

Тенденции развития отечественного кинематографа, появление большого количества производственных студий и независимых продюсеров, расширение возможностей показа видеоконтента на интернет-платформах – сегодня как никогда актуализируют вопросы развития продюсирования. В обсуждении этих насущных проблем, стоящих перед отечественной киноиндустрией, приняли участие руководители НАО «ГЦПНК», АО «Казахфильм» им. Ш.Айманова, ведущих вузов страны - университета «Туран», КазНАИ им.Т.К.Жургенова, КазНУИ («Шабыт»), Алматы Менеджмент Университет (AlmaU), независимые продюсеры и руководители продюсерских центров.

Модератор встречи – президент Ассоциации кинокритиков Казахстана Гульнара Абикеева – открывая дискуссионную площадку, озвучила главную цель встречи.

«Нам важно услышать каждого из вас – что нужно в подготовке продюсеров, каких продюсеров рынку сейчас не хватает, где должна проходить их подготовка, какой опыт знаний у них должен быть – понимаете, на все эти вопросы мы должны найти ответы», - заявила она.

В дальнейшем в ходе круглого стола кинематографисты, практики и теоретики, успели обсудить следующие вопросы: роль профессионального кинопродюсера в отечественной киноиндустрии; потребности отечественного кинематографа в административных киноспециальностях; соответствие продюсерских образовательных программ киношкол требованиям современного кинопроцесса и особенности интеграции выпускников киношкол в отечественную киноиндустрию.

Заслуженный деятель Казахстана, кинорежиссер Сергей Азимов отметил, что крайне важно решить вопрос с трудоустройством выпускников киновузов, которые после окончания учебного заведения остаются без работы и профессиональной перспективы.

«Нужно готовить ребят с 3-4 курса и нужно возвращать систему мастерских», - отметил он.

Генеральный продюсер ГЦПНК Адай Абельдинов обозначил морально-этическую проблему современной казахстанской киноиндустрии. Он подчеркнул, что в Киноцентр сегодня приходит много молодых режиссеров и продюсеров, которые в первую очередь думают о том, чтобы заработать деньги во время съемок проекта, а не после его выпуска в прокат.

«Это большая проблема, которую нужно решить. Нужно научить кинематографистов продавать свои проекты», - считает Абельдинов.

Учитывая, что у нас главным инвестором в кино продолжает оставаться государство, руководитель производственной службы «Казахфильма» Арууана Серикбаева остановилась на проблемных вопросах, с которыми сталкивается главная киностудия страны.

«Мы работаем с госпорталом, заключаем договор, получаем 30 процентов, затем снова заключаем договор и так далее. Мы сейчас вносим предложение чтобы это все изменить, сделать мобильнее. Желательно заключать договора сразу на два года, чтобы не останавливалось производство. Это все вопросы продюсирования, от которых зависит судьба всего проекта от «а» до «я», - сказала Серикбаева.

Также она предложила, чтобы новых продюсеров обучали юриспруденции и финансовой грамотности.

«Почти все продюсеры, которые сейчас работают на рынке, начинали на площадке как администраторы, а хотелось бы, чтобы они обучались этому уже в стенах учебного заведения», - отметила она.

Генеральный директор Salem Social Media Рустам Юсупов рассказал, что пришел в кино как раз администратором проекта, а сейчас руководит большой компанией, выпускающей более тридцати веб-сериалов в год.

«Мы сами обучаем своих продюсеров, режиссеров. Проводим питчинги, даем шанс молодежи развиваться, ошибаться. У нас сейчас 14 креативных продюсеров, которые постоянно заняты на проектах», - отметил он.

Главной проблемой он видит незнание продюсером того, сколько он заработает на проекте, так как у нас еще нет единой базы RenTrack. Также у нас нет альтернативы кинотеатрам, нет ни одной платформы, где можно разместить проекты и хоть как-то отбить часть бюджета. Также Юсупов остановился на оттоке хороших специалистов за рубеж, так как здесь им особо не доверяют и не дают большие бюджеты. В частности, он привел пример режиссера Айторе Жолдаскали, который снял самый успешный сериал Salem Social Media «Шекер», а сейчас работает и живет в России, где ему предложили лучшие условия.

Своего коллегу поддержал и Ринат Сафаров, который отметил, что даже основатель его студии Аскар Узабаев покинул страну и снимает сейчас сериал для российских телеканалов.

«У нас не хватает ресурсов, не хватает специалистов на рынке. Люди приходят с улицы, учатся у нас, а потом уходят в свободное плавание. Я сам лично вырастил пять продюсеров, которые сейчас успешно работают с коммерческими проектами», - сказал Сафаров.

Анна Дармодехина рассказала, что с недавних пор мир кино изменился и продажа прав сейчас стала основным источником устойчивого дохода. С начала пандемии контентный бизнес вышел на первый план, и продюсер должен уметь распознать талант, работать с ним и продвигать его дальше.

«Мир стал одним большим кинозалом, и каждый зритель смотрит кино на своем родном языке. Хороший пример – сериал «Игра в кальмара». Там самую главную работу проделали продюсеры. Вот это сейчас базовый скилл хорошего продюсера – увидеть в очень локальном проекте международный потенциал и сделать из него абсолютный хит», - считает продюсер.

Председатель правления ГЦПНК Есетжан Косубаев особо отметил темы, затронутые Анной Дармодехиной, подчеркнув, что сейчас идет путь осознания и понимания амплуа продюсера.

«Кино не надо рассматривать как часть культуры. Его надо рассматривать как реальный сектор экономики. Если правильно выстроить всю систему, тогда мы получим хороший, конкурентоспособный на рынке продукт, который будет приносить доход. Кино должно приносить деньги. Хорошо, что, сейчас есть ГЦПНК, есть господдержка, но мы хотим эту систему пересмотреть. Риски надо делить. Это бизнес», - отметил глава Киноцентра.

Один из самых успешных международных продюсеров отечественного кино Серик Абишев рассказал, как добился успеха, как работает с Адильханом Ержановым и чему учит сейчас молодежь.

«В данный момент я преподаю в университете «Туран» на пятом курсе режиссуры. В самом начале я сразу сказал ребятам – не пытайтесь все стать режиссерами, кто-то станет продюсером, кто-то еще чем-то другим займется. Поэтому я хочу, чтобы название наших курсов поменяли на курсы фильммейкеров, а не режиссеров. Таким образом, мы будем обучать людей работать в кино, а не просто снимать фильмы», - сказал Абишев.

Также он отметил, что у его студентов нет средств снимать свои дипломные работы и предложил ГЦПНК в качестве поддержки выделить грант молодым режиссерам. В свою очередь Есетжан Косубаев заявил, что в следующем году Киноцентр планирует выделить отдельный бюджет на поддержку молодых режиссеров.

В завершении работы круглого стола слово взял ректор универститета «Туран» Рахман Алшанов, который остановился на двух вопросах:

«Во-первых, Министерство образования разработало сейчас законодательную инициативу, согласно которой ВУЗы смогут сами создавать образовательные программы. Второе – я предлагаю следующую нашу встречу организовать совместно с депутатским корпусом, представителями министерств и заинтересованными бизнес-структурами, чтобы обсудить с ними дальнейшие рабочие вопросы», - заявил он. 

По результатам встречи было, в том числе, решено выработать предложения по закреплению статуса продюсера на законодательном уровне, а также разработать образовательные программы для продюсеров кино и второго состава киногруппы.

Международное информационное агентство «DKnews.kz» зарегистрировано в Министерстве культуры и информации Республики Казахстан. Свидетельство о постановке на учет № 10484-АА выдано 20 января 2010 года.

Тема
Обновление
МИА «DKnews.kz» © 2006 -