Казахстанская женщина – друг человека

39875
Фото: Айжан Салимжанова (в центре)

А также его кухарка, повар, садовник, воспитатель общих детей и прислуга для всей семьи. Именно такие, не очень презентабельные гендерные роли по-прежнему сохраняются.

В Алматы была презентована монография «Гендер и казахстанское общество». Очень жаль, что презентован проект был в очень узком кругу исследователей темы и потому остался почти без внимания общественности.

«Очень мало научных статей, исследований в этой области. А мы считаем, что необходимо смотреть на все гендерные проблемы с академической точки зрения, научной точки зрения. Чтобы были обоснования для принятия каких-то серьезных решений или путей решения. Мы объявили открытый конкурс. Темы предварительно не задавали, отбор был по абстрактам. Мы получили около 90 заявок со всех регионов Казахстана, отобрали 24, а в нашу монографию вошли 17 статей. Для этого мы инициировали этот проект, собрали различных авторов, уровень авторов разный. Среди них есть профессиональные, которые давно этой темой занимаются» Алима Теңізбай, координатор проектов Фонда Фридриха Эберта в Казахстане, в рамках которых и был организован проект

А фонд является старейшим политическим фондом Германии, который владеет богатыми социал-демократическими традициями со дня своего основания в 1925 году. Фонд был основан как политическое завещание Фридриха Эберта, первого президента Германии, избранного демократическим путем.

Об актуальности темы гендера в нашей стране говорит следующий факт: в 2006 году Казахстан в Мировом рейтинге гендерного равенства (The Gender Gap Index 2006) занимал 32 место, а в 2021 – уже (или еще?) 80.

Айжан Скакова, депутат Мажилиса Парламента РК, "Участие женщин в политике"

Чем же был вызвано такое падение? Почему в стране, несмотря на, казалось бы, социальную направленность развития государства, на наличие огромного числа общественных организаций, защищающих права женщин и борющихся с гендерным неравенством, ситуация не улучшается и даже наоборот? Цель исследований, опубликованных в сборнике – попытка выявить причины гендерного неравенства и выработать предложения по решению этих проблем.

17 статей – 17 уникальных исследований в разных направлениях, имеющих отношение к гендерному равенству. Или, что точнее, к неравенству. Ибо во всех (во всех!) отраслях и направлениях это неравенство наблюдается, и авторы статей это подтверждают. Вот цитаты:

«По состоянию на 2019 год в Республике Казахстан доля женщин составляет: среди политических государственных служащих РК - 11.8%, среди членов парламента РК – 21.8%, среди членов маслихатов и органов власти – 22%, среди административных должностей и управленческих позиций – 4.1%» Такую статистику приводит Наталья Ворошилова с своей статье «Гендер в восприятии молодежи города Шымкента»

Там же указывается и разница в оплате мужского и женского труда: женщины в РК в 2018 году зарабатывали в среднем 68,7% от зарплаты мужчины. Вряд ли ситуация кардинально изменилась за четыре года…

А есть еще труд неоплачиваемый. То есть тот труд, за который человек (и чаще всего, согласно результатам исследования, женщина) не получает прямого вознаграждения. Это ведение домашнего хозяйства, стирка, уборка, приготовление пищи, уход за детьми, больными или пожилыми домочадцами. И прочие домашние дела, которые мы чаще всего и делами-то не считаем... А ведь они занимают много времени, отдаем мы им много физических сил. Хотя, казалось бы, такие мелочи! Помыть посуду, забросить грязное белье в стиральную машину, пропылесосить ковер… Но если сложить все время, которое тратится на подобные «мелочи», то получится 2, 3 или даже 6 часов в день!

А в сельской местности домашние дела вообще не заканчиваются, потому что там зачастую надо и воду нагреть для стирки, а иногда эту воду еще и принести…

Бремя этого тяжелого и совершенно неблагодарного труда ложится на женщин.

Жанар Темірбекова, ректор Международного казахско-турецкого университета имени Ходжи Ахмеда Ясави, научная руководительница проекта с выступлением: "Как преодолеть стеклянный потолок?"

Айжан Салимжанова проанализировала гендерно сегрегированные, то есть разделенные данные, полученные от Бюро национальной статистики (2018 год). Тогда было обследовано 11904 домохозяйств, опрошен 32301 респондент в возрасте от 10 лет и старше.

«По официальным данным Национального агентства по статистике, в Казахстане женщины тратят в три раза больше времени на неоплачиваемые домашние услуги для домашнего хозяйства: занятые (то есть работающие) мужчины тратят на домашние дела 1 час 9 минут в день, а работающие женщины – 3 часа 36 минут. У неработающих картина такая: безработные мужчины тратят на домашние дела 1 час 24 минуты, «безработные» женщины – 4 часа 5 минут» Айжан Салимжанова

В два раза больше времени у женщин уходит и на неоплачиваемые услуги по уходу за другими членами семьи – детьми, престарелыми родителями, родственниками мужа. Причем неважно – замужем эта женщина, разведена, является вдовой или вообще никогда не состояла в браке.

Айгуль Беймишева в статье привела такую формулу: 133/246. Формула наглядно демонстрирует количественное распределение домашнего труда женщины. 133 – это средняя продолжительность времени в минутах в день, которое она проводит на оплачиваемой работе. 246 – то время, которое она тратит на работу, уже неоплачиваемую, по дому и по уходу за домочадцами.

Просто для сравнения: один день из жизни казахстанского мужчины (усредненный, конечно) выглядит так – 203/110.

Все изучаемые Айгуль домохозяйства имели совместный бюджет.

Единственный знакомый многим казахстанцам способ рационального использования семейного бюджета – это концентрация его в одних руках. И почти во всех казахстанских семьях эти руки – женские. С одной стороны, это хорошо, у женщины в таком случае появляются финансовые и иные возможности. А вот с другой – это огромная ответственность, большая психологическая нагрузка и дополнительные хлопоты. Особенно если семья большая, а бюджет небольшой. Опрашиваемые описывали в интервью свое финансовое положение как «среднее». И при этом отмечали, что «для покупки телефона, нового телевизора – деньги либо откладываем, либо берем в кредит».

«Результаты исследования показали, что в казахстанских семьях значительную роль играют культурные факторы, а именно – патриархальность либо наличие модельных установок… результаты наших исследований могут позволить предположить, что существует ярко проявляемая, выраженная система гендерно-ролевых отношений, которые определяют различные степени участия, временных затрат и стратегий поведения мужчин и женщин. На существование такой системы влияют как минимум два фактора: 1) Патриархальность норм и установок – «келин обязана». 2) Рациональный экономический обмен, при котором роль мужа заключается в добыче основных ресурсов. Такой обмен часто говорит о «естественности» такого энергообмена и для многих домохозяйств является значительным аргументом в пользу сохранения нынешнего положения вещей» Айгуль Беймишева

При таком подходе у женщины просто не остается времени на самообразование и карьеру, вся ее жизнь посвящена дому, детям, мужу. То есть она будет выполнять больше работы по уходу и меньше оплачиваемой работы.

Катерина Суворова, предварительное обсуждение фильма "Қызболсын"

Конечно, все это является тормозом для развития общества. И, кстати, некоторые европейские исследователи даже видят прямую связь между гендерным неравенством в стране и уровнем коррупции в ней же. Та же статистика уверяет, что в странах с высоким уровнем гендерного равновесия уровень коррупции низок. Но даже в коррупции существует гендерное неравенство. Коррупция, как всем нам известно, связана с бизнесом и государственным сектором, и женщин здесь не так-то много, особенно в нашей стране. Главные герои наших властных структур - мужчины. Но дают взятки в больницах и прочих госучреждениях, скорей всего, женщины – ведь именно женщины занимаются распределением семейного бюджета. И делают это они не из любви к коррупционным схемам, а просто потому, что вынуждены, иначе дела делаться не будут.

Пол, семейное положение респондента, образование и даже возраст – все учитывалось при проведении исследования. На мой взгляд обывателя, надо было при исследовании учитывать еще один фактор – религиозность респондента.

«На самом деле тема религии была. В нашу монографию, к сожалению, не вошли две очень важные темы – бытовое насилие и религия. По теме религии у нас была заявлена статья "Гендер и религия", но, к сожалению, автор не смогла по личным причинам завершить работу. Не вошла в сборник и вторая статья - по бытовому насилию. Мы постарались рассмотреть разные объекты, но объять необъятное невозможно. На данный момент мы охватили такие темы, как политика, общественные сферы, экономика, рынок труда, медиа, молодежь. Также искусство, культура и история» Алима Теңізбай

Конечно, не все плохо в нашей стране в реализации гендерной политики. Уровень участия женщин в составе экономически активного населения в 2018 году составлял 64,8% - совсем неплохо. 43,2% предпринимателей – женщины. Примерно 28 % руководителей предприятий – тоже женщины. Каждое четвертое (23,1%) крестьянское и фермерское хозяйство возглавляют женщины. Вот такие цифры.

Казахстан за годы независимости ратифицировал основополагающие международные акты – это Пекинская платформа действий по улучшению положения женщин, несколько конвенций ООН: о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, о политических правах женщин, о гражданстве замужней женщины, о равном вознаграждении труда мужчин и женщин за труд равной ценности. 

«Но никакие законы не будут работать, пока существуют стереотипы в обществе. Несмотря на то, что церковь – консервативный социальный институт, роли мужчин и женщин в нем все же постоянно изменяются, учитывая, какие установки характерны именно для данного общества, данной культуры. Конечно, эти если установки не меняют глубинного смысла Евангелия. Меняется культура, меняется язык, это все зависит от эпохи. Но есть христианские идеи свободы. А иерархия земная – это создания рук человеческих. Однозначно, говорить сейчас: «О, женщина начальник, это не по-христиански!», это ж смешно. Ну, где вы здесь христианство увидели? И патриархальность? Нужен специалист хороший – а пол его неважен. Ведь христианство – оно же как раз декларирует идеи свободы человека и равенств, в том числе мужчины и женщины. Никто из нас не лучше и не хуже – мужчины и женщины, мы просто разные. И тут нет никаких противоречий. Та патриархальность, которую мы иногда наблюдаем, идет из старых времен, из язычества, из того устаревшего образа жизни. И это-то, увы, способствует сохранению патриархальности и того статуса женщины, который был в патриархальном обществе. У женщины есть свое служение, свои возможности. А гендерное неравенство приветствуют и поддерживают те мужчины, кто привык к своему доминирующему состоянию и считает, что все ему должны. Это с христианской точки зрения греховное состояние, а с патриархальной – естественное: «Ты делаешь правильно, но не так, как я сказал. И потому ты не прав». От этого надо отходить, и для этого нужна работа души. Нормальным с точки зрения и евангельской и либеральной, будет идея такая: в семье надо уметь договариваться. Сесть ярдом – мужчина и женщина, и все обсудить. Не как «ячейка общества с иерархической структурой», а как людям, которые живут вместе, любят друг друга, имеют хозяйство, детей, обязательные дела и заботы. В нормальной любящей семье помыть посуду – не вопрос иерархии: кто свободен, тот и моет. Это - ситуация договоренности и возникает она из любви именно в христианском понимании» Артем Соловьев, заместитель ректора Алматинской православной духовной семинарии

И Артем Соловьев прав. Ограничения, в том числе и гендерные – в головах. Нужно бороться со стереотипами патриархального взгляда на мир, подключая образовательные программы, художественные проекты, теле- и аудио ролики. Меняя себя, мы меняем мир.

Асыл Аязбаева

Международное информационное агентство «DKnews.kz» зарегистрировано в Министерстве культуры и информации Республики Казахстан. Свидетельство о постановке на учет № 10484-АА выдано 20 января 2010 года.

Тема
Обновление
МИА «DKnews.kz» © 2006 -