ЮНИСЕФ в Казахстане: программы обучения молодёжи

29293

Представительство Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) в Казахстане рассказало о проблемах в трудоустройстве среди молодежи и профориентации, в том числе из категории уязвимых слоев населения, передает Деловой Казахстан.

В мероприятии приняли участие Артур ван Дизен – представитель ЮНИСЕФ в Казахстане, глава Странового офиса ЮНИСЕФ; участники обучающих программ ЮНИСЕФ и представители СМИ.

По данным МТСЗН РК в 2020 году экономически активная часть молодежи насчитывала 2,2 млн человек в возрасте от 15 до 28 лет. Из них трудоустроенными считались более 96%, но большая часть этих рабочих мест приходится на отрасли с низкой производительностью и зарплатами. В топ-3 отраслей-работодателей для молодежи вошли торговля, сельское хозяйство и образование. 23,5% (свыше 470 тыс.) «экономически активной» молодежи имели статус «самозанятых».

Эти данные были озвучены в ходе выступления Артур ван Дизена – представителя ЮНИСЕФ в Казахстане.

По его словам, уровень безработицы среди молодежи достиг 3,8%. Безработная молодежь преобладает в Алматы (6,0%), Карагандинской области (5,3%), в Астане (4,5%) и Кызылординской области (4,2%). Самый низкий уровень безработицы наблюдался в Атырауской области (2,4%), Жамбылской и Акмолинской областях (2,8%), Павлодарской области (3,0%).

Как отметил спикер, глубокий анализ безработицы показывает некоторые негативные тенденции. Во-первых, молодые люди чаще работают на низкоквалифицированных и рискованных работах с меньшей заработной платой. Во-вторых, молодежь составляет 17% всех безработных в стране, а каждый 4-й безработный молодой человек тратит на поиск работы более 6 месяцев. Гендерное соотношение безработной молодежи выглядит следующим образом: 42,4% мужчин против 57,3% женщин.

Также представитель ЮНИСЕФ в Казахстане привел данные исследования Фонда Сорос за 2020 год, согласно которому, в 2016 году 9,2% молодых людей принадлежали к группе NEET (не в сфере образования, занятости или обучения). Подкатегории NEET часто включают безработных, лиц, ухаживающих за членами семьи, людей с особыми потребностями. Наибольшая доля молодежи NEET обычно приходится на возрастную категорию 25–29 лет, где молодые матери составляют основную часть населения. В Казахстане существует значительная региональная дифференциация численности NEET-молодежи. Так, в 2016 году наибольшая доля NEET-молодежи проживала в Мангистауской (15,9%), Жамбылской (14,9%), Кызылординской (13,2%) и Карагандинской (13%) областях.

«Исследование Friedrich-Ebert-Stiftung показало, что молодые респонденты-мужчины с большей вероятностью (27,4%) имеют постоянную и полную занятость по сравнению с молодыми женщинами (18%). Кроме того, молодые респонденты из сельской местности чаще (43,7%) были безработными и не искали работу по сравнению с их сверстниками из городской местности (34,8%). Почти половина респондентов (41,9%) имели несоответствие степени образования фактической должности, что свидетельствует о существующем несоответствии академического образования потребностям рынка» Артур ван Дизен

Он добавил, что недавно проведенный ЮНИСЕФ анализ тенденций на рынке труда (Labour market trends in Europe and Central Asia: Implications for youth employability skills, 2020), показал, что детям, подросткам и молодежи, живущим в странах европейского региона и Центральной Азии, потребуется интегрированный пакет навыков, чтобы найти начальную работу, добиться прогресса в работе, заняться предпринимательством и справиться с изменяющимися условиями жизни. Согласно исследованию, рекомендованный пакет навыков должен включать:

  • базовые навыки (грамотность чтения, письма и счета);
  • передаваемые навыки/soft навыки (когнитивные, социальные навыки (командная работа, лидерство, ведение переговоров и разрешение конфликтов), эмоциональные, деловые навыки;
  • цифровые навыки;
  • специализированные навыки: особенно STEAM (S-наука, T-технологии, E-инженерия, A-искусство и M-математика). 

Для некоторых категорий молодых людей все более расширяющиеся возможности дополнительного обучения (в т. ч. онлайн-обучение навыкам) все еще остаются недоступными вследствие недостаточного уровня цифровых навыков.

В заключение своего выступления, Артур ван Дизен рассказал об образовательных программах ЮНИСЕФ - программе «SAMGAU», проекте «Развитие цифровых и других навыков у детей, имеющих инвалидность по зрению», программе «UniSat».

Программа «Samgau» (Самғау) направлена для развития навыков и социального предпринимательства среди подростков и молодежи, включая уязвимые группы. Это акселерационная программа, которая развивает как навыки, так и выявляет, поддерживает инициативы молодежи.

Проект «Развитие цифровых и других навыков у детей, имеющих инвалидность по зрению» начал работу в Алматы в мае 2021 года, на базе специальной школы-интерната №4 для слепых и слабовидящих детей им. Н. Островского. По окончанию обучения подростки получают навыки работы с цифровыми технологиями, могут самостоятельно изучать новые программы и устройства. В долгосрочной перспективе это позволит молодым людям быть более конкурентноспособными при поступлении учебные заведения и в последующей трудовой деятельности.

Программу UniSat запустили ЮНИСЕФ Казахстан и КазНУ им. аль-Фараби. Она призвана популяризировать STEM-образование среди казахстанских школьниц посредством обучения спутниковым технологиям и созданию наноспутников в лабораторных условиях. Пилотный проект «UniSat» был запущен еще в марте 2020 года. 20 девушек и молодых женщин в возрасте от 14 до 35 лет освоили программирование, создали свой первый наноспутник и успешно запустили его в стратосферу в октябре 2020 года в 150 км от Алматы.

Международное информационное агентство «DKnews.kz» зарегистрировано в Министерстве культуры и информации Республики Казахстан. Свидетельство о постановке на учет № 10484-АА выдано 20 января 2010 года.

Тема
Обновление
МИА «DKnews.kz» © 2006 -