Интрига начинается на входе

9832
Фото: Мария Гордеева

В Алматы театры разные – традиционные, экспериментальные, новаторские, социальные. Только не каждый поклонник театрального искусства знает о существовании формата «театр художника». И далеко не всякий зритель, придя на спектакль этого формата, готов встретиться с повествованием, которое отличается от традиционного. Так же как, например, авторское кино отличается от зрительского.

Авторское кино – возможность режиссера, сценариста, иногда даже продюсера в одном лице проявить собственные идеи через киноленту. А зрительское кино полностью зависит от вкусов зрителя, строится по определенным схемам и приносит всемирные коммерческие успех и популярность. Так, например, фильмы Микеланджело Антониони («Красная пустыня») и Алексея Балабанова («Груз 200») отличаются от фильмов Джеймса Кэмерона («Аватар») и Квентина Тарантино («Убить Билла»).

Лучше всего я это поняла, когда наблюдала, как некоторые зрители покидали зал АРТиШОКа во время спектакля. За двадцать два года существования театра – случай довольно редкий. Одни уходили молча, стараясь не мешать соседям, другие совершали коллективный исход и создавали дополнительное зрелище, которое вписывалось в общую канву спектакля. Уходили с премьеры «Преступления и наказания» по роману Федора Достоевского в постановке Антона Болкунова, сценографа и художника театра, педагога актёрско-режиссёрского курса театра АRТиШОК. Премьера дипломного спектакля выпускников актерской школы по предмету «театр художника» прошла в конце декабря.

Антон работает художником в театре ARTиШОК почти пятнадцать лет. До того занимался графикой, скульптурой, авторским кино. Окончил высшие режиссёрские курсы по игровому кино в мастерской М. И. Квирикадзе и затем два года работал художником новосибирского театра. Возможно, опыт работы в кино и более сорока постановок спектаклей в Алматы, Омске, Новосибирске позволили выстроить стилистику спектакля в виде грубо склеенных кино-эпизодов, с провалами и нестыковками. Что отдаленно напомнило мне эстетику спектаклей Юрия Бутусова, выдающегося режиссера театра художника, который сотрудничал в тандеме с художником Александром Шишкиным. Многократный обладатель «Золотой маски» ставил спектакли в театре им. Ленсовета, в «Сатириконе», руководил театром им. Вахтангова. Самые известные его постановки – «Войцек», «Макбет», «Король Лир».

Как и часть зрителей, я тоже впервые смотрела казахстанскую постановку театра художника. Уходить не хотелось, хотелось разобраться: что актеры пытаются сообщить через язык тела, смогу ли я интерпретировать этот частью пластический спектакль, частью – перформанс, каким будет финал. И хотя классический финал романа хорошо известен из школьной программы, в исполнении выпускников актерской студии АРТиШОКа он зацепил внимание телесностью и предметностью.

Кратко о спектакле: интрига начинается на входе. Зрители получают инструкции и схему прохода в зал, заходят в полумрак, который озаряется вспышками полицейского проблескового маячка, и через сцену пробираются к своим местам, спотыкаясь о прикрытое полиэтиленом тело. Попутно уворачиваются от желтой клейкой ленты с надписью STOP, которая накрест перегораживает выход в зрительный зал. Путь к месту сопровождается предметами, бюстами и картинами, которые используются в действии. Безусловно, кому-то это щекочет нервы, а кого-то держит в тонусе.

Классический сюжет романа разворачивается безмолвно. Орудие актёров – движения, предметы, пластика собственного тела и звук. Я бы не сказала, что действие это стройное и последовательное. Скорее, канву спектакля составляет набор ярких сцен с собственной драматургией, рисующих событийный ряд. Есть сцены опасного бритья, откровенные движения мастурбирующих, розовые шары, имитирующие сцены в публичном доме, летящая над оргией Сонечка Мармеладова (Александра Деваева), и долгая, на пять минут, сцена отпиливания ручки топора Раскольниковым (Марк Куклин). Позже отпиленный кусок трансформируется в главную улику, которую Раскольников перекрашивает под цвет серой стены. В финале он достает из-за пазухи и демонстрирует помощнику следователя Заметову (Алтынай Есекина) отпиленный кусок топорища. 

О насилии. Его в романе много и в действии на сцене – тоже. И чаще всего это действие завуалировано. Так, сцена бритья Свидригайлова (Аружан Елеу) кроткой и безмолвной Дуней (Асыл Сарсен) предваряется установкой штатива с камерой. Чем не современная селфи-лихорадка. Далее до самой смерти персонаж с камерой не расстается. Не самого ли Болкунова зеркалит образ Свидригайлова – уверенной стервы в песочного цвета пиджаке, сапогах на каблуке и в белом шарфе? Она выносит на подносе чашку с пеной и опасной бритвой. Рукою покорной Дуни тщательно-абьюзивно бреется перед камерой. А через какое-то время Свидригайлов сексуально бреет той же опасной бритвой обнаженную спину Марфы Петровны (Улжан Алпыспай), которая перед этим появляется на сцене в инвалидном кресле с парадоксальным сочетанием кислородного баллона и сигареты в руках и грубо прогоняет Дуню.

Вторая сцена бритья Дуни Свидригайлова опасной бритвой выглядит более тревожно. И заканчивается его смертью то ли в раскаянии, то ли из любви к искусству – на камеру. Вроде бы по логике видеозапись – улика, которая могла бы привести к еще одной сюжетной линии. Но не привела. Только напомнила мне сразу два других сюжета – киношного и театрального. Первый – отсылка к короткометражке будущего оскароносного режиссера Мартина Скорсезе «Бритье по-крупному» (The Big Shave, 1967 г.), который был снят в знак его протеста против военного вторжения американцев во Вьетнам. Вторая отсылка – к спектаклю «Макбет. Кино» все того же Юрия Бутусова, который мастерски реалистично показывает убийства на сцене. Только в нашем случае убийство совершилось заметно неумелой рукой Дуни и как бы с подачи самого Свидригайлова.

Спектакль сопровождался бас-гитарой (Антон Болкунов), барабанами (Виктория Мухамеджанова) и хрустом сельдерея. Сочный звук периодически выскакивал из телефонной трубки и напоминал, что следователь Порфирий Петрович (Салим Болгазин) где-то рядом и видит все и в зале, и на сцене. 

Складывается впечатление, что студенты с педагогом выбрали самые выразительные моменты классического романа, попытались обыграть их современными средствами и наполнить актуальными смыслами – самолюбование, дешевая популярность, пьянство, насилие, смерть, война. Не всегда это считывалось, потому что сцены не были связаны единой сюжетной линией.

С точки зрения художественного оформления спектакля все работало на атмосферу – и нуарное освещение, и звуки, и фактурные кубические портреты в обшарпанных рамах. Они были по-достоевски выразительны и могли бы легко заменить часть множества предметов, наполнявших сцену.

Про актеров. Для меня они звучали неубедительно, как зритель я им не верила. Чувствовалось, что, кроме недостатка опыта, что логично – откуда его много у студентов – актеры не всегда понимали, что делают в отдельных мизансценах и действовали механически, не вникая в суть или не поняв задачу режиссера.

Зачем для дипломной работы выпускников, рассчитанной на показ зрителям, был выбран психологический детектив Федора Достоевского? Мне кажется, что кроме учебной функции – отработать приемы и навыки, закрепить понимание того, что из себя представляет театр художника, режиссер, сценограф и художник Антон Болкунов попытался облечь классическое содержание романа в новую для себя художественную форму. Не просто театральную, где произнесение хрестоматийных монологов Достоевского «Тварь ли я дрожащая или право имею» могут восприниматься штампами в 21м веке, а в фактурную форму театра одного художника. Имеет право. 

Мне для облегчения угадывания, которое мешало воспринимать спектакль, помогло бы либретто с описанием действия как некий путеводный маяк. Такие, например, готовят для зрителей в инженерном театре АХЕ, создающего перформансы с 1989 г. Самые известные их короткие спектакли – Plug & Play (Включи и Играй), Pookh & Prakh (Пух и Прах), Sine Loco (Без Места – к нему есть подробное либретто). А после спектакля захотелось перечитать Достоевского, поугадывать героев, среди которых сложно было выделить главных, и сопоставить увиденные события с оригиналом.

Постановка по мотивам знаменитого романа – хороший опыт для выпускников актерской студии АТРиШОКа, который помогает закрепить их знакомство с театром художника. А зрители видят, что независимые театры Алматы часто и иногда успешно экспериментируют с другими, новыми для себя форматами. И добавляют эти форматы в сундучок опыта, который помогает зрителям выбрать свой театр.

Спектакль вошел в репертуарную сетку 2023 года. Следующие показы «Преступления и наказания» пройдут 2 и 3 февраля.

Маргарита Григорьева

Телеграм-канал «Нефть и Газ Казахстана. Факты и комментарии». Ежедневные новости с краткими комментариями. Бесплатная подписка.

Международное информационное агентство «DKNews» зарегистрировано в Министерстве культуры и информации Республики Казахстан. Свидетельство о постановке на учет № 10484-АА выдано 20 января 2010 года.

Тема
Обновление
МИА «DKNews» © 2006 -