Грандиозен. Сакрален. Священен. Наш Медео любим и бесценен...

14896
Фото: АПН, архивное фото А. Суворова, а также – из открытых источников

В январе по соцсетям начал стремительно распространяться вальс «Медеу» - с восторженными отзывами пользователей: «Вы слышали этот замечательный вальс?», «Мелодия чудесная – такая родная, наша, алматинская…», «А кто автор вальса?»

А тем временем имена авторов вальса, ставшего молниеносно популярным, известны – они указаны в финальных титрах видео-клипа.

В конце 2022 года любимому казахстанцами катку исполнилось 50 лет со дня строительства комплекса. Юбиляр в свои пятьдесят молод, спортивен, современен и креативен. Фанаты высокогорного катка «Медеу», расположенного близ города Алматы, знают, что ледовый объект имеет собственный музей с различными экспонатами, включая коньки разных лет выпуска, значки, фото чемпионов-конькобежцев, авторов проекта катка, строителей сооружения и т.д. Но есть и «живой» музей, основной экспонат которого – уникальный высокогорный лед, «соавтор» 350 мировых чемпионских рекордов конькобежцев разных стран.

А недавно этот живой музей пополнился еще одним эксклюзивным экспонатом. Это лирический вальс, посвященный любимейшему катку. Автором вальса выступила команда во главе с алматинцем Александром Суворовым. Именно ему принадлежит идея написания вальса. Александру показалось несправедливым, что до сих пор не создана песня о жемчужине наших гор – прославленном катке «Медеу», и подумал, что юбилей – хороший повод, чтобы эту «ошибку» исправить. Были и личные причины: он учился стоять на коньках в раннем детском возрасте именно на «Медеу» - в окружении семьи, мамы, папы и старшей сестры.

Александр Суворов человек в Алматы известный - протоиерей, ключарь Вознесенского собора города Алматы (ключарь - должность священника соборного и кафедрального храмов, служащего заместителем митрополита). По нашей просьбе он рассказал о том, как рождался вальс «Медеу»:

- Вальс – достаточно сложный труд, причем, - вполне убыточный. Песня ведь никак не монетизируется.

- Но вы, наверное, и не ставили такую цель - получать доход от песни? Вам раньше доводилось сочинять песни или произведения иных жанров?

- У меня есть стихи, песни, недописанная книга. Но, чтобы привести этот массив текста в товарный, потребительский вид, нужны определенные вложения. Без средств не сможешь издать стихи, записать звук, не получишь разрешения на съемку. Мне в этом плане никто не помогает. Поэтому, как только у меня появилась возможность, мы сделали видео вальса. Стихи записали совместно с чтецом Вознесенского собора Максимом Савельевым, моим замечательным другом (нашей дружбе больше тридцати лет!). Я ему говорю: «Макс, а давай вот такое сделаем? Он мне: давай! И на завтра был текст – и его, и мой, - в общем, это совместный труд. Максим – удивительная личность, многогранный человек. Недавно издал книгу. У нас вообще в соборе на редкость творческий коллектив – как у Окуджавы в песне: «Все они красавцы, все они таланты, все они поэты». Музыку сочинил сам. Но, чтобы аранжировать и записать ее в виде нот, нужна была помощь. И я получил ее от моих талантливых друзей. Это музыкант Мамед Садых-Пур. Идея клипа возникла у нас с моим другом, с которым дружим с первого класса школы. Ныне Руслан Пушилин - владелец бизнеса. Видеоинженером у него работает мой старший сын Тихон, именно он сделал весь видеоряд. Музыку на рояле исполнял маэстро Максим Максимов – удивительный аккомпаниатор. Он легко схватывает интонацию, музыкальные темы, все оттенки композиции.

- Ваш клип дорог сердцу алматинцев черно-белыми фото и видео прошлых лет. Здесь есть фотографии известного события - строительства плотины, и другие, воистину исторические кадры. И там можно увидеть изображения людей, катающихся на катке, каким он только появился в ущелье. Кто эти люди?

- В клипе есть фотография моих родителей. Чем она примечательна? Фото сделано в год открытия «Медео» - зимой 1972-1973 года. И мне хотелось запечатлеть моих родителей, каток - как память, обыграть это в клипе.

Родители Татьяна и Анатолий, сестра Алла на катке Медеу в год его открытия - 1972

- Вальс -ностальгическая песня для многих алматинцев. И в то же время – вполне актуальная.

- Мы стремились, чтобы песня, клип приносили радость алматинцам. Этот вальс я раньше играл на гитаре. Но мне хотелось сделать фортепианное исполнение, для этого были написаны ноты. Наступил день, когда вальс зазвучал. И мы надеемся, что новая композиция «Медеу» понравится всем.

Авторы вложили в вальс всю любовь к этому дорогому для всех месту, объекту – катку «Медеу»! Песня сразу «зашла», теперь она на устах алматинцев. И скоро, наверное, зазвучит со сцены.

 У Александра Суворова есть еще несколько литературных вещей, не только стихи, но и произведения крупного жанра - два недописанных романа. Для их завершения у священника не хватает времени.

- Наверное, нелепый вопрос, но все же – как именно вы пишете стихи?

- Однажды я написал стихотворение о том, как пишу стихи. В Советском Союзе был такой академик – Владимир Вернадский. В возрасте школьника я был очень любознательным, в 11-12 лет читал журналы «Наука и жизнь», «Знание-сила», «Знак вопроса». Именно тогда, в 1989 году, прочел статью учёного-естествоиспытателя Владимира Вернадского о биосфере и ноосфере. В те годы еще не было интернета, и представление о разумной сети, о мыслящей среде было революционным. И написание стихотворений можно представить в виде такой картины: от «ноосферы» спускается серебристая ниточка, ты ее ухватываешь и нежно-нежно тянешь к себе. Если грубо дернуть, она оборвется, ее попросту не станет. Вот так я и пишу стихи, вытягивая серебристой ниточкой вдохновение. Не могу утверждать, что пишется мне легко. Если у меня что-то вдруг стихотворное пишется, то потом я долго шлифую. Иногда возникает какой-либо образ, испытываешь побуждение развить его, но останавливают вполне земные мысли: «придется не спать до двух ночи, а завтра рано утром нужно идти на службу». Но и не сочинять невозможно. У меня есть одна песня, которую я пишу тридцать лет. Она так и не дописана. Есть также концепт другой песни, но остается внутреннее чувство, что произведение не завершено, и я не могу его выложить. Но если на песню не дается вот эта ниточка сверху, то и вытащить ее я пока не могу. Мне кажется, что в нынешнем виде она еще не отточена, остается корявой, незавершенной. У меня есть хороший друг, он живет в Киеве, но считает себя алматинцем, - поэт и драматург Артур Новиков. Его идеи и мысли весьма меня вдохновляют. А другие стихи могу написать и через три минуты опубликовать в ватсапе или фэйсбуке. Но есть сложные стихотворения, которые я записывал в течение двух лет. Допустим, написал часть и забыл. И вот оно лежит, а через два года я его завершаю. Есть такие вещи. Художник Иванов писал свое «Явление Христа народу» тридцать лет.

Песня, которую пишет Александр Суворов тридцать лет, называется «Покой». В 1991 году у этой композиции был соавтор. Но все попытки найти его в течение тридцати лет не увенчались успехом. Александр искал его повсюду – в бардовской, в поэтической алматинской среде:

- Я когда-то слышал песню, наигрывал ее на гитаре. Потом дописал, даже переделал полностью. Но я ведь не могу ее выдавать целиком за свою, нужно было найти соавтора. Однако нам так и не удалось это сделать. Это не просто песня, это - баллада в стиле Рокерского возрождения конца 80-х. «Время колокольчиков». Помните, когда кумирами молодежи были Башлачев, «Черный кофе», группы «Ария», «ДДТ», «Машина времени», «Чайф», «Крематорий» и другие. Но моя баллада так и лежит в черновике. В ней я указал такие исходные данные: «Неизвестный автор + А.С. 1991/2018». Загадочная баллада, философская: «Блаженный первородный страх до дрожи пробирает тело, когда Любовь на алых парусах откроет разуму дорогу в небо. Как ангел, устремленный вверх, теряет силу на излёте сознанием, преодолевшим смерть, свободою надышится в полете». В общем, очень бы хотел найти этого потерянного в начале 90-х Неизвестного.

- Но вернемся к вальсу «Медеу». Все же нужна определенная музыкальная эрудиция, чтобы создать собственную мелодию?

- Я играю на гитаре, на фортепиано, учился этому 7 лет в музыкальной школе. Но каким бы ни был способным человек, он не может быть специалистом во всех сферах. Каждый из нас – не Леонардо Да Винчи. Играю я плохо, признаю это. Для того, чтобы создать наш вальс «Медео», завершить его, нужен был высококлассный специалист игры на фортепиано. Мы нашли такого музыканта. Очень признателен Руслану Пушилину, без него у нас не получился бы вальс «Медео».

Но не только восторженные отклики вызвал клип Александра Суворова и его команды. В соцсетях были и проявления неодобрения - некая тетушка, обращаясь к автору, возмущается, «почему в песне ничего не сказано про СССР? Спасибо видеоинженеру за монтаж, хоть он удосужился показать старую советскую хронику». Александр Суворов возразил: «Сценарий-то клипа писал я, мы включили в клип именно то, что и должно там быть. Особенно признательны мы талантливой фигуристке Ксении Панкратовой, что она разрешила включить в клип ее выступление».

Но последовали и другие претензии от возмущенной женщины: «Почему в вашем клипе вы не в рясе?». Отвечать на это Александр Суворов не стал, прекрасно понимая, что хейтеры – столь же нормальное явление для виртуального пространства, как и сторонники.

Можно предположить, что вальс «Медеу» защитит себя сам – популярностью, признанием среди алматинцев. Вот и слова вальса чем-то перекликаются с песнями об Алма-Ате советских времен («Алма-Ата, Алма-Ата – не город, а сама мечта!»).

Александр Суворов написал о катке «Медеу» такие строки: «Его имя - медовая музыка здешних лугов. Его значимость - жажда победы и вера в любовь! Тут - под гимнов святые аккорды - ежегодно являли рекорды бегуны, фигуристы и "боги ледовых дорог"». И припев так трогает сердце: «Ветром с Медео, как гимн твоя песня летит: юность спортивная нас закаляла мечтою, пусть же не тает твой лёд, и размягчает гранит наших сердец, - что навечно, сроднились с тобою».

Странный факт. Пока не отозвались на песню сотрудники катка – тронул ли их новый вальс «Медео», зазвучит ли он над ледяным полем во время массовых катаний?

Стихи и песни, подобные этому вальсу, действительно размягчают гранит наших сердец, возвращают нам отзывчивость, чуткость, сердечность. Была такая песенка группы «Божья коровка» в СССР в середине девяностых - «Гранитный камушек»: «Не ходи к нему на встречу, не ходи. У него гранитный камушек в груди». Время нас порой ожесточает, делает черствыми, сухими, излишне деловыми. И пусть в нашу чрезмерно запротоколенную жизнь врываются строки и звуки лирических песен, подобных молитвенным песнопениям, слова стихов, баллад.

Как рождаются песни? Например, популярная казахская песенка «Ақ бантик» возникла так: в советское время партийный лидер пригласил композитора Шамши Калдаякова и поэта Мухтара Шаханова на свою свадьбу. Друзья, не имеющие средств на покупку подарка, подумали, что было бы здорово подарить партийцу песню. Они узнали, что юная невеста едва окончила школу, и дали название песне - «Ақ бантик».

Песню «Дайдидау» (признанную народной), которая стала хитом после ее исполнения Димашем Кудайбергеном на конкурсе I am singer в Китае, на самом деле написал поэт Магжан Жумабаев, погибшему в концлагере, где он сидел по ложному обвинению. Это единственное произведение поэта, которое сохранилось за годы его пребывания в тюрьме.

Мега-популярная песня Эдит Пиаф «Милорд» началась с одного слова, написанного французской певицей на салфетке: Пиаф начертала «милорд», обвела ручкой и предложила построить песню именно на этом образе. Музыку для гениальнейшей песни сочинила Маргерит Монно.

Галина Галкина

Телеграм-канал «Нефть и Газ Казахстана. Факты и комментарии». Ежедневные новости с краткими комментариями. Бесплатная подписка.

Международное информационное агентство «DKNews» зарегистрировано в Министерстве культуры и информации Республики Казахстан. Свидетельство о постановке на учет № 10484-АА выдано 20 января 2010 года.

Тема
Обновление
МИА «DKNews» © 2006 -