Иммунотерапия: эпоха возрождения

84117

Успех в лечении онкологии связывают с развитием химиотерапии и лучевой терапии, а также с возможностью хирургического удаления опухоли. Однако при этом многие случаи заболевания остаются для медицины проблемой, требующей новых решений. Одно из них – перспективное направление иммунотерапия. Только насколько этот подход новый? Изучение истории говорит о том, что иммунотерапия показала свою эффективность в лечении онкологии задолго до «лучей» и «химии». Просто в отличие от последних, ей, возможно, в какой-то момент не хватило богатых покровителей.

В процессе иммунотерапии, ещё её называют биологической терапией, для борьбы с опухолью используются собственные клетки иммунной системы организма человека. Получается, что заболевание лечится путём активации или подавления иммунитета, нередко при помощи введения специальных вирусов и бактерий. При этом различные типы иммунологических препаратов действуют на организм по-разному, но каждый из них направлен прицельно на иммунную систему. В этом основное отличие иммунотерапии от химиотерапии – лечения, действующего через уничтожение раковых клеток.

Со времён фараонов

Первые свидетельства иммунотерапии рака появились уже на Иберийском папирусе в 1550 году до н.э. В нём говорится, что Египетский фараон Имхотеп (2600 год до н.э.) использовал припарки на основе растений возле опухоли, а затем надрезал её, что в дальнейшем вызывало регрессию опухоли. Получается, эффективность иммунологии известна ещё со времен Древнего Египта – а значит, открытиям и результатам этой науки действительно стоит уделить особое внимание.

Различные формы иммунотерапии при лечении онкологии получили широкое распространение уже в XVII-XVIII веках. В это время хирургические раны оставляли открытыми, чтобы облегчить развитие инфекции, а гнойные язвы создавали намеренно. 

В XIX веке два немецких врача Вильгельм Буш и Фридрих Фелейзен независимо друг от друга заметили регресс опухолей у онкологических больных после случайного заражения рожистым воспалением кожи и определили Streptococcus pyogenes (стрептококк) как возбудителя данного заболевания.

И ближе к концу века, в 1891 году, американский хирург-онколог Уильям Коли начал систематическое исследование о применении иммунотерапии в лечении злокачественных форм рака.

Когда хирургия бессильна

Одной из первых пациенток Уильяма Коли в 1890 году стала 17-летняя Элизабет Дашиэл: у нее была опухоль на руке, позднее диагностированная как саркома Юинга. Несмотря на ампутацию предплечья, пациентка скоропостижно умерла через десять недель – по причине множественных метастазов. Такое стремительное распространение болезни глубоко потрясло Уильяма Коли, и доктор захотел найти более эффективный способ лечения рака.

Он изучил истории болезней пациентов Нью-Йоркского госпиталя и нашёл необычный случай человека по фамилии Штейн. Этот пациент имел неоперабельную злокачественную опухоль на шее, которая полностью регрессировала, после того как Штейн заболел рожистым воспалением кожи. Пациента выписали без признаков заболевания. Доктор Уильям Коли лично нашёл и осмотрел Штейна, и через семь лет после выписки не обнаружил у него признаков остаточного рака, то есть этот пациент полностью излечился от злокачественной опухоли.

Такое необычное выздоровление было противоположностью быстрой смерти Элизабет Дашиэл. После этого понимания Уильям Коли тщательно изучил доступную в то время медицинскую литературу и обнаружил 47 сообщений о раковых пациентах с таким сопутствующим заболеванием как рожистое воспаление кожи. Любопытно, что одним из авторов подобного медицинского свидетельства был русский доктор и писатель Антон Павлович Чехов.

В описанных случаях у 12 пациентов саркома или карцинома полностью исчезла, а состояние других значительно улучшилось. На основе данных примеров хирург Уильям Коли решил попробовать ятрогенную (намеренно спровоцированную) рожу в качестве терапии.

Противораковая вакцина Коли

В 1893 году Уильям Коли создал вакцину на основе Streptococcus pyogenes для лечения пациентов с онкологией и начал прививать её пациентам с неоперабельными опухолями. Со временем в состав вакцины были добавлены бактерии Serratia marcescens, усилившие её противораковые свойства.

Как проходило лечение? Ежедневно человеку вводили внутривенно раствор с вакциной Коли. После этого у пациента начиналась лихорадка, которая длилась несколько часов подряд. Период лечения занимал от трёх недель до двух месяцев.

Причём одновременно врачи заметили, что высокая температура имеет благотворный эффект – а именно, ослабление болей, вызванных опухолью. Пациенты Уильяма Коли могли сократить или даже прекратить приём обезболивающих медикаментов. Ослабление онкологических болей часто происходило сразу после инъекции вакцины и предшествовало регрессии опухоли.

Вакцину Коли вводили даже юным пациентам. Описан случай девятилетней девочки, которая уже не вставала с больничной постели и не могла сомкнуть челюсти из-за огромной неоперабельной опухоли. Единственным альтернативным методом лечения была вакцина Коли. Инъекции делали два раза в неделю, и через два месяца опухоль полностью регрессировала. Девочка вернулась домой, где ещё в течение пяти месяцев получала поддерживающее лечение вакциной. Спустя 46 лет после болезни, уже будучи взрослой женщиной, она проходила осмотр в больнице и была совершенно здорова, без каких-либо симптомов онкологии.

Медицинские журналы, в которых врач-новатор публиковал результаты своей работы, имели широкий круг читателей. Конечно, часть специалистов игнорировала его статьи, однако большое число врачей в Америке и Европе решили попробовать новый на тот момент метод лечения онкологии. Так, ещё до 1900 года 42 врача из Европы и Северной Америки сообщали о случаях успешного лечения пациентов вакциной Коли.

В 1915 году Уильям Коли был назначен на должность руководителя отдела саркомы кости при Мемориальном госпитале Нью-Йорка – при первой онкологической больнице в США. Для продолжения своих исследований Уильям Коли получил первый в мире грант на изучение рака и разработку методов лечения болезни.

К 1916 году он задокументировал более 80 случаев введения вакцины. К концу карьеры онколог опубликовал более 150 статей, пролечил своим методом около 900 пациентов, половина из которых полностью излечилась от злокачественных опухолей.

В конце 1935 года Уильям Коли выступил с данными о пятилетней выживаемости пациентов с неоперабельными формами злокачественных опухолей на собрании Королевской коллегии хирургов в Англии. Признав заслуги американского хирурга-онколога, самое авторитетное сообщество Англии возвело Уильяма Коли в ранг почётного члена коллегии.

Незаслуженно или намеренно?

Несмотря на большое количество свидетельств об успешном применении противораковой вакцины Коли, этот метод подвергался жёсткой критике. В основном из-за того, что на тот момент не было общепризнанных физиологических механизмов, которые объяснили бы противоопухолевое действие вакцины.

Официальная медицина ограничила применение вакцины Коли «в связи с этическими несогласиями», а также в связи с тем, что метод не удовлетворял требованиям «хорошей медицинской практики» и другим требованиям регуляторных агентств, созданных в начале ХХ века.

Однако некоторые эксперты считают, что это всего лишь политкорректное объяснение, которое не отражает действительность. Вот хотя бы один факт: доктор Джеймс Юинг (именно в честь него названа саркома Юинга), который на тот момент был руководителем Уильяма Коли в Мемориальном госпитале Нью-Йорка, получил большой грант на покупку оборудования для лучевой терапии от богатого промышленника. Джеймс Юинг видел панацею от рака исключительно в лучевой терапии, и несмотря на успехи Уильяма Коли, наложил полный запрет на продолжение лечения раковых больных с применением его вакцины в нью-йоркском госпитале.

Получается, что со временем сторонники и богатые покровители химиотерапии и лучевой терапии окончательно вытеснили иммунотерапию из официальных алгоритмов лечения онкологии. Достижения этого направления были настойчиво отодвинуты на второй план.

Однако постепенное накопление экспериментальных данных и развитие иммунологии доказывают теорию иммунного надзора (она утверждает, что иммунная система постоянно контролирует организм на предмет появления опухолевых клеток и уничтожает большинство из них прежде, чем возникают клинически заметные опухоли), объясняют неудачу иммунологической защиты при формировании опухоли и открывают новые возможности для медицины.

Современная иммунология доказала, что принципы Уильяма Коли были верными и некоторые формы онкологии чувствительны к усиленной иммунной системе организма (как раз это и было причиной излечения). Признание заслуг привело к тому, что Уильям Коли получил титул «Отец иммунотерапии». Кроме того, была учреждена ежегодная международная научная премия Уильяма Коли. Её присуждает Институт исследования рака (основан дочерью Уильяма – Хеленой Коли Наутс) за выдающиеся достижения в области фундаментальной и опухолевой иммунологии.

Какой метод выбрать?

Сейчас прогрессивные онкологи с интересом следят за развитием сразу нескольких направлений иммунотерапии:

  1. Онколитические вирусы и бактерии. Подход, начавшийся с вакцины Коли, сейчас развивается на более научной основе. Терапевтическое действие микроорганизмов (вирусов и бактерий) состоит в том, что они напрямую уничтожают опухолевые клетки, но также имеют вакциноподобный эффект – а именно, активируют противоопухолевый иммунитет. То есть искусственное введение в тело человека вирусов поднимает иммунитет, и организм начинает противодействовать развитию онкологии.
  2. Использование противоопухолевых вакцин. В настоящее время несколько сотен вакцин находятся на разных стадиях клинических испытаний. Их общая особенность – высокий профилактический (противорецидивный) потенциал и относительно низкий терапевтический эффект. Правда, уже открыты способы их усиления, в том числе через комбинацию с другими видами иммунотерапии.
  3. Клеточная иммунотерапия, которая приобрела новые перспективы в связи с развитием технологий. Это терапия с использованием натуральных киллерных клеток (NK) и лимфоцитов, обладающих прямой противоопухолевой активностью. Самым перспективным вариантом клеточной терапии считается получение генетически модифицированных лимфоцитов, приобретающих антигенный рецептор, распознающий «мишень» на поверхности опухолевых клеток, – так называемая CAR-T-терапия.
  4. Адъювантная иммунотерапия. Сюда относят использование цитокинов и иммуномодуляторов, в том числе веществ, сильно стимулирующих локальный и системный иммунный ответ.
  5. Пассивная иммунотерапия моноклональными (таргетными) антителами (правда, с точки зрения иммунологов, антитела относятся скорее к таргетной терапии, чем к иммунотерапии).

Обобщая результаты клинических испытаний, эксперты говорят об эффективности именно комплексной иммунотерапии онкологических заболеваний, об объединении методов и их рациональном совмещении с таргетной и лучевой терапией.

Интегративная медицина ХХI века

Комплексный подход в лечении онкологии действительно набирает обороты. Один из ярких тому примеров – работа врача-новатора Дмитрия Раевского в Республике Казахстан. Вместе с онкологами и учёными он создал передовой алгоритм лечения рака с помощью онколитических препаратов и методов психокоррекции. Вместе со своей командой доктор показывает серьёзные результаты. Есть в его практике и случай ремиссии, длящийся уже около трёх лет, паллиативного пациента с глиобластомой, и сотни других успешных историй победы над онкологией на третьей-четвёртой стадии. Результаты его пациентов позволяют говорить об эффективности подхода.

В своей практике новаторы используют Онколизин, препарат, содержащий онколитический вирус Ньюкасл, не патогенный для человека. История этого препарата началась, когда в английском городке Ньюкасл после эпидемии птичьего гриппа сотрудник птицефермы внезапно излечился от онкозаболевания. Этот феномен исследовали. Многочисленные изыскания, начавшиеся ещё в 1950-х годах подтвердили, что этот вирус действительно обладает онколитическим кариесным потенциалом. Все дело в «его склонности к инфицированию и репликации в раковых клетках человека, не затрагивая нормальных клеток. Помимо прямого литического действия, вирус вызывает как врожденный, так и адаптивный иммунный ответ». (Burman B, Pesci G, Zamarin D. Newcastle Disease Virus at the Forefront of Cancer Immunotherapy. Cancers. 2020; 12(12):3552)

Исследования показали, что вирус болезни Ньюкасла распознаёт именно раковые клетки и обуславливает онколитический эффект тремя механизмами.

1) Вирус непосредственно попадает в опухолевую клетку и размножается в ней, затем «взрывает» её и открывает путь для двух других механизмов.

2) Активируется врождённый противовирусный иммунитет. Когда опухолевые клетки заражаются вирусом, иммунитет начинает атаковать раковые клетки. Включаются Антигенпрезентирующие клетки (дентритные). 

АПК презентуют на мембране «фотороботы» – частицы поражённых вирусом клеток, они транспортируются в лимфоузлы и АПК, высвобождаются цитокины, которые призывают лимфоциты к атаке.

3) Подключается специфический противовирусный иммунитет. 

Распознанная «взорванная» клетка предоставляет информацию иммунитету о других клетках, опухоль из «холодной» становится «горячей», подключается адаптивный иммунный ответ. 

Тогда иммунитет начинает видеть не только клетки, поражённые вирусом, но и другие раковые клетки и их атакует.

Таким образом, вирус Ньюкасл активирует не только противовирусный, но и противоопухолевый иммунитет.

Там, где привычные методы лечения терпят неудачу из-за резистентности рака к терапии, Онколизин не только поражает клетки рака, но и мобилизует иммунитет. Следовательно, иммунитет человека начинает сопротивляться болезни и вытеснять её из тела, а не подавляется химиопрепаратами и лучевым воздействием на жизненно важные органы и системы.

Однако основное открытие Дмитрия Раевского заключается в том, что достижения иммунологии важно сочетать с глубокой проработкой психологических причин заболевания. По его мнению, сами по себе препараты чаще всего имеют краткосрочный и нестабильный эффект.

В ходе работы с онкопациентами врач-новатор открыл, что онкология закономерно возникает как следствие определённых стратегий мышления и поведения. Например, когда в жизни человека происходит то, что он считает невыносимым или неприемлемым. Или когда человек не может кого-то простить, не может адаптироваться к новым реалиям или преодолеть закостенелость психики. Другими словами, болезнь выявляет для человека вопросы и уроки, по которым он ещё не эволюционировал, не получил необходимых знаний о том, как себя вести. Раевский в ходе многолетней работы с онкопациентами пришёл к выводу, что рак – это заложенный природой механизм эволюции человека.

В клиниках Дмитрия Раевского работа с психикой и подсознанием онкопациента происходит на сессиях психокоррекции, на них психологи находят индивидуальное сочетание методов. В том числе используется психосинтез, гипнотерапия и онкопсихология, предполагающая диагностику и нахождение причин заболевания с опорой на открытия Германской новой медицины.

Психосоматика по сути – это тоже «хорошо забытое старое», как и иммунотерапия. Ещё терапевты Древней Греции утверждали, что все болезни на физическом плане являются проекцией душевных страданий, то есть душа (psycho) первична, а тело (soma) вторично. Поэтому, когда проработана душевная боль человека, организм, как умная саморегулирующаяся система, приходит в норму.

Конечно, если болезнь связана с повреждениями органов или внутренних систем, то без применения официальной медицины не обойтись. А интегративный подход как раз даёт возможность найти способы взаимного усиления методов. Главный принцип здесь: «Всё для выздоровления человека». Поэтому онкологи, иммунологи, психологи, реаниматологи, хирурги, трансфузиологи и другие специалисты работают вместе. Поэтому выбирается эффективный метод, а не «проплаченный спонсорами». Поэтому ответы на вопросы о сложных случаях ищут не только в последних публикациях 2020-х, но и в ценном опыте столетней давности, а то и врачевателей Древнего Египта.

Международное информационное агентство «DKnews.kz» зарегистрировано в Министерстве культуры и информации Республики Казахстан. Свидетельство о постановке на учет № 10484-АА выдано 20 января 2010 года.

Тема
Обновление
МИА «DKnews.kz» © 2006 -