Альтернативные миры Гули Громовой

28127
Фото: АПН

Персональная выставка работ казахстанско-узбекской художницы Гули Громовой в Государственном музее искусств РК имени А. Кастеева «Этот безумный прекрасный мир» привлекает тем, что и образы, и само название экспозиции отвечают нашему восприятию окружающей действительности – ведь сколь она прекрасна, столь и ужасна. Не так ли?

Двадцать пять новых полотен автора объединены в три тематические серии «Цветные тени», «Реальные люди», «Летопись нового времени» - как три главы книги в формате живописи, рассказывающей о нашем обвально меняющемся мире – от разрушения, хаоса и зарождения чего-то нового, пугающего и неизбежного.

Выставка создавалась в тревожное, беспокойное время пандемии короновируса, в момент драматичных январских событий. На художницу, как и на всех, кто переживает метаморфозы наших дней, давит происходящее, скорость изменений которого в мире кратно увеличилась:

«Первая серия «Цветные тени» появилась в ответ на мое желание воплотить альтернативную реальность - в противовес ограничениям карантина, когда все было запрещено, со всех сторон нас пугали, что все мы умрем. Я решила создать в своих полотнах иной мир, где бы мы смеялись, где обитали бы люди из творческой среды. Хотелось уйти из общего гнетущего состояния депрессии, и я стала использовать открытые, яркие цвета, которые больше присущи поп-арту».

Персонажи картин Громовой стали тройственными, для того чтобы усилить состояние радости, смеха, творчества, яркого цвета. И эта стилистика получила название поп-сюрреализма. У художницы возникла идея создания картин пост-апокалиптического мира:

«Если все самое страшное, чем нас пугают в интернете журналисты, политологи и так далее, вдруг произойдет, если негативные прогнозы сбудутся, тогда как будет выглядеть картина мира? Так возникла серия «Заглядывая в бездну. Летопись нового времени». Центральное полотно, с которого все началось, подразумевает отношения мужчины и женщины. Как развивается человечество в цифровом мире? Что приобретают и что теряют мужчины и женщины?»

В полотне «2078» Гуля Громова размышляет: будет ли женщина по-прежнему держать в своих руках ребенка, либо она будет прижимать к груди непонятное существо? В другой картине поставлен вопрос – будут ли люди обитателями планеты? Или они воплотятся в картинки-голограммы? А, может быть, Землю будут населять роботы? В руках девочки книга - как символ того, что уходит безвозвратно, когда люди перестанут вовсе читать книги. И к чему же это приведет, вопрошает Гуля Громова:

«Концентрация внимания человека на «красивой красоте», «успешном успехе» очень многим людям несет только негатив. Кто-то даже страдает депрессией, сравнивая себя со знаменитостями - не в свою пользу. Впечатления черпают из значительной части интернета, соцсетей, в особенности – из Инстаграма с его фильтрами, наводящими глянец на реальность».

Полотно «Отбор» выбивается на общем фоне выставки особым драматизмом, даже зловещей ноткой. Картина написана, по признанию Гули, еще до пандемии, когда обстановка только начинала нагнетаться:

«Мы разговаривали с мужем, чувствуя, как ускоряется время, как повышаются требования, предъявляемые человеку. Люди вовлекались в бесконечные тренинги, цель которых – «выше, дальше, быстрее». Мы размышляли, чем же это закончится? У меня появилось тяжелое предчувствие, и возник этот холст – «Отбор». Символика такова: девочка – незрелая, капризная личность, выбирает: кто хорош, кто - нет, кому оставаться жить, кому – нет. У ног ребенка – поломанные куклы. Это те, кого она признала несовершенными, отбраковала. Злую девочку окружают люди, которые ей потворствуют, или те, кто слепо верят».

По наблюдениям художницы, ее интуитивные ощущения скоро подтвердились – возникла пандемия короновируса, карантин, вслед за этим последовали глобальные драматические события. Таким образом, в восприятии автора картины «Отбор», ее появлением был отмечен развал старого мира, последовавший за этим хаос и - зарождение нового мира.

В самых своих жизнерадостных работах - «Прекрасный мир», «Я верю, что умею летать», «Мир Пэрис», «Королевский голубой» - Гуля использует яркие цвета поп-арта – как символ тотального оптимизма. Но в них проскальзывает ирония автора:

«Этот цвет символизирует позицию: «Не хотим смотреть на плохое, хотим – на хорошее». Герои множатся в троекратных копиях (наши жизни в разных пространствах – соцсетях, реальности, вымышленном мире). Эти феерические образы – моя реакция на тяжелые обстоятельства, которые все мы пережили, противопоставление мрачности искусства наших дней. А ведь из мрачного искусства начинает прорастать соответствующая реальность, люди начинают в это верить. Ведь даже в искусстве - в портретах, картинах - люди не улыбаются, они серьезны, печальны. И я подумала, почему бы не создавать реальность противоположную этому мраку, этой чрезмерной серьезности – позитивную, яркую реальность».

Что внушало надежду Гуле Громовой в самый тяжелый период, когда и создавалась новая серия работ?

«Вера была особенно важна, когда происходили драматичные события – пандемия короновируса, карантин, иные потрясения мирового масштаба. У меня случались моменты, когда внутри появлялась некая пустота и отсутствие веры. Мы переживали этот период внутри семьи. Но многим приходилось тяжело остаться наедине с подобным испытанием, тяжело воспринимать себя в этом мире одиноким, не получать поддержки. Личностное одиночество все более усиливалось.

И, если человека лишить момента веры, он начинает сам по себе разрушаться, исчезает ощущение всеобщей целостности и поддержки. В христианской, буддистской религиях, люди, занимаясь духовными практиками, молясь, достигают наивысшей точки этих практик - когда человек чувствует себя частью чего-то огромного, большого – частью природы, частью животного мира и человеческого общества. Это и есть ощущение Бога, Создателя.

Главный момент нашего бытия – оставаться человеком. И кто бы что ни говорил, главные правила, основы жизни должны остаться между людьми. Это неотменяемые библейские заповеди:

«Не убивай. Не кради. Не желай дома ближнего твоего. Не желай жены ближнего твоего». Главный момент заповедей – не причинение зла как себе, так и окружающим. На выставке есть портрет Саи Баба, который говорил: «Не смотри на плохое, смотри на хорошее. Не говори плохое, говори хорошее. Не думай плохое, думай хорошее. Не делай плохое, делай хорошее» (что соответствует и Священному Писанию, которое говорит: «Мерзость перед Богом злые мысли»)».

В течение своей жизни художница провидчески ощущала, видела какие-то проявления, которые не дано увидеть людям: «У меня бывают состояния, когда я чувствую и вижу то, что невозможно описать словами, либо зафиксировать техникой».

Гуля Громова родилась в советской семье, папа – мусульманин, крымский татарин, мама – наполовину русская, наполовину – украинка, православная бабушка покрестила в храме и внучку. Эта многонациональность, открытость духовному миру, Богу впиталась и в работы художницы. Муж придерживается буддистских, кришнаистских взглядов. Но в традициях супругов, где бы они ни были, заходить в храмы – в Алматы – в Вознесенский собор в Таиланде - в буддистский храм: «Здесь мы стараемся ощутить энергетику сакральных зданий, наполниться ею, а также почувствовать состояние молящихся людей».

Гуля Громова-Джумагари – член Международной федерации художников, Союза художников Узбекистана. Работы находятся в музеях Узбекистана, Казахстана, Санкт-Петербурга, а также в частных коллекциях России, Казахстана, США, Франции. Семейная студия «Артек» Гули Громовой и продюсера, сценариста, писателя, издателя, режиссера Артура Джумагари помимо прочего выпускает мультфильмы, в процесс вовлечена вся семья: «Сейчас мы отрисовали три минуты мультипликации. В наших планах – съемки художественных фильмов». Глава семьи учится на режиссера игрового кино, сын – на оператора, маленькая дочь тоже принимает участие в проекте, она рисует фрагменты картин Гули, ее руке принадлежат надписи. Германии, Турции, Греции.

Галина Галкина, АПН

Международное информационное агентство «DKnews.kz» зарегистрировано в Министерстве культуры и информации Республики Казахстан. Свидетельство о постановке на учет № 10484-АА выдано 20 января 2010 года.

Тема
Обновление
МИА «DKnews.kz» © 2006 -