Глобальные вызовы XXI века: Как современное образование готовит к ним?

45331
Фото: КазНУ

Быстро меняющаяся среда требует принципиально нового отношения ко всему, что нас окружает. Урба­ни­за­ция, цифровизация, глобализация, приводят к бес­пре­це­дент­ному всплеску неизведанного, с которым мы неиз­беж­но сталкиваемся. Масштабная производственная деятельность, правильно сказать нерациональное при­ро­допользование привело к усилению негативного влия­ния человека на природу как среду своего обитания, а это в свою очередь поставило под угрозу его жизнь и здо­ровье, интересы настоящих и будущих поколений лю­дей. В настоящее время масштабы воздействия на при­роду стали превышать ее восстановительный потенциал. В результате чего окружающая природная среда необра­ти­мо и опасно изменяется. 

Объем загрязняющих ве­ществ в воздухе и воде, почве не­прерывно растет так, что впол­не оправдано говорить об экологическом кризисе, ко­то­рый может перерасти в эко­логическую катастрофу. За­гря­знение природной среды выражается в увели­чи­ваю­щем­­ся смоге, мертвых озерах, во­де, которую нельзя пить, смертоносной радиации и вы­мирании биологических ви­дов. Неконтролируемое по­треб­ле­ние природных ресурсов для роста экономики не обес­пе­чило повсеместного решения социальных и экономических проблем, а наступивший эко­ло­гический кризис усугубился социально-экономическим.

Именно разработка стра­тегий устойчивого развития спо­собствовала созданию новых подходов в приро­до­охранной политике на гло­баль­ном уровне. В 2015 г. комиссией ООН разработан документ по обеспечению выполнения 17 Целей устойчивого развития, в решении которых большая роль отводится информации, знаниям, образованию. В част­­ности, в ЦУР 13 «Принятие сроч­ных мер по борьбе с из­менением климата и его по­следствиями» включает ре­ше­­ние такой задачи как: «Улуч­­шить просвещение, рас­прос­транение информации и воз­можности людей и учреж­де­ний по смягчению остроты и ослаблению последствий изменения климата, адаптации к ним и раннему преду­преж­де­нию».

Современное общество дви­­­жется от индустриального статуса к информационному, в котором ключевым ресурсом становится информация и знания. Качественное пре­об­ра­зование общества неиз­беж­но приводит к такому же из­ме­нению образования. Имен­но образовательная сис­тема спо­собна решать главные проб­лемы общества ХХІ века. Как известно, образование – один из трех основных субъек­­тив­ных факторов рейтинга чело­ве­ческого развития. Ка­зах­стан, как независимое, су­верен­ное государство, в кон­­тексте новых вызовов слож­­­ного и динамично раз­ви­ваю­щего мира, чтобы быть кон­курентоспособным дол­жен иметь все приоритеты обес­пе­чения высокого качест­ва обра­зования и науки.

Молодое поколение, яв­ляет­ся локомотивом будущего Республики Казахстан. В сво­ем послании глава государства Токаев К.К. подчеркнул, что знания и профессиональные навыки – ключевые ориентиры современной системы обра­зо­вания, подготовки и пере­под­готовки кадров, нам в бли­жайшем будущем следует выстроить максимально праг­ма­тическую стратегию транс­ферта необходимых для стра­ны технологий. Президент Ка­­захстана рассказал о новых ме­рах повышения качества выс­­шего и среднего обра­зо­вания. По мере повышения ка­чества отечественных вузов будет возрастать и стоимость обучения в них. Поэтому госу­дарство планирует выделять образовательные гранты, ко­то­рые в зависимости от ре­зуль­татов ЕНТ и иных по­каза­телей будут диф­ферен­цированы по размеру – от 30 до 100%.

Современный этап модер­ни­зации казахстанской сис­те­мы образования и науки дол­жен быть прак­тико-ориен­ти­рованным, направленным на доступность для каждого ка­чест­венного образования, воз­­можность получить новые про­­фессиональные навыки в кол­ледже и университете, раз­ви­тие исследовательских и твор­ческих компетенций.

А это значит, что постоянно учиться — сегодня не роскошь или дорогая прихоть, а реаль­ная необходимость каждого. Еще древнегреческий историк Плутарх сказал, что ум – это не сосуд, наполненный знаниями, а факел, который нужно за­жечь. Главная задача образо­ва­ния все более фокусируется на привитие навыков непре­рыв­ного саморазвития и адап­та­ции к изменениям, в этих условиях для преподавателей КазНУ им. Аль-Фараби более важным становится научить пос­тоянно учиться. Следует отметить, что КазНУ имени Аль-Фараби является флаг­ма­ном образования не только в Казах­стане, но и занимает вы­со­кий международный рей­тинг.

Современное образование личностно-ориентированно. Эксперты предсказывают, что в ближайшем будущем обра­зо­вание по запросу будет все более и более востре­бо­ван­ным. Это значит, что появится возможность самостоятельно выбирать дату начала обу­че­ния и двигаться в собственном темпе, что сделает процесс получения образования более удобным и доступным людям с разным графиком. Именно формирование социальной от­ветственности, нравст­вен­ной культуры, гуманистического ми­ровоззрения, готовности постоянно учиться мы, педа­го­ги, ставим во главу угла в своей работе. 

Калкаш АБУБАКИРОВА, д.с/х.н., профессор

Международное информационное агентство «DKnews.kz» зарегистрировано в Министерстве культуры и информации Республики Казахстан. Свидетельство о постановке на учет № 10484-АА выдано 20 января 2010 года.

Тема
Обновление
МИА «DKnews.kz» © 2006 -