Возвращенные имена: День памяти новомучеников Восточного Казахстана

39930
Фото: АПН

11 января Православная церковь отмечает День памяти Собора новомучеников и исповедников Восточно-Казахстанских, за Христа пострадавших, явленных и неявленных. Дата празднования торжества была выбрана в память о протоирее Усть-Каменогорском Александре Дагаеве, который 11 января 1920 года принял мученическую смерть. 

Неоднократно на эту тему высказывался митрополит Астанайский и Казахстанский Александр: 

«Казахстану было суждено занять особое место в новейшей истории Православной Церкви. Вся эта древняя земля в годину огненного искушения стала местом подвигов, исповедничества, мужественных страданий и мученической кончины такого огромного числа верующих разного звания и возраста, что ныне по достоинству она именуется «Антиминсом, распростертым под открытым небом». Этими возвышенными словами впервые Казахстан назвал патриарх Алексий II.

На бескрайних просторах Сары-Арки, в Семиречье, в предгорьях Заилийского Алатау, в Туркестане они несли свой тяжкий крест, изнемогали от голода и болезней, страдали от холода и зноя, томились от непосильной работы и умирали в тяжких муках за веру в Бога.

Болью в сердце отзываются сегодня, даже спустя многие десятилетия, названия мест массовых репрессий и гибели ни в чем неповинных людей: КарЛаг, АЛЖИР, Степлаг, Лисья Балка. Собор Казахстанских новомучеников и исповедников объединил в себе верных сынов и дочерей Церкви из самых разных губерний бывшей Российской Империи – от Балтики и Черного моря до Тихого океана.

Где бы ныне ни жил православный христианин – в Центральной России, на Дальнем Востоке или в Сибири, на Украине, в Прибалтике, Беларуси – с Казахстаном его епархию, приход, родной храм особым образом всегда будет связывать имя того или иного страдальца Христова, пролившего на этой земле свою кровь, или отбывавшего здесь тюремные сроки в ссылках и лагерях», - сказал митрополит в проповеди в честь 15-летия всецерковного прославления Собора новомучеников и исповедников Казахстанских.

Кем был священномученик Александр Дагаев?

Александр родился 10 апреля 1862 года в городе Бийске, Алтайского края в семье священника Владимира и Феоктисты Дагаевых. Кроме него в семье было еще трое сыновей: Митрофан, Григорий и Тихон. Двое из них, Митрофан и Григорий, тоже были священнослужителями.

Александр учился в Томской духовной семинарии и окончил ее по первому разряду в 1884 году. В этот же период он обвенчался с Стефанидой Дробининой, впоследствии у них родилось восемь детей.

Священник Александр Дагаев с семьей. В центре протоиерей Владимир Дагаев - отец Александра. В черном платье Феоктиста Дагаева – мать.

В 1884 году Александр был рукоположен в сан диакона и поначалу служил на приходах Бийска и Барнаула, а в 1892 году назначен настоятелем Градо-Усть-Каменогорского Покровского собора и благочинным церквей Змеиногорского уезда.

По воспоминаниям городских старожилов, отец Александр был человеком горячей веры и ревнителем православия. Он соблюдал церковный устав и был в меру строг. В свободное время увлекался изучением истории и игрой на музыкальных инструментах.

Во время гонений на Церковь, начавшихся после 1917 года, отец Александр твердо отстаивал свою веру. Он открыто обличал антинародную направленность богоборческой власти. Поскольку священнослужитель имел огромный авторитет, его проповеди оказывали большое нравственное и духовное воздействие на народ.

После убийства большевиками летом 1918 года настоятеля Троицкой Крепостной церкви протоиерея Сергия Феноменова, отец Александр был назначен на его место. В это же время Южный Алтай и сам Усть-Каменогорск был захвачен армией адмирала Александра Колчака.

Протоиерей Александр Дагаев. Законоучитель, благочинный 30-го церковного округа, настоятель градоустькаменогорского Покровского собора 1914 г.

В начале 1920 года в город вошли регулярные части Красной Армии и в Усть-Каменогорске сразу же начались аресты тех, кто имел авторитет среди населения и мог, по мнению большевиков, возглавить оппозицию сопротивления установления диктатуры советской власти.

Арест и расправа

Одним из тех, кто попал под репрессии, был и протоиерей Александр. 11 января, в день памяти 14 тысяч младенцев, от Ирода в Вифлееме избиенных, к нему в дом пришли вооруженные люди. Это было в обеденное время, батюшка сидел за трапезой в окружении своей семьи. Пришедшие потребовали от него пройти с ними. 

Отец Александр подчинился приказу. Вместе со священником были задержаны еще 50 человек, которых большевики причислили к рангу «контрреволюционеров». Расправа над арестованными прошла в Сакенькеном логу близ Усть-Каменогорска. Несчастных порубили шашками.

Останки протоиерея отдали Стефаниде Алексеевне для погребения. Согласно одной из версий, она похоронила его возле церкви Покрова Пресвятой Богородицы, которая была разрушена в 1930-ые годы. По другой, отец Александр был погребен на городском кладбище. Точное место упокоения священномученика до сих пор не известно. 

Протоиерей Александр Дагаев был реабилитирован по закону Республики Казахстан 14 апреля 1993 года. А 27 декабря 2000 года постановлением Священного Синода Русской Православной Церкви он был причислен к лику святых новомучеников и исповедников.

Собор новомучеников и исповедников Восточно-Казахстанских:

  • Священномученик Александр (Щукин), архиепископ Семипалатинский (1937)

Священномученики Усть-Каменогорские:

  • протоиерей Дмитрий Смирнов (1940)
  • протоиерей Сергий Феноменов (1918)
  • иерей Иоанн Баранов (1937)
  • иерей Зиновий Сутормин (1920)

Священномученики Семипалатинские:

  • протоиерей Нестор Панин (1937)
  • протоиерей Феодор Чичканов (1937)
  • протоиерей Николай Щербаков (1937)
  • протоиерей Иаков Передий (1937)
  • протоиерей Димитрий Куклин (1937)
  • иерей Виктор Климов (1937)
  • иерей Константин Черепанов (1937)
  • иерей Виссарион Селинин (1918)

Преподобномученики Семипалатинские:

  • архимандрит Митрофан (Кванин) (1937)
  • иеромонах Герасим (Сухов) (1937)
  • Псаломщик Иоанн Блинов, исповедник Семипалатинский (1933)

«Казахстан в XX веке явился местом ссылки множества людей, из которых многие приняли мученическую смерть за свои религиозные убеждения, за Христа. Они отдавали самое ценное, что у них было - самою жизнь. За свои убеждения люди осознано шли и на пытки, и на смерть. И они, конечно, достойны всякого восхищения.

Большое благо то, что сейчас у нас ведется работа по увековечению их имен. Мы многих называем святыми, они не отреклись от Христа, не отреклись от своей веры и тем самым, показали нам пример на каком фундаменте мы должны созидать нашу веру. Веру как доверие Богу и веру как верность Богу. Поэтому большое благо, что сейчас мы прославляем наших новомучеников.

Есть множество мучеников церковных, практически никогда не было такого времени, когда христианство где бы то не было не было гонимо. Но вот именно 20 век отразился в наших пределах и в большой степени в Казахстане. И благо, что мы имеем заступников и молитвенников за нас. Они близки нам как по времени, так и по месту. Конечно, нашему сердцу близки и дороги святые первомученики, но эти люди, которые пострадали непосредственно здесь на земле, где мы сейчас живем, имеют особое попечение о нас, их последователях и восприемниках их веры. И мы можем обращаться к нашим святым чтобы они молили Бога о нас», - отметил иерей Казанского собора в Алматы Георгий (Рублинский).

Наталья Овчинникова, АПН

По материалам сайтов Митрополичьего округа РК и Усть-Каменогорской и Семипалатинской епархии.

Международное информационное агентство «DKnews.kz» зарегистрировано в Министерстве культуры и информации Республики Казахстан. Свидетельство о постановке на учет № 10484-АА выдано 20 января 2010 года.

Тема
Обновление
МИА «DKnews.kz» © 2006 -