Тренажер по аварийно-спасательным процедурам – это самолет Airbus 320 в миниатюре весом 10 тонн, 13 метров в длину и 6 метров в высоту. У тренажера – настоящие передняя и задняя части самолета с кабиной пилота, салоном, а также много аварийных выходов, присущих разным подтипам семейства этого популярного авиалайнера. На нем можно моделировать различные аварийные ситуации, к примеру, эвакуацию, пожар, разгерметизацию салона, задымление и недееспособность одного из пилотов.
С апреля 2024 года авиакомпания «Эйр Астана» запустила два уникальных тренажера для обучения начинающих и действующих бортпроводников и пилотов. Если первый используется для получения навыков при аварийной эвакуации (CEET), то второй – при пожаре в салоне самолета (RFFT). Они – единственные в своем роде в Казахстане. Поэтому на практическое обучение на них приезжают в столицу бортпроводники и пилоты авиакомпании из других регионов страны.
Журналистам во время пресс-тура наглядно продемонстрировали работу новых тренажеров. На наших глазах в салоне самолета был смоделирован сценарий с возгоранием двигателя. Группа обучающихся прошла инструктаж – как действовать в этой ситуации и какие команды давать.
«У каждого бортпроводника есть своя дверь. Мы увидели, что здесь не безопасно – огонь и дым. То есть этот выход мы блокируем и перенаправляем пассажиров к другим выходам. Все зависит от ситуации. Они могут быть разные, поэтому существуют разные команды и жесты для пассажиров. То есть мы, бортпроводники, должны оценивать обстановку как внутри, так и снаружи борта. Кто-то может потерять сознание либо может плохо себя чувствовать. В таком случае мы должны его вывести сами. Командир выходит в последнюю очередь, прежде проверив – не остался ли в салоне кто-то из пассажиров. На эвакуацию нам дается 90 секунд» Айым Абилова, инструктор по обучению безопасности полетов авиакомпании «Эйр Астана»
Каждый бортпроводник должен уметь открывать аварийные выходы, спускаться по аварийным трапам, которые надуваются автоматически, отсоединять их от самолета во время посадки на воду. Оказывается, надувные трапы – отличное плавательное средство и могут спасти жизни пассажиров и экипажа при посадке самолета на воду. Один большой, к примеру, вмещает до 55 человек. Такая ситуация отрабатывается пилотами и бортпроводниками в бассейне «Барыс Арены». Кстати, ранее, когда еще не было подобного тренажера, бортпроводники и пилоты «Эйр Астаны» проходили обучение во Франкфурте (Германия) в тренинг-центре Condor либо в Стамбуле в тренинг-центре Турецких авиалиний.
Во время эвакуации, говорят инструкторы, важно не проткнуть надувной трап каблуками. Поэтому женщинам в туфлях рекомендуют их снять. А также настоятельно просят не брать с собой багаж. Ведь это травмоопасно и теряется драгоценное время. Есть даже реальные кейсы, когда при спасении из-за желания захватить багаж погибали другие. На тренингах такие случаи из жизни рассматриваются в первую очередь.
«Есть определенные рекомендации, которые даются бортпроводникам на обучении при спуске по трапу. Ноги не должны быть расставлены широко. Нужно слегка пригнуться, руки сложить крестом. Но ложиться не надо, и сам трап не нужно трогать руками, можно их обжечь, так как спускаетесь на скорости. Все наши тренинги направлены на превентивные меры, на то, чтобы не было причин для эвакуации, ну все-таки если что-то произойдет, наш экипаж обучен правильным действиям в аварийной ситуации» Данара Сардарова, старший инструктор по обучению безопасности полетов
Если первый тренажер – это модель реального самолета со всеми необходимыми устройствами, вплоть до кресел, масок, переговорного оборудования и т. д., то второй – это целый комплекс из металла и стекла, но тоже имитирующий салон воздушного судна. На самом деле это и не удивительно. Ведь здесь устраивают настоящие пожары в местах, где они могут происходить. Управляется весь процесс с помощью станции инструктора и мобильного планшета. Инструктор может разыграть любой сценарий, задать интенсивность пожара. И в любой момент остановить упражнение, нажав красную аварийную кнопку на панели тренажера.
Возгораться же могут телефоны, ноутбуки, печь в кухонной зоне. Пламя может вспыхнуть в багажном отсеке и в уборной из-за нарушения правил по запрету курения. Кстати, за курение на борту, в том числе вейпов, предусмотрен внушительный штраф по прилету. Все случаи с пожаром проигрываются с использованием специальных огнетушителей, которыми оснащены самолеты. Но здесь они не настоящие, заправлены воздухом. Бортпроводников учат правильно направлять струю в очаг возгорания, которую чувствуют сенсоры.
«Огнетушители в самолетах заправлены газом Halon... Они являются одними из самых эффективных. Но, к сожалению, разрушают озоновый слой. Поэтому в виде исключения, их используют в салоне самолета ввиду особой опасности, которую представляет пожар на борту. С их помощью тушат пожар на расстоянии 1,5-2 метра. Работает такой огнетушитель всего 8 секунд. Бортпроводники практически наизусть знают теорию, как его использовать. Здесь отрабатывают на практике. А еще на тренажере есть телефонные трубки в разных местах. При поднятии одной трубки сигнализирует другая. Так мы отрабатываем коммуникацию между бортпроводниками и пилотами при возгорании в салоне самолета. Ведь пилотская кабина во время полета всегда заперта, чтобы исключить захват воздушного судна и т. д. Но тем не менее одна из важных функций пилота – знать, что происходит в салоне, и принимать верные решения в аварийной ситуации на основе докладов от бортпроводников» Дамир Турганов, cтарший менеджер по обучению безопасности полетов и наземных служб авиакомпании «Эйр Астана»
А еще в Центре есть авиационный полнопилотажный симулятор Reality Seven от английской компании L3 Harris. Он активно используется с прошлого года. Во время пресс-тура удалось побывать внутри и оценить его работу. Мы «взлетели, полетали высоко в небе и сели на посадочную полосу» вместе с пилотами. А на самом деле увидели сложную и реалистичную систему управления, ощутили движения кабины при полете, в окнах лицезрели город с высоты птичьего полета. Визуальный эффект – потрясающий.
Центр летной подготовки в Астане был запущен авиакомпанией «Эйр Астана» осенью прошлого года. Он расположен на территории Международного аэропорта столицы. Кроме современных тренажеров, которые стали предметом гордости, имеет учебные классы, комнаты для брифингов. С его открытием отпала необходимость отправлять пилотов и бортпроводников для обучения в другие страны, такие как Англия, Германия, Турция, ОАЭ, Нидерланды, Азербайджан. Теперь все здесь, на родине. Экономятся время, средства и кадровые ресурсы, так как подготовку можно проходить теперь без отрыва от производства.
«Это обязательные тренинги, которые должны проходить бортпроводники согласно стандартам. Теоретический – каждый год, чтобы освежить свои знания. И раз в три года – практический. Так было всегда. Даже 20 лет назад, когда я пришла в авиакомпанию. Стандарт никогда не нарушался» Данара Сардарова
«Практически все тренинги мы проводим самостоятельно. Имеем свой сертифицированный профессиональный инструкторский персонал, за исключением тренингов по оказанию первой помощи, так как они проводятся инструкторами с врачебным опытом. Разницы в качестве обучения нет. Оно было и остается высоким. То есть, что там, за рубежом на тренажерах других учебных центров, что здесь, на собственных тренажерах, мы обязаны соблюдать стандарты авиакомпании, которые основаны на национальном и международном законодательстве в этой области» Дамир Турганов
Тренинги для нового персонала проводятся в течение полутора месяцев. В группах с новичками, кто только начинает свою летную карьеру, максимум 20 человек. Из действующих формируется по 12-15. Помимо обучения бортпроводников и пилотов «Эйр Астаны», учебный центр рассматривает запросы других авиакомпаний, как местных, так и зарубежных, по обучению их персонала на данных тренажерах. В Центре держат высокую планку по качеству обучения и стремятся соответствовать международным стандартам. Ведь это сказывается на безопасности полетов, а значит – обеспечивает высокий сервис и сохраняет жизни людей.
Саида ЖАРКИНОВА