«Убрать безразличие»: почему обществу нужно осознать влиятельность учителей, рассказал коррекспонденту DKnews.kz академический директор USTAZ PRO.
Исследования — одна из самых недооцененных областей современного казахстанского образования. Так считает академический директор образовательного центра USTAZ PRO Нурлан Имангалиев. По его словам, качественные исследования помогут в поиске решений проблем в школах — от мелких и бытовых до глобальных, охватывающих всю страну.
— Чем вас не устраивает современная система аттестации учителей в Казахстане?
— Сегодня учителя обязаны в определенное время проходить аттестацию. И до недавнего времени у учителей не было большого выбора, им нужно было просто пройти какой-то курс, чтобы получить сертификат. То есть цель — пройти аттестацию, а не повысить знания или умения, к сожалению. И наоборот, если учитель хочет в чем-то себя прокачать, повысить свои навыки в определенной сфере, то, возможно, этого курса нет либо он не учитывается при аттестации. Но большинство, как мне кажется, все-таки мотивировано сертификатом. Когда учителю предлагается новая информация, новый курс, он в первую очередь обращает внимание на то, учитываются ли они при аттестации.
У нас до сих пор существует реестр определенных курсов или компаний, которые эти курсы создают, и если ты не в этом перечне, то не можешь обучать учителей. Государство в лице министерства пытается контролировать и результат, и процесс. Оно говорит: вы должны знать то-то, обучиться тому-то, но и как вы будете обучаться, мы будем контролировать тоже. Это порочный круг недоверия всему и вся. Поэтому один из механизмов — дать учителям свободу выбора. Хорошо, пусть государство ставит какие-то определенные критерии, что должен знать учитель, но также пусть закрепит качественный и объективный механизм оценки — независимый тест или собеседование. Нужно дать учителям выбор, не ограничивать, и позволить рынку наполняться вариантами. Если будет хороший инструмент оценивания, это заодно будет мотивировать те же самые компании, которые проводят курсы, давать хорошие знания учителям.
— Вы много ездили по регионам — расскажите, сильно ли отличаются сельские учителя от городских?
— У сельских учителей гораздо больше нагрузки вне работы в школе. Условно, если это сельская школа, то, скорее всего, учитель живет в частном доме и скорее всего, это женщина, которой после работы нужно еще по хозяйству массу дел переделать. Такая ситуация добавляет и психологической, и физической нагрузки. Например, когда мы едем с курсами в регионы, то замечаем, что местные учителя краем уха слушают курс, а мысли у них сконцентрированы на том, что нужно корову подоить или почистить двор от снега. В то время как городской учитель максимум может думать о том, как бы не попасть в пробку вечером. И в плане доступа городским учителям гораздо проще проходить те же онлайн-курсы, мобильный и домашний интернет лучше организован. У них больше возможностей социализироваться с другими учителями, посещать ивенты, конференции, семинары. У сельского учителя таких возможностей намного меньше.
— Мы обсудили две важные проблемы, теперь скажите, работает ли на их решение центр USTAZ PRO?
— Когда мы запускали USTAZ PRO, у нас была цель предложить учителям то, что нужно в первую очередь им самим — а не кому-то там сверху. К тому же учитель иногда может и сам не знать, что ему нужно. Поэтому, опираясь на исследования и опыт мы определяем болевые точки в школьной системе и пытаемся через рост учителей их решить. Я избегаю словосочетания «обучать учителей», мы пытаемся именно прокачать учителей, чтобы они стали сильнее. В нашей команде разработчиков курсов — опытные учителя, они работали в государственных и частных школах, они знают боли учителей, понимают их.
— Какие учителя нужны современному Казахстану, по-вашему?
— Нам нужны сильные учителя, которые могут развиваться с учетом новых веяний времени. Нужны учителя, которые не стоят на месте, открыты чему-то новому, заточены на развитие, понимают, что на старом масле каши не сваришь. Это учителя, которым даже реформы не нужны — они и сами будут понимать, что к чему, что можно делать, что нельзя. Помимо курсов, учителя должны постоянно читать, развиваться, обмениваться опытом, идеями, создавать комьюнити и прослойку профессионалов своего дела, а не молчаливых исполнителей приказов.
Самое важное — убрать безразличие, нужно понять, насколько учителя влиятельные люди. Даже если учитель ничего не делает, он все равно ежедневно влияет на десятки, а иногда и сотни учеников. Если мы видим равнодушных учителей, которым неважно, что будет с ребенком, с будущим поколением, то дети тоже учатся у них безразличию. В первую очередь учителя должны понять, какая ответственность на них возложена и осознать силу своего влияния на детей. Тогда они поймут, каких навыков им не хватает в общении с детьми или в обратной связи. Этот список можно продолжать долго, но мне кажется, самое главное — нам нужны небезразличные учителя, которые будут работать не ради галочки, а ради масштабной цели. Я хочу, чтобы учителя не были исполнителями приказов, потому что настоящий профессионал знает себе цену и знает, когда отказать.
— Сейчас, насколько мы поняли, вы сконцентрировались на исследованиях. Почему?
— С точки зрения исследований казахстанское образование — просто непаханое поле. К сожалению, очень много образовательных решений у нас принимается без научного обоснования, а через метод Top-down — сверху приняли решение, вниз спустили. И внизу должны выполнять — и неважно, нужно это или нет, полезно или нет, работает или нет. Изучению этого не уделяется достаточно времени. Поэтому за последние пару десятков лет многие образовательные реформы не были у нас предварительно тщательно исследованы — там, наверху, зачастую заинтересованы в том, чтобы эти реформы быстро внедрить и быстро получить результаты. Мне кажется, сейчас нам нужно перестать обманывать себя всякими какими-то показателями, галочками, таблицами, рейтингами. Необходимо понимать, что большие изменения, особенно в сфере образования, занимают годы, а иногда десятки лет. И только качественные исследования, до, во время, и после реформ могут помочь найти ответы на те или иные вопросы.
На данный момент я пытаюсь привить в школах исследовательскую культуру, чтобы учителя и директора школ поняли, что исследования в первую очередь нужны им самим, что нужно задавать себе вопросы: «Полезно ли то, что мы делаем?», «Имеют ли смысл наши действия?», «Есть ли эффект от нововведений?» и так далее. Мы очень мало прислушиваемся к самим ученикам, их потребностям, их проблемам, пытаемся все за них решить. Однако нужно постоянно анализировать — не ради руководства, а ради самой школы, образования и детей. Нам остро не хватает качественных исследований в школах, на основе которых и будут приниматься решения.
— Расскажите о некоторых своих исследованиях, к каким интересным выводам вы пришли?
— Допустим, мы заходим в школу, общаемся с учителями и родителями, изучаем обстановку, анализируем, и на основе этих данных даем рекомендации. Расскажу об исследовании академической честности, которое мы проводили. Перед нами стоял вопрос понять, почему дети списывают, что их мотивирует так поступать. Но по ходу дела у нас сместился вопрос в сторону почему учителя позволяют списывать — это оказалось более насущной проблемой, так как до сих пор некоторых педагогов волнуют числовые показатели, какие-то индикаторы успеха, а не качественное образование. Поэтому они сами дают ответы на свои же контрольные работы детям, чтобы они повышали статистику. Это тоже большая проблема, масштабы которой стали понятны только во время исследования.
Очень много нерешенных проблем в школах можно искоренить, задавая правильные вопросы и занимаясь поиском ответов. То есть, мы выбираем методы сбора информации, потом строим гипотезы, анализируем, делимся с другими коллегами, выслушиваем критику в адрес своего исследования и идем дальше, делаем следующее исследование.
— А готовы ли сами школы внедрять у себя исследовательскую культуру, которая может существенно изменить их работу?
— Я думаю, что многие школы еще не готовы, потому что отсутствует та самая культура исследований. В наших школах сейчас процветает, не побоюсь этого слова, культура самообмана — мы сами себя обманываем, сами себе рисуем показатели, замалчиваем проблемы. В итоге эта цепочка приводит к тому, что мы боимся проблем, предпочитаем их заметать под ковер. Я думаю, что и нам, как центру, обязательно нужно разработать курс по исследовательской грамотности.
Когда я прихожу в школу как исследователь и задаю вопросы, они нередко меня не удовлетворяют, потому что руководство не хочет выставлять учебное заведение в негативном свете, боится выговора сверху. Особенно это касается опросов и анкет. Когда мы делаем анкетирование, скажем, тысячи учителей, и видим по ответам, как якобы все отлично и прекрасно, то понимаем, что у них отсутствует доверие к исследованиям, они относятся к нему как очередному экзамену или тесту.
Например, PISA — я каждый год пытаюсь объяснить, что это исследование, не тест, не экзамен. Это исследование, которое выявляет определенные метрики, на основе которых мы сами должны задавать себе вопросы, искать ответы. А в Казахстане пытаются, опять же, просто повысить эти показатели, натренировать учеников, пытаются помочь им во время самого исследования. Но искусственное повышение показателей PISA приводит к сокрытию проблем, а не их решению. При этом не могу не сказать, что есть школы, которые сами приглашают исследователей и заинтересованы в этом.