В 2015 году в Казахстане появилась группа, которая не просто выпустила дебютную песню, а создала целый новый музыкальный жанр - Q-pop (Kazakh pop).
Q-pop - это музыкальный жанр, вдохновленный корейским K-pop, но с национальными особенностями. Он сочетает в себе современное звучание, яркие образы и хореографию, но главная особенность это - тексты на казахском языке. Q-pop стал не только музыкальным, но и социальным явлением, он бросает вызов традиционным представлениям о поп-культуре в Казахстане и формирует новое поколение артистов и слушателей. Группа Ninety One не просто стала популярной, а спровоцировала настоящий культурный сдвиг, открыв новую страницу в истории казахстанской музыки.
Но, путь группы Ninety one к успеху был непростым, ведь первые шаги сопровождались шквалом критики, непониманием и даже запретам.
И название Ninety One (91) выбрано не случайно, ведь 1991 год стал годом независимости Казахстана, и группа несет в себе эту философию. Их творчество - это вызов стереотипам, символ свободы самовыражения и стремления к обновлению казахстанской музыкальной индустрии.
Когда Ninety Оne представили публике свою первую песню «Айыптама» в 2015 году, она мгновенно взлетела на вершины чартов. Однако, вместе с популярностью пришел и общественный резонанс. Их яркие образы, нестандартная одежда, макияж вызвали негативную реакцию в консервативной части общества. В соцсетях начали называть участников группы «неправильными мужчинами», концерты отменяли, а на телевидении разгорались споры о допустимости такого музыкального стиля в Казахстане.
Одним из ключевых моментов в их истории стал документальный фильм «91», снятый режиссером Аскаром Узабаевым в 2017 году. В нем подробно рассказывается, как участники группы переживали хейт, скандалы и даже угрозы, но продолжали двигаться вперед, несмотря ни на что. Этот фильм стал знаковым событием в осмыслении казахстанской молодежной культуры и переломным моментом в отношении общества к Q-pop. Но, несмотря на все сопротивление, Q-pop постепенно завоевал аудиторию. Главным оружием стали социальные сети, YouTube и TikTok, благодаря которым казахстанская музыка начала выходить за пределы страны. Сегодня же Q-pop слушают не только в Казахстане, но и в Узбекистане, Кыргызстане, Турции, России и даже в Южной Корее. После Ninety one в Казахстане стали появляться новые исполнители, вдохновленные их успехом, такие как Ziruza, Kristalz, To'I, Mad Men и многие другие. Также, хочется отметить, что с каждым годом Q-pop испольнителей все больше. И всех их обьединяет казахский язык в основе жанра.
facebook.com/OfficialNinetyOne
Сейчас Ninety One - одна из самых востребованных групп в Казахстане. Их альбомы собирают миллионы прослушиваний, их концерты проходят с аншлагами, а влияние группы ощущается во всей музыкальной индустрии страны. Но, пожалуй, главное достижение Ninety One - это то, что они не просто сделали Q-pop популярным, а помогли казахстанской молодежи заново открыть свой родной язык и культуру. Благодаря их песням многие поклонники начали изучать казахский язык, интересоваться национальными традициями и изучать наше культурное наследие. И можем увидеть, что группа Ninety One смогла доказать, что казахстанская музыка может быть современной, качественной и востребованной не только на родине, но и за ее пределами. Они начали путь, который продолжают десятки новых артистов, и их история - это не просто успех одной группы, а победа всего поколения, которое не боится быть собой.