Внедрение инклюзивного образования уже стало неотъемлемой частью системы обучения, обеспечивая равные возможности для детей с особыми образовательными потребностями. Это соответствует как внутренним потребностям общества, так и международным стандартам и обязательствам. Казахстан, как участник международного сообщества, поддерживает идею инклюзивного образования.
В 2021 году в Казахстане были внесены значительные изменения в законодательство в рамках закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам инклюзивного образования».
Однако родители детей с особыми образовательными потребностями (ООП) часто сталкиваются с нехваткой квалифицированных педагогов и специализированных ресурсов в школах.
«Одна из главных проблем - недостаток специалистов, готовых работать в инклюзивной среде. Важно не только создать инклюзивные классы, но и обеспечить качественное обучение педагогов» Нуриля Абдуллаева, ведущая подкаста «СИЛА ЛЮБВИ» и соучредитель благотворительного фонда «Harmony»
Родители обычных учеников также не всегда поддерживают инклюзивные классы, опасаясь, что это негативно скажется на качестве образования их детей.
«Зачастую это связано с нехваткой информации. Инклюзивное образование это не просто интеграция детей с особыми образовательными потребностями в школы, а создание такой среды, где каждый ребёнок чувствует себя принятым, ценным и имеет возможность реализовать свой потенциал. Однако на пути к по-настоящему инклюзивной системе существует ряд серьёзных барьеров» Нуриля Абдуллаева
В то же время родители детей с (ООП) сталкиваются с недостаточной подготовленностью педагогов и нехваткой специализированных ресурсов в школах. Зачастую существует проблема нехватки специалистов, способных уделять должное внимание детям и оказывать им необходимую социальную помощь.
Главные барьеры на пути к инклюзивному образованию
По словам Нурили Абдуллаевой, на сегодняшний день в Казахстане существует ряд серьёзных препятствий для полноценного внедрения инклюзивного образования:
- Нехватка квалифицированных специалистов - в стране ощущается острый дефицит педагогов, дефектологов, тьюторов и психологов, готовых работать в инклюзивной среде.
- Недостаточная адаптация учебных программ - несмотря на формальное внедрение инклюзивных подходов, многие учебные материалы и методики не учитывают индивидуальные потребности детей.
- Физическая и инфраструктурная недоступность - многие школы до сих пор не приспособлены для обучения детей с ограниченными возможностями передвижения, сенсорными и другими особенностями.
- Отношение общества и нехватка информации - родители, педагоги и даже сами дети не всегда знают, как правильно взаимодействовать и поддерживать инклюзивную среду.
- Финансирование - программы инклюзивного образования часто недофинансированы, и родителям приходится самостоятельно искать ресурсы для коррекционной помощи.
Стереотипы и реальность
Особенные дети часто сталкиваются с непониманием окружающих.
«Один из распространённых мифов - что такие дети не смогут учиться в обычной школе. Но при грамотной поддержке они прекрасно осваивают программу» Нуриля Абдуллаева
Ещё один стереотип связан с будущим особенных детей.
«Часто считают, что ребёнок с инвалидностью не сможет работать или быть независимым. Однако многое зависит от ранней социализации и вовлечённости общества в поддержку таких детей» Нуриля Абдуллаева
Некоторые родители убеждены, что инклюзия мешает другим ученикам. Однако исследования ЮНЕСКО, представленные во «Всемирном докладе по мониторингу образования» (2021 г.), показывают, что дети, обучающиеся в инклюзивных классах, демонстрируют более высокий уровень эмпатии, толерантности и академической успешности по сравнению с учащимися, которые учатся отдельно.
Личный опыт: дружба, которая меняет общество
Ученица одной из школ Астаны поделилась своей историей о знакомстве с одноклассником, у которого диагностировано расстройство аутистического спектра (РАС).
«Когда к нам в класс пришёл Алинур, все одноклассники его побаивались. Он был спокойным, но в шумной обстановке начинал нервничать. Я решила познакомиться с ним, и мы подружились. Мы сидели вместе на уроках, а на переменах ходили в специальный класс для детей с РАС, где они могли дополнительно заниматься и отдыхать. Через некоторое время он привык ко мне, и если я пропускала занятия, начинал грустить. Наш классный руководитель подготавливал для него специальные задания, а тьютор помогал ему в обучении. Он полюбил математику и научился рассказывать стихи. Когда я перевелась в другую школу, он продолжал спрашивать обо мне у одноклассников и учителей. Позже я узнала, что он подружился со всеми, и я надеюсь, что у него всё хорошо» Нуриля Абдуллаева
Эта история показывает, что создание инклюзивной среды требует не только педагогических решений, но и личной инициативы и открытости со стороны детей и родителей.
Перспективы развития инклюзивного образования в Казахстане
В последние годы в Казахстане наблюдаются позитивные сдвиги. За последние пять лет процент охвата инклюзивным образованием вырос с 32,7% до 53%. Однако 14% школ всё ещё не имеют условий для обучения особенных детей. В Министерстве труда и социальной защиты населения РК разработана «Концепция инклюзивной политики», в рамках которой предусмотрено направление «Инклюзивное образование» на 2025–2030 годы.
«Я верю, что Казахстан способен выстроить полноценную инклюзивную систему. Главное – не останавливаться и продолжать развивать партнёрство между государством, бизнесом и общественными организациями» Нуриля Абдуллаева
Что может сделать каждый из нас?
Развитие инклюзивного образования это задача не только государства, но и общества в целом.
«Каждый из нас может внести вклад. Можно распространять знания, чем больше людей понимают, что такое инклюзия, тем легче ломать барьеры. Помогать родителям и педагогам, поддерживать благотворительные инициативы» Нуриля Абдуллаева
Она отмечает, что важно не только финансировать программы инклюзивного образования, но и формировать правильное отношение к особенным детям.
«Инклюзия выгодна всему обществу, ведь это вопрос равных возможностей и человеческого достоинства» Нуриля Абдуллаева
Таким образом, инклюзивное образование играет ключевую роль в создании справедливой и доступной образовательной системы. Оно способствует не только социализации и развитию детей с особыми образовательными потребностями, но и повышает уровень эмпатии и толерантности в обществе. Создание равных условий для обучения помогает каждому ребёнку раскрыть свой потенциал и вносить вклад в будущее страны.