Работы по созданию Ан-22 начались в 1960 году в конструкторском бюро Олега Антонова. На раннем этапе проект носил название «изделие 100». Грузовая кабина проектировалась с учетом всей имеющейся в СССР военной и гражданской техники массой до 50 тонн. При нормальной эксплуатации можно было перевозить 80 т груза – это самый большой в мире турбовинтовой самолет.
С целью снизить кренящий момент при отклонении руля было применено двухкилевое оперение вместо однокилевого, как на Ан-12. Для возможности эксплуатации с грунтовых аэродромов применено многоколесное шасси с пневматиками низкого давления. Существенные нововведения были сделаны и в области технологии самолетостроения. В частности, при изготовлении Ан-22 впервые широко применялись монолитные детали, например, 15-метровые прессованные панели и крупные штамповки массой до 1 т. Это обеспечило снижение массы самолета и уменьшение расхода металла. Машина получила второе название – «Антей».
Первый летный экземпляр Ан-22 изготовили в Киеве на опытном производстве ГСОКБ-473. Спустя десять дней после начала испытаний, 27 февраля 1965 года, с аэродрома Киевского авиазавода Святошино на военный аэродром в Узине состоялся первый полет Ан-22. Самолет со взлетной массой 165 т пробежал 1200 м и легко оторвался от ВПП. Первый полет продолжался 1 ч 10 мин и, по словам членов экипажа, прошел нормально.
В июне того же года четырехмоторный гигант Ан-22 стал главной сенсацией 24-го Международного салона аэронавтики и космоса в Париже. Так, британская газета Financial Times писала: «Доминирующее положение русских на авиационной выставке, которое никогда не вызывало сомнения с того самого момента, когда на прошлой неделе Россия впервые показала на Западе свои новые реактивные транспортные самолеты и вертолеты, стало еще более ощутимым, когда на аэродром в Ле Бурже прибыл гигантский транспортный самолет-аэробус Ан-22».
В фюзеляже воздушного исполина можно было свободно разместить автобусы, экскаваторы, танки и железнодорожный вагон. Был пример, когда Ан-22 одним рейсом доставил в труднодоступный район мощного нефтяного месторождения в Тюменской области две передвижные газотурбинные электростанции. Всего произведено около 70 экземпляров. В эксплуатации остались два самолета – по одному у России и Украины.
Экипаж турбовинтового самолета после рекордного полета по замкнутому 5000-километровому маршруту с грузом весом 40 тонн (слева направо): штурман А.Е. Замота, радист А.А. Яблонский, спортивный комиссар В.А. Абрамычев, командир корабля Г.Н. Пакилев, второй пилот Н.И. Шибаев, бортинженер И.В. Шорохов, борттехник А.Ф. Смирнов, ведущий инженер В.И. Ясиновичюс, 1975 год
Василий Егоров/ТАСС
Летчик-испытатель Марина Попович в кабине самолета АН-22 («Антей»), 1973 год
РИА «Новости»
Самолет «АН-22» доставляет из Воркуты в тундру Ямала вагончики-дома, трубоукладчики, технику для строителей, разрабатывающих газовое месторождение, 1972 год
Иван Сапожков/ТАСС
Советский самолет Ан-22, 1965 год
Лев Поликашин/РИА «Новости»
Авиаконструктор Олег Антонов у модели самолета «АН-22», 1976 год
Юзеф Мосенжник/ТАСС
Самолет Ан-22 «Антей» пролетает над Красной площадью во время парада, посвященного 68-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне, 2013 год
Александр Вильф/РИА «Новости»
Самолет «АН-22» заходит на посадку, 1965 год
Сергей Преображенский/ТАСС
Местные жители осматривают советский самолет АН-22, доставивший в Лиму гуманитарную помощь после землятресения, 1970 год
Валерий Шустов/РИА «Новости»
Самолет АН-22 транспортирует к месту сборки 70-метровое крыло от АН-124 «Руслан», созданное на Ташкентском авиационном производственном объединении имени В.П.Чкалова, 1987 год
Анатолий Горокрик/ТАСС
На месте крушения самолета Ан-22 «Антей» в Тверской области, 1994 год
ТАСС
Военно-транспортный самолет АН-22, 2008 год
Сергей Пятаков/РИА «Новости»
Тяжелый транспортный самолет Ан-22 - экспонат музея Военно-воздушных Сил в Монино, 2007 год
Марина Лысцева/ТАСС
Gazeta.ru