Жыр орталығы – центр притяжения Дома дружбы

22440



Знаковое  событие в культурной жизни  столицы  – открытие  «Жыр орталыгы»  в  Доме дружбы  – дает повод рассказать о древней традиции искусства жырау.  Жырау – народный поэт, автор и исполнитель, выразитель социальных интересов.  История народа во все времена находится в фокусе внимания неувядающего творчества жырау. Приобщенность к национальной истории формирует чувство единства своих истоков у всех казахстанцев. «Убежден, у народа, который помнит, ценит, гордится своей историей, великое будущее. Гордость за прошлое, прагматичная оценка настоящего и позитивный взгляд в будущее – вот залог успеха нашей страны», –  пишет в статье «Семь граней Великой степи» Елбасы Нурсултан Абишевич Назарбаев.

В эпоху суверенитета Казахстана  национальное искусство  засияло всеми своими гранями.  Народ сохранил великую сокровищницу, традиции, обычаи, духовные ценности.  Глубокое осмысление исторического культурного наследия  сегодня крайне важно. Как  показывает время, таланты из народа  составляют цвет нации, являются ее гордостью и совестью.  Наш долг – сохранить и передать будущим поколениям  культурное и духовное наследие. При этом особое значение имеют музыкальный фольклор, эпические дастаны как  летописи, представляющие историческую ценность.

Как орхоно-енисейские письменные памятники – общее культурное достояние человечества, так и традиционное искусство жырау – часть древней мировой культуры.  К счастью, времен связующая нить не прерывается. И мы, современное общество духовной модернизации, должны беречь наше культурное наследие. Прежде всего, в соответствии с программой  «Рухани жаңғыру» тщательно его  изучать, популяризировать,  на что и нацелен  «Жыр орталығы» Дома дружбы. Таким образом, наша общая история, о которой пишет Елбасы,  будет передаваться новым поколениям.   Дом дружбы города Нур-Султан  встречает гостей из разных стран мира. Для них появится  уникальная  возможность познакомиться с культурой многих  этносов, проживающих в Казахстане. 

Автор замечательной идеи и инициатор – профессор, известный жырау Алмас Алматов.  «Жыр-аңыз – поэтические легенды. Жырау – представитель определенного жанра казахского исторического поэтического творчества. Жыршы – сказитель, который мог исполнить целую поэму по памяти, пользуясь при этом традиционными методами, приемами народного исполнительства. Импровизируя, демонстрируя одновременно виртуозную игру на народных инструментах. Открытие «Жыр орталығы» в столице –бесценный дар фольклорного наследия нашей молодежи», – делится жырау Алмас Алматов.

Сегодня искусству исполнения жырау обучают в вузах страны. Молодые специалисты получают различные уровни образования.  По мнению жырау, это перспективный вид искусства.  Обучение ведут Казахский национальный университет искусств, Казахская национальная консерватория им. Курмангазы, Академия искусств им. Т. Жургенова, Кызылординский государственный университет им. Коркыт ата, Казахский национальный университет им. аль-Фараби.  «Искусство традиционного исполнения жырау способствует духовно-просветительскому развитию. Каждый исполнитель должен уметь исследовать свое направление в научно-теоретическом, методологическом плане», – такова позиция профессора.

Вся история казахов, в отсутствие письменности,   запечатлена в памяти жырау и передается из поколения в поколение. Жырау – своего рода идеологи своей эпохи, чаша народной мудрости. Философия степной культуры раскрывается поэтической мощью жырау, в тесной гармонии с его внутренним мировосприятием. Среди них сложно переоценить Бухар жырау – это явление степной  цивилизации,   эталон исполнительского мастерства.  Как известно, Бухар жырау был главным советником легендарного Абылайхана, объединившего казахские жузы для защиты наших земель. 

Жырау в своем творчестве отражали чаяния народа, воспевали добро, единство, лучшие человеческие качества.  Популярные жанры:  толгау, философские размышления,  мудрые советы. В эпоху казахского ханства жырау имели высокий политический статус. Многие из них были  биями, батырами, предводителями. Одними из тех немногих смельчаков, которые могли возразить самому хану. Первые яркие  представители казахских жырау – Асанкайгы и Казтуган жырау, жившие в 15 веке. Их последователи (17 – 18 вв.) Сыпыра жырау, Шалкииз, Доспамбет, Баргаска, Жыйембет, Актамберды Сарыулы, Таттикара жырау.  В 18 веке традиция жырау переживает новый виток развития. Причиной тому война с джунгарами, присоединение к России и обострение внутренних противоречий. В годы лихолетья на политическую арену выходят Умбетей, Бухар жырау и Кожаберген. В 19 – 20 вв.  Базар Ондасулы, Жиембай жырау, в  Мангыстау  – Абыл, Нурым, Кашаган. Их музыкальные традиции продолжил Мурын жырау. Во время Второй мировой войны  жырау, воспевая подвиги батыров,  поднимали народный дух. 

Талант всегда восхищает. Через звучащую мелодию и волшебную силу слова раскрывается душа жырау Алмаса Алматова. Возвышается  духовность слушателя, доставляя  ему эстетическое наслаждение. Духовность и эстетические чувства исцеляют человека. Поэтому искусство жырау (сказителя) вечно. 

«История  Казахстана  –  общая для нас и многих этносов, проживающих на нашей территории длительное время.  Вклад в общую историю внесли многие выдающиеся деятели коренной национальности и разной этнической принадлежности. Нам необходим позитивный взгляд на собственную историю» Мысли  «Семи граней Великой степи» Елбасы мотивируют нас к созиданию. В этом плане открытие «Жыр орталығы» в столичном Доме дружбы, шанырак которого объединяет 23 этнокультурных центра, культурное явление для всей общественности. Симбиоз культур и традиций, безусловно, влияет на духовную модернизацию общества. Соблюдение традиций, изучение культуры благотворно сказывается как на воспитании, так и на формировании казахстанской идентичности

Кыргызский эпос «Манас»  включен в список шедевров нематериального  культурного наследия человечества ЮНЕСКО. Занесен в Книгу рекордов Гиннесса – как самый объемный эпос в мире. Эпос назван по имени главного героя – батыра, объединившего всех кыргызов. Сказитель эпоса – манасчы – пользуется  уважением и почитаем у кыргызов. Среди известных  – Сагынбай, Саякбай, Жусуп Мамай, Баянгали Алимжанов из Казахстана. Своим тысячелетним существованием  эпос обязан сказителям-манасчы. В истории кыргызской культуры сказительство – искусство элитарное, одаренных людей. В народном сознании –  проявление высшей духовности, доступной избранным.   

Мысленно перенесясь в седую древность, видим, вечные ценности у всех народов – любовь к  земле, защита Родины,  прославление исторических героев.  Кто не знает былинных героев, среди которых  Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович! До сих пор – на репродукциях картин, настенных ковриках, напоминание недавнего прошлого. Русские былины называют народными учебниками. Народ, не зная грамоты,  изучал свою историю. Былины  воспевают богатырей, героические события, жизнь Древней Руси. Сказители  старины глубокой – исполнители эпических жанров фольклора. Многие из них виртуозно владели словом, импровизацией, были популярны. Искусство сказителя – в умении сочетать  традиционный сюжет с импровизацией. Наиболее известные  – М.Кривополенова, И.Федотова, Г.Рябинин, персонаж «Слова о полку Игореве» древнерусский сказитель Боян. Традиции сказителей  передавались из поколения в поколение. Пели целыми семьями –доморощенные таланты. Совместное пение доставляло  большое наслаждение. Былины, исторические песни, баллады приобщали  к высокому эпическому миру. Манера исполнения сказителей –  мягкий речитатив, торжественная величавость,  плавный напев.

Широко известен башкирский народный эпос «Урал-батыр». Благодаря  самобытному искусству современных сказителей устное народное творчество в настоящее время возрождается, обретает второе дыхание.  Что отрадно,  возвращаясь к своим истокам, к своим корням,  мы становимся духовно богаче. 

Германский героический эпос  имеет древнюю историю. Вершина  народного творчества – знаменитый немецкий национальный эпос «Песнь о Нибелунгах».  Все по закону жанра: прославляются героизм, богатырская сила, человеческое бытие.

Сказительство распространено по всему миру. На Украине  кобзарь – украинский народный певец, представитель эпического жанра, исполнение под собственный аккомпанемент на кобзе, бандуре, лире. У народов Кавказа – ашуги, народные поэты-исполнители,  профессиональные сказители. Выступают под звуки своего национального музыкального инструмента.

Словом, столичные этнокультурные объединения получили уникальную возможность в  «Жыр орталыгы» представить во всей своей самобытности и неповторимости  эпический национальный фольклор, имеющий тысячелетнюю историю. Волшебный мир слов и благозвучие мелодий народных сказителей   имеют особое  свойство, касаясь  самых тонких струн души человеческой,   настраивая на размышления о смысле жизни.  

Руководитель отдела анализа,

мониторинга и методического обеспечения

управления «Қоғамдық келісім» при акимате г. Нур-Султан

Раиса Агибаева

Международное информационное агентство «DKnews.kz» зарегистрировано в Министерстве культуры и информации Республики Казахстан. Свидетельство о постановке на учет № 10484-АА выдано 20 января 2010 года.

Тема
Обновление
МИА «DKnews.kz» © 2006 -