Комитет по денежно-кредитной политике Национального Банка принял решение повысить базовую ставку с 6 декабря 2022 года до 16,75%.
Решение направлено на снижение инфляционного давления и стабилизацию инфляционных ожиданий. Решение было принято на основе анализа фактических данных и обновленных прогнозов, горизонт которых продлен до 2025 года.
Мы приблизились к окончанию цикла повышения базовой ставки. Принятые меры позволили обеспечить стабильность финансового рынка и поддержать сберегательную активность субъектов экономики. Мы видим это в следующих проявлениях:
- С июня наблюдается приток депозитов в тенге. Общий объем депозитов достиг исторического максимума в 30 трлн тенге. Долларизация депозитов снизилась с максимума текущего года 38,4% в феврале до 35,3% на конец октября;
- Валютный рынок сбалансирован. С апреля текущего года Национальный Банк не проводит интервенции по продаже иностранной валюты. Мы продолжим придерживаться режима гибкого курсообразования, который исключает накапливание дисбалансов в экономике.
- Кредитование, несмотря на общее замедление, находится в положительной зоне. Взвешенная политика позволяет сохранять положительный темп роста кредитования банками экономики. Так, в октябре текущего года кредиты экономике в годовом выражении выросли на 24,9%, до 21,5 трлн тенге, за счет кредитования населения и бизнеса в тенге, а с начала текущего года – рост на 16,1%.
Текущее решение по базовой ставке укрепит данные процессы, способствуя достижению цели по инфляции в среднесрочном периоде.
В дальнейших решениях будет приниматься во внимание соответствие фактической инфляции прогнозным оценкам.
Динамика текущей и ожидаемой инфляции
Инфляция в годовом выражении в ноябре 2022 года достигла 19,6%. Наибольший вклад продолжает вносить рост цен на продукты питания, который ускорился до 24,1%.
При этом мы видим, что базовая инфляция продолжает формироваться на высоком уровне.
Если говорить об инфляции в месячном выражении, то в ноябре текущего года, несмотря на замедление до 1,4% по сравнению с предыдущими 2 месяцами, ее уровень остается высоким, существенно превышая многолетние средние уровни.
Инфляционные ожидания населения остаются вблизи исторических максимумов. Медианная оценка ожидаемой на год вперед инфляции в ноябре текущего года составила 18,2%.
Инфляционные ожидания предприятий в IV квартале текущего года также достигли рекордных значений и составили 17,6%.
В условиях разрывов цепочек поставок незаякоренные инфляционные ожидания стимулируют потребление товаров как краткосрочного, так и длительного использования, и приводят к устойчивому инфляционному давлению.
Факторы внутренней экономики
Проведение плановых и внеплановых ремонтов на месторождениях и задержки с доставкой казахстанского экспорта на мировой рынок сказались на росте экономической активности. За десять месяцев т.г. реальный ВВП замедлился до 2,5%, что связано с более умеренной, чем предполагалось, добычей нефти. В то же время ненефтяные сектора экономики, такие как сельское хозяйство, связь, строительство, обрабатывающая промышленность, растут более быстрыми темпами.
Продолжается переориентация логистических цепочек импорта потребительских товаров на новые торговые маршруты. В результате возрастают издержки, связанные со сменой привычных торговых маршрутов, поиск новых поставщиков из других стран. Объемы импорта косвенно подтверждают устойчивость спроса как предприятий, так и населения.
Стабильный спрос подкреплен ростом потребительского кредитования и превышает возможности предложения. В то же время он сдерживается высокой инфляцией и замедлением темпов роста реальных доходов населения. Так, по данным Бюро национальной статистики, рост реальных доходов населения снизился с 7,1% в первом квартале до 0,5% в третьем квартале, а темпы роста реальной заработной платы снизились с 12,7% до 5,8% соответственно.
Инвестиционная активность по сравнению с потребительским спросом демонстрирует более активный рост. По итогам 10 месяцев инвестиции в основной капитал выросли на 6,7%. В отраслевом разрезе положительная инвестиционная активность отмечается практически во всех основных секторах экономики.
Внешнеэкономическая конъюнктура
В качестве основных факторов внешнего сектора выделю неопределенность геополитической обстановки и высокий уровень цен на продовольствие. Данные факторы продолжат быть основными при принятии решений в дальнейшем.
Индекс ФАО в октябре текущего года остался практически неизменным. При этом цены на зерновые повысились на 3% по сравнению с предыдущим месяцем. В базовом сценарии ожидается плавное снижение внешних цен на продовольствие, однако их уровень будет оставаться высоким.
Глобальная экономика продолжает замедляться. Согласно последним прогнозам МВФ, темпы роста мировой экономики в этом году замедлятся до 3,2%. В 2023 году замедление продолжится, темпы роста составят не более 2,7%. Инфляция в большинстве стран мира продолжает ускоряться и достигать максимумов за несколько десятилетий. Ожидается, что во многих странах пик инфляции придется на первый квартал 2023 года, а возвращение – к целевым значениям к концу 2024 года. В связи с этим мы ожидаем, что в перспективе внешняя среда будет дезинфляционной.
На мировом рынке нефти ожидается, что в ближайшей перспективе поддержку рынку будут оказывать улучшение перспектив по спросу в Китае, уровень нефтедобычи в США и политика ОПЕК. С учетом текущей ситуации и прогнозов международных организаций в качестве предпосылки прогноза заложена цена на нефть в 2023 году 90 долл. США за баррель с последующим снижением до 85 долл. США за баррель в 2024 году и до 79 долл. США за баррель в 2025 году.
Прогнозы
С учетом вышеизложенного прогноз в базовом сценарии был значительно пересмотрен. В конце 2022 года инфляция сложится в пределах 20-21%. Мы ожидаем достижение пика годовой инфляции в I квартале 2023 года.
В результате более длительной структурной перестройки торговли, которая отражается в непродовольственном сегменте потребительских товаров, при высоких инфляционных ожиданиях и дезинфляционной внешней среде прогноз по инфляции повышен до 11-13% к концу 2023 года. В 2024 году инфляция прогнозируется в пределах 7-9%, в 2025 году – 4-6%.
Сдерживающим фактором снижения инфляции на прогнозном горизонте являются высокие и нестабильные инфляционные ожидания при устойчивом спросе, опережающем возможности внутреннего предложения. В дальнейшем по мере смягчения инфляционного фона и при стабильных ценах на зерновые инфляционные ожидания снизятся, что позволит достичь целевых ориентиров по инфляции.
С учетом более слабого внешнего спроса и более умеренной добычи, чем предполагалось ранее, мы ожидаем роста ВВП в 2022 году на уровне 2-3%, в 2023 году – 3-4%, в 2024-2025 годах – 3,5-4,5%. Основным драйвером станет рост экспорта нефти, а также увеличение инвестиций при умеренном спросе со стороны домашних хозяйств. Фискальная политика в 2023 году ожидается в стимулирующей зоне, но на фоне действия бюджетного правила в дальнейшем импульс будет ослабевать. Несмотря на это, фактор фискальной политики продолжит поддерживать государственное потребление и внутренний спрос. Дальнейший рост спроса будет фактором поддержки импорта, что будет ограничивать рост ВВП.
Основные риски будут связаны с неопределенностью в последствии геополитической напряженности и ее дальнейшего развития, протяженностью периода структурной перестройки торговли, высокими и нестабильными инфляционными ожиданиями при сохранении высокой продовольственной инфляции.
Национальный Банк приблизился к окончанию цикла повышения базовой ставки. С учетом принятого решения уровень базовой ставки оценивается как достаточно высокий. Сохранение ставки на текущих уровнях в течение продолжительного периода времени позволит стабилизировать инфляцию и постепенно снизить ее в среднесрочной перспективе. В условиях отсутствия новых проинфляционных шоков мы оцениваем вероятность дальнейшего ужесточения денежно-кредитной политики как низкую.
Национальный Банк продолжит принимать меры денежно-кредитной политики, направленные на снижение инфляционного давления и замедление темпов роста цен. С учетом траектории и факторов инфляции в среднесрочном периоде денежно-кредитная политика продолжит оставаться дезинфляционной.
Мы продолжим принимать решения по базовой ставке, исходя из основной цели Национального Банка – обеспечения ценовой стабильности. С полной информацией о факторах принятого решения, прогнозах и рисках инфляции вы сможете ознакомиться в докладе о денежно-кредитной политике, публикация которого запланирована на 12 декабря этого года.
Очередное решение по базовой ставке будет объявлено 13 января 2023 года в 14:00 по времени города Астаны.
Галымжан Пирматов, Председатель Национального Банка Республики Казахстан