Финансирование реального сектора экономики обсудили с экспертами в минэкономики, передает DKnews.kz.
Второе заседание Экспертного совета при Министерстве национальной экономики было посвящено обсуждению финансирования реального сектора экономики. В нем приняли участие 20 человек, из которых половина - независимые эксперты.
Как отметил вице-премьер-министр национальной экономики Серик Жумангарин, активный старт финансирования реального сектора экономики – это третий этап экономической реформы, направленной на увеличение ВВП Казахстана. Первый – принятие нового Бюджетного кодекса, второй – работа над проектом Налогового кодекса.
Об основных инициативах правительства по финансированию проектов реального сектора экономики рассказал вице-министр национальной экономики Арман Касенов.
"В настоящий момент отношение инвестиций к ВВП находится на уровне 14-15% и является объективно низким. Для достижения повышенных темпов экономического роста и поставленной Главой государства задачи – довести к 2029 году ВВП до $450 млрд – инвестиции должны увеличиться в 2.75 раза, с 40 млрд долларов в 2024 году до 103 млрд долл. в 2029 году. И это нужно обеспечить за счет инициатив, которые сейчас и предлагает правительство – выделить 1 трлн тенге через Холдинг Байтерек для обеспечения кредитования бизнеса на 8 трлн тенге" Арман Касенов
Помимо увеличения объемов вливаний в инвестпроекты вице-министр обозначил другую, не менее важную проблему - отсутствие достаточного количества качественных инвестпроектов.
"Проблема финансирования – это частичная проблема. Еще одна существенная – нехватка качественных проектов. Это отмечают и международные финансовые институты развития. И когда мы говорим об увеличении финансирования проектов с $40 млрд до $103 млрд, то понимаем, что задача стоит не только в финансах, но и качестве вложений" Арман Касенов
Основные точки роста - высокопроизводительные экспортоориентированные проекты. Это переработка металлов, нефтегаза, сельское хозяйство и производство продуктов питания, нефте- и углехимия и другие.
Глава холдинга Байтерек Рустам Карагойшин рассказал о модели финансирования холдинга, включающую 60% рыночного фондирования и 40% бюджетного кредитования.
В 2025 году общий объем финансирования со стороны Байтерека составит 8 трлн тенге, из которых 3,75 трлн тенге будет предоставлено в национальной валюте по ставке 12,6%, 2,25 трлн также в национальной валюте по рыночной ставке и 2 трлн в иностранной валюте.
"Наша основная задача – унификация ставок на 12,6% для конечного потребителя. Эта унификация позволит банкам второго уровня участвовать практически во всех направлениях, где сегодня присутствует Байтерек. Со временем, когда базовая ставка снизится до приемлемого уровня, банки займут львиную долю финансирования экономики. А Байтерек и другие институты развития станут своего рода инструментом для крупномасштабных нишевых проектов, ориентированных на экспорт" Рустам Карагойшин
Со стороны независимых экспертов прозвучало много вопросов и предложений. В частности, генеральный директор AERC Жаныбек Айгазин задал вопрос, как определяют приоритетность проектов для льготного финансирования и как их оценивают с точки зрения возврата инвестиций и вклада в прирост ВВП.
Доля обрабатывающей промышленности в ВВП составляет 12%, причем эта доля существенно не растет, несмотря на наши усилия. Он предложил обратить особое внимание на развитие и увеличение мощностей инфраструктуры, которая, по его мнению, даст больший общий эффект экономике, так как все мы пользуемся инфраструктурой.
Серик Жумангарин ответил, что наибольшую отдачу вложенных инвестиций по ВДС сегодня дают сельское хозяйство, горнодобывающая промышленность, торговля. В активные драйверы роста выходят транспорт и складирование. Приоритет в финансировании через Байтерек будет отдаваться проектам по созданию продуктов высокого передела в металлургии, нефте- и углехимии, производстве продуктов питания, ИТ, ИИ, логистике и другим. А для развития инфраструктуры есть национальный инфраструктурный план, согласно которому уже в этом году планируется провести модернизацию, построить и отремонтировать 13 тыс. км автодорог, отремонтировать около 1480 км ж/д путей и построить новые ж/д линии.