Реформы в сфере образования: адаптация под запросы современности

4543
Фото: primeminister.kz

В Казахстане по поручению Главы государства проводятся реформы в сфере образования. Поставлена задача по обеспечению экономики квалифицированными кадрами. На фоне глобальных трендов и внутренних вызовов Правительство страны стремится создать современную и доступную образовательную среду, ориентированную на будущее и отвечающую запросам общества. Предстоит усилить связь лучших университетов с реальным сектором экономики. Проводится работа по синхронизации инновационной политики с научно-технологическими приоритетами страны, передает DKnews.kz.

Расширение доступности дошкольного образования

С 2019 года в Казахстане ведется системная работа по реформированию сферы дошкольного образования, направленная на повышение доступности, качества и прозрачности. Одним из приоритетов государственной политики является обеспечение права каждого ребенка на качественное дошкольное воспитание и обучение.

Если в 2019 году в стране функционировало 10,5 тыс. дошкольных организаций, где воспитывались 892 тыс. детей, то к 2025 году количество таких организаций выросло до 11,8 тыс., с охватом более 1 млн детей. При этом произошел переход от маломощных мини-центров к созданию полноценных детских садов с устойчивой материально-технической базой.

Существенные изменения произошли и в вопросе очередности. В 2019 году в очереди на дошкольное место состояло 446 176 детей. На 1 января 2025 года этот показатель сократился до 84 тысяч детей в возрасте от 2 до 6 лет. Таким образом, за шесть лет количество ожидающих сократилось почти в 5 раз. Это стало возможным благодаря системному расширению сети дошкольных учреждений, внедрению новых подходов к распределению мест и цифровизации процессов, таким как ваучерное финансирование. 

Ранее процедура записи в детский сад сопровождалась многочисленными трудностями: перегруженные электронные очереди, территориальный дисбаланс, непрозрачные схемы распределения мест, фиктивные зачисления. Особенно остро эти проблемы проявлялись в крупных городах и быстрорастущих агломерациях. Сегодня эти сложности постепенно преодолеваются благодаря цифровым сервисам, автоматизации учета детей и внедрению прозрачных процедур оказания государственных услуг.

Ключевым шагом в повышении эффективности финансирования дошкольной сферы стало внедрение ваучерной системы. С 9 июля 2024 года в городе Тараз стартовал пилотный проект по размещению государственного образовательного заказа на дошкольное воспитание и обучение с учетом персонифицированного финансирования. 

Система предусматривает предоставление родителям ваучера — индивидуального «сертификата», который можно использовать в любом соответствующем всем требованиям детском саду - государственном или частном. Это расширяет выбор для родителей, способствует конкуренции между организациями и улучшает качество услуг. Кроме того, система исключает дублирование и фиктивные списки, что позволило сэкономить более 27 млрд тенге.

Сегодня ваучерная система масштабирована в 12 городах и 3 районах. До конца 2025 года проект будет поэтапно внедрен по всей республике согласно утвержденному графику.

По итогам 2024 года 93,1% детей от 2 до 6 лет были охвачены дошкольным воспитанием и обучением. В 2025 году планируется увеличить охват до 95%, а к 2028 году — достичь 100%, как предусмотрено в Концепции развития дошкольного, среднего, технического и профессионального образования на 2023–2029 годы. Это поручение было дано Президентом в рамках реализации предвыборной программы «Справедливый Казахстан – для всех и для каждого. Сейчас и навсегда».

Таким образом, Казахстан демонстрирует устойчивый прогресс в сфере дошкольного образования. Последовательные реформы, опора на цифровизацию, внедрение ваучерного финансирования и приоритет доступности делают систему более эффективной и ориентированной на потребности семей.

Реформы в системе среднего образования

В последние годы Казахстан предпринимает масштабные шаги по модернизации системы среднего образования, направленные на повышение качества обучения, улучшение условий для учащихся и педагогов, а также внедрение современных образовательных стандартов.

На начало 2024–2025 учебного года в стране функционирует порядка 8 тыс. школ, в которых обучаются более 3,9 млн учеников, включая 352 тыс. первоклассников. 

В 2024–2025 учебном году в школах Казахстана работают 406 тыс. педагогов — на 8 тыс. больше, чем в предыдущем году. С 2020 года в рамках политики повышения статуса педагога заработная плата учителей увеличена на 100%. В 2023 году введены дополнительные надбавки для воспитателей дошкольных учреждений и педагогов технического и профессионального образования, а также доплаты за квалификационные категории, стаж, условия труда, наличие академической степени и наставничество. В сельской местности зарплаты учителей превышают городские как минимум на 25%.

В 2025 году более 11 тыс. педагогов прошли курсы повышения квалификации, при этом около 58% из них — сельские учителя. С 1 января 2025 года начала работу новая платформа непрерывного профессионального развития педагогов, обеспечивающая прозрачность процесса аттестации.

В образовательный процесс активно внедряются современные педагогические подходы, включая полиязычие, инклюзивное обучение и различные виды оценивания. Значительное внимание уделяется цифровизации: в 1 757 школах подключен спутниковый интернет STARLINK, а все учебники оцифрованы и доступны на 11 цифровых платформах.

Казахстан стал первой страной в Центральной Азии, прошедшей международную аккредитацию национальной системы оценки качества школьных знаний — МОДО. Этот инструмент получил знак качества RCEC (Research Centre for Examination and Certification), что подтверждает его соответствие международным стандартам. МОДО позволяет объективно оценивать эффективность учебных программ, выявлять сильные и слабые стороны образовательного процесса и определять направления дальнейшего развития системы образования.

В рамках МОДО оценивается три направления грамотности: читательская, математическая и естественнонаучная. МОДО позволяет оценить эффективность учебных программ, выявить сильные и слабые стороны в учебном процессе, а также определить направления для дальнейшего улучшения качества образования.  

За два года сотрудничества с RCEC пройдено семь этапов аккредитации МОДО, которые включали разработку рамки оценивания, создание тестовых вопросов, разработку дизайна тестирования, администрирование тестирования на цифровой платформе, шкалирование и анализ результатов в соответствии с международными стандартами.

Для успешного функционирования образовательной системы особое внимание уделяется подготовке педагогов, повышается престиж этой профессии. Государство прилагает усилия для привлечения лучших специалистов в образовательную сферу. В рамках реформ были увеличены зарплаты учителей, введены программы повышения квалификации и развития педагогического мастерства. Проводимая работа уже дает результаты, все больше выпускников школ выбирают для дальнейшего обучения именно педагогические специальности.

В республике автоматизирована система аттестации педагогов. Так, с 1 января 2025 года началось поэтапное внедрение Национальной платформы непрерывного профессионального развития педагога «Ұстаз», которая позволяет сделать процесс аттестации более прозрачным. В 2025 году аттестацию через платформу пройдут около 150 тыс. казахстанских педагогов.

По инициативе Президента во всех организациях образования внедряется единая программа воспитания «Адал Азамат». С этого года к ней подключаются и частные школы, а в 2026 году будут приняты меры для масштабного распространения. 

В рамках программы при школах открыты Центры педагогической поддержки родителей (ЦППР), а в регионах созданы Центры психологической поддержки (ЦПП). Одним из приоритетных направлений является укрепление роли классных руководителей как наставников и воспитателей подрастающего поколения.

Проект «Комфортная школа»

С 2019 года в Казахстане реализуются масштабные инфраструктурные проекты, которые обеспечили более 1 млн учеников местами в 1200 новых школах. Особенно значимыми стали результаты 2023 и 2024 годов, когда ввели в эксплуатацию 422 школы на 510 тыс. ученических мест.

Эти показатели стали настоящим прорывом в решении ряда ключевых вопросов, таких как ликвидация 32 аварийных и 71 трехсменной школы, а также устранение дефицита мест в 200 школах по всей стране.

Продолжается системная работа по решению вопросов аварийных и трехсменных школ, которая включает комплексные меры, в том числе за счет бюджетных средств, и привлечения инвестиций. 

Одной из главных приоритетных задач в рамках проводимых реформ стало создание комфортной среды для обучения детей. В республике реализуется масштабный проект «Комфортная школа», разрабатываются новые стандарты инфраструктуры, предусматривающие современные удобные классы, залы для занятия спортом, пространства для отдыха и занятия творчеством.

По поручению Главы государства в рамках нацпроекта «Комфортная школа» в стране ведется строительство 217 школ на 460 тыс. ученических мест. На сегодня 105 из них введены в эксплуатацию, еще 112 комфортных школ завершатся до конца 2025 года. 

Кроме того, за счет средств республиканского и местного бюджетов, а также привлечения частных инвестиций 127 школ на 92 тыс. ученических мест.

Не менее важным шагом стало создание Фонда поддержки инфраструктуры образования в 2023 году, который финансируется за счет средств, изъятых у коррупционеров. Благодаря этому фонду профинансировано строительство 89 школ почти на 100 тыс. ученических мест. Из них введена в эксплуатацию 61 школа на 74,4 тыс. мест.

Наряду с этим продолжается модернизация 1 тыс. школ в райцентрах и селах по семи направлениям. За последние три года была обновлена материально-техническая база в более чем 4 тыс. школ, свыше 2 тыс. школ оснащены современными кабинетами по робототехнике, химии, биологии, физике и STEM-направлениям. 

Следующим этапом перехода к единому современному формату школьной инфраструктуры станет реновация школ. В соответствии с поручением Президента, в течение ближайших 3 лет планируется реновация школ во всех регионах страны. На сегодня определена 1 231 школа, подлежащая реновации, более половины из которых - 54% - расположены в сельской местности. В рамках работ запланированы замена кровли, обновление фасадов и окон, капитальный ремонт инженерных коммуникаций — электроснабжения, отопления, водоснабжения, канализации и вентиляции. Также будет проведено благоустройство и озеленение школьных территорий.

Техническое и профессиональное образование

Указом Главы государства 2025 год объявлен Годом рабочих профессий.  В рамках реализации инициатив в организациях среднего образования впервые официально введена должность педагога-профориентатора для системного сопровождения школьников в выборе профессии и налаживания взаимодействия между школой, колледжем и работодателем.

Реализуется пилотный проект по присвоению рабочей квалификации старшеклассникам. Инициатива направлена на усиление практической направленности школьного образования и расширение возможностей молодежи по раннему трудоустройству. По окончании 11-го класса школьники получают не только аттестат, но и диплом о среднем техническом образовании. На сегодня 905 выпускников уже завершили обучение с дипломом колледжа, получив профессиональную квалификацию и возможность сразу выйти на рынок труда.

В феврале 2025 года на полях фестиваля «Город рабочих профессий» прошло торжественное открытие Года рабочих профессий. За 5 дней фестиваля проведено более 300 мероприятий, между колледжами и предприятиями подписано 250 меморандумов о сотрудничестве, проведена профессиональная диагностика более 30 тыс. школьников.

Кроме того, для выявления и поддержки талантливых и перспективных студентов системы технического и профессионального образования, а также создания кадрового резерва высококвалифицированных специалистов прошел республиканский конкурс «ТОП – 100 студентов» колледжей Казахстана. 

Начата подготовка к конкурсам «JasSkills» и «JuniorSkills», а также профориентационная кампания на платформе «Мансап Компасы» с охватом 100 тыс. учащихся.

На сегодня в стране осуществляют подготовку кадров 772 колледжей. Контингент составляет всего 556 тысяч студентов, из которых 85% обучаются по гранту, а 65% объема государственного образовательного заказа направлено на технические специальности.

Государственный заказ будет увеличен по таким направлениям, как геология, энергетика, металлургия и машиностроение, транспорт, связь, IT, строительство, педагогика и медицина, горнодобывающая и водная отрасли.

В целях поддержки студентов колледжей в два раза увеличены размеры стипендиальных выплат: в 2023 году – 50% и в 2024 году - 50% с охватом более 300 тыс. студентов. Более 87% из числа нуждающихся студентов обеспечены местами в общежитиях. С 2019 по 2023 годы введено 76 общежитий на 14,8 тыс. мест, в этом году еще 11 общежитий на 2,5 тыс. мест. Помимо этого, обучающиеся по госзаказу обеспечены социальной поддержкой – питанием и проездом. Безусловно, это оказало свое влияние на вовлеченность к техническим профессиям среди активного населения.

Колледжи реализуют образовательные программы по 227 специальностям и 753 квалификациям.

Подготовка кадров ведется по 15 направлениям экономики страны, где в среднем процент трудоустройства выпускников составляет 79%, в том числе в образовании - 80,3%, нефтегазовой отрасли - 64,9%, электроэнергетике - 79,6%, металлургии - 77%, транспорте - 75,4%, строительстве - 82,7%, сельском хозяйстве - 75% и т.д.

С 1 сентября 2025 года объем подушевого финансирования для организаций технического и профессионального образования увеличится в 2 раза. Согласно действующей методике подушевого нормативного финансирования, средний размер средств, выделяемых на обучение 1 студента, составляет 437 тыс. тенге, теперь он составит в среднем 912 тыс. тенге.  Новый норматив финансирования состоит из основной и стимулирующей частей, при этом стимулирующие выплаты предоставляются колледжам, достигшим конкретных показателей. Новая система финансирования позволит подготовить конкурентоспособных специалистов, оснастить организации образования современным материально-техническим оборудованием, организовать курсы повышения квалификации педагогов.

Инклюзивное образование и защита прав детей

Впервые разработан стандарт специальной психолого-педагогической поддержки детей с особыми образовательными потребностями. На государственном уровне закрепляется системный подход к сопровождению детей с особыми образовательными потребностями на всех уровнях образования. 

Разрабатывается Закон «О комплексной поддержке детей с особыми образовательными потребностями», который будет включать межведомственные механизмы сопровождения семьи и ребенка.

Ведется работа по созданию Национального центра непрерывного инклюзивного образования. В 90% школах страны созданы условия для получения инклюзивного образования, а охват детей специальной психолого-педагогической поддержкой достиг 85%. Сеть специальных организаций образования достигла 504 единиц. Открыт 121 кабинет поддержки детей с особыми образовательными потребностями при школах.  

В рамках совершенствования законодательства в 2024 году в организациях образования:

- на уровнях дошкольного воспитания и обучения, технического и профессионального образования введена штатная единица «педагога-ассистента»;

-  типовые штаты общеобразовательных организаций образования внесена должность «специального педагога»;

- введена новая должность «индивидуальный помощник в организации образования» для физического сопровождения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата;

- утверждены отдельные типовые штаты психолого-медико-педагогических консультаций, кабинетов психолого-педагогической коррекции, реабилитационных центров и центров поддержки детей с расстройством аутистического спектра;

-   центры поддержки детей с аутизмом включены в перечень услугодателей государственной услуги «Реабилитация и социальная адаптация детей и подростков с проблемами в развитии»;

- введен коррекционный компонент для детей с аутизмом в типовые учебные планы дошкольного воспитания и обучения. 

В 11 регионах страны при 18 КППК открыты кабинеты ранней поддержки. Курсами повышения квалификации охвачено более 10 тыс. педагогов, работающих с детьми с особыми образовательными потребностями. 

При поступлении на учебу в организации ТиПО увеличен размер квоты приема от 1 до 10% для граждан из числа лиц с инвалидностью.

В целях быстрой и безопасной коммуникации для защиты детей в школах и колледжах введены QR-коды доступа к контакт-центру «111». Это возможность анонимно получить психологическую, юридическую и социальную помощь. 

В 2025 году планируется увеличить штат органов опеки в 2,5 раза. Кроме того, теперь наставники детей-сирот будут проходить психологическую подготовку.

Помимо этого, государством выделено свыше 12 млрд тенге на обеспечение бесплатным питанием учеников начальных классов, обучающихся в частных школах. Центры психологической поддержки оказали помощь более 250 тыс. школьникам и их семьям в течение текущего года.

Летний отдых и безопасность

Министерство просвещения Республики Казахстан приступило к подготовке к летней кампании. В летний период 2025 года различными программами оздоровления, отдыха и занятости планируется охватить 3,1 млн детей. Из них свыше 500 тыс. – дети из социально уязвимых категорий. При поддержке фонда «Қазақстан халқына» 10 тыс. детей получат возможность отдохнуть бесплатно.

Все организационные вопросы прорабатываются в рамках совместного плана 9 государственных органов. Для этих целей созданы республиканский и региональные штабы. Подготовлен перечень центров отдыха, которые планируют начать работу летом текущего года.  

Для формирования культуры безопасного и активного летнего отдыха подготовлены и будут распространены памятки, инструкции и гайдбуки.

Особое внимание уделяется обеспечению безопасности. Усилен контроль за соблюдением санитарных норм, пищевой безопасности, а также мерами предосторожности на воде, в лесу и на спортивных объектах.

Всего в этом году планируется работа 16 круглогодичных, поэтапное открытие 188 сезонных, более 10 тыс. пришкольных лагерей с питанием и без, а также 512 палаточных и юрточных лагерей.

Международное информационное агентство «DKnews.kz» зарегистрировано в Министерстве культуры и информации Республики Казахстан. Свидетельство о постановке на учет № 10484-АА выдано 20 января 2010 года.

Тема
Обновление
МИА «DKnews.kz» © 2006 -