Публикация Заместителя Председателя Комитета государственных доходов Министерства финансов Бакытжана Слямова на тему «Модернизация и техническое дооснащение пунктов пропуска на внешней границе ЕАЭС»
Активные торгово-экономические отношения между странами Центральной Азии создают предпосылки для развития транзитных и экспортно-импортных возможностей Казахстана. Казахстан нацелен на развитие потенциала торговых отношений с соседними странами. За последние годы потоки грузов и пассажиров, проходящие через казахстанские пункты пересечения границы, значительно увеличились.
В упрощении таможенных формальностей важным является состояние физической инфраструктуры пунктов пропуска. Даже если в стране будут передовые законы и информационные системы, со слабой приграничной инфраструктурой желаемого эффекта по развитию внешней торговли в целом не будет.
В Послании Президента Республики Казахстан народу Казахстана от 2 сентября 2024 года «Справедливый Казахстан: закон и порядок, экономический рост, общественный оптимизм» и от 8 сентября 2025 года «Казахстан в эпоху искусственного интеллекта: актуальные задачи и их решения через цифровую трансформацию» отмечается актуальность завершения проводимой модернизации автомобильных пунктов пропуска на границе до 2027 года (12 – на внешней границе и 38 – на внутренней границе ЕАЭС), в том числе 8 пунктов пропуска на внешней границе в этом году.
В 2018 году построен самый крупный в Средней Азии автомобильный пункт пропуска «Нур Жолы» на границе с Китаем. В 2020 году проведена реконструкция пункта пропуска «Б.Конысбаева» на границе с Узбекистаном.
В текущем году, осуществлен запуск 4 пунктов пропуска – 27 января т.г. на границе с Узбекистаном «Капланбек», 16 апреля т.г на границе с Узбекистаном «Атамекен», 28 апреля т.г. на границе с Китаем «Кольжат», 12 мая т.г. на границе с Китаем «Алаколь».
Продолжается реконструкция пунктов пропуска «Казыгурт», «Темир баба», «Тажен», «Майкапчагай» и «Бахты» без их фактического закрытия, что несет определённые трудности по своевременному завершению модернизации, тогда как, согласно проектно-сметной документации, предполагалось полное их закрытие. Данное решение принято в целях не снижения транзитного потенциала страны. Запуск большинства вышеперечисленных пунктов пропуска планируются в декабре 2025 года.
Во всех модернизируемых пунктах пропуска установлены Единые сквозные автоматизированные коридоры технического контроля для безостановочного движения транспортных средств, с автоматизацией всего цикла перемещения транспортных средств.
В рамках реализации проекта будет увеличена пропускная способность до 1000 до АТС в сутки, сокращено время прохождения границы до 30 минут и минимизация коррупционных рисков.
Также в этом году начата реконструкция пункта пропуска «Жибек Жолы» на границе с Узбекистаном, завершение ожидается в июне 2026 года. Альтернативная реконструкция проводится на сопредельном пункте пропуска «Гишт - Куприк».
Все пункты пропуска ориентированы на создание комфортных условий для граждан и гостей Казахстана при прохождении Государственной границы.
Для полноценной реализации поставленных задач параллельно совместно министерством транспорта и местными исполнительными органами решаются инфраструктурные вопросы, в том числе реконструкции автодорог. За последние два года ряд подъездных дорог к пунктам пропуска на границе с Китаем, Узбекистаном и Туркменистаном расширены до шести полос движения, проводится строительство стоянок перед пунктами пропуска. Работа в этом направлении активно продолжается, в этом году разработаны и утверждены Правительством Республики Казахстан Дорожные карты по развитию приграничных регионов на 2026 год.
В завершении хочу отметить, что Комитетом государственных доходов Министерства финансов принимаются все необходимые меры для повышения пропускной способности и эффективности работы автомобильных пунктов пропуска для беспрепятственного прохождения пассажиров и автотранспортных средств через внешнюю границу ЕАЭС.