Закупки субъектов естественных монополий в настоящее время наиболее обсуждаемый вопрос, поступающий в Комитет по регулированию естественных монополи Министерства национальной экономики. Прежде всего это связано с участием субъектов предпринимательства в правоотношениях по поставке товаров, работ и услуг, а во вторую очередь с наличием финансовых возможностей субъектов естественных монополий.
Необходимо отметить что Законом «О естественных монополиях» в редакции 1998 года (статья 18-4), а также приказом Министра национальной экономики Республики Казахстан от 20 января 2015 года № 18 были утверждены отдельные Правила закупок субъектами естественных монополий товаров, работ и услуг, затраты на которые учитываются при утверждении тарифов (цен, ставок сборов) или их предельных уровней и тарифных смет на регулируемые услуги (далее – Правила № 18).
Позже, после вступления в силу нового Закона «О естественных монополиях», в редакции 2018 года, порядок осуществления закупок субъектами естественных монополий определяется приказом Министра национальной экономики Республики Казахстан от 13 августа 2019 года № 73, об утверждении Правил осуществления деятельности субъектов естественных монополий, где предусмотрена отдельная глава.
Законодательством о естественных монополиях, закупка определена как приобретение субъектом естественной монополии товаров, работ, услуг, затраты на которые учитываются при утверждении тарифа с применением затратного метода тарифного регулирования, в порядке, установленном правилами.
Целями порядка закупок является проведение единого порядка закупа субъектов естественных монополий с соблюдением принципов открытости, гласности, объективности и прозрачности.
Уполномоченный орган контроль за закупками субъектов естественных монополий осуществляет для недопущения увеличения затрат предусмотренных тарифной сметой и инвестиционной программой. Необходимо учитывать что финансовые средства предусмотренные в тарифной смете и инвестиционной программе являются доходом за оказание регулируемых услуг потребителям.
В этой связи Законадатель ограничел права субъекта естественных монополий на осуществление закупок (товаров, работ и услуг) путем определение порядка осуществления закупок.
Справочно, в 2019 году общая сумма закупок субъектов естественных монополий (товаров, работ и услуг) составила (в соответствии со статьей 23 Закона) 924 млрд.тенге, при этом основная сумма закупок субъектов естественных монополий производилось в соответствии с порядком Национального фонда «Самрук-Казына» и порядком государственных закупок.
Новшествами нового порядка проведения закупок субъектами естественных монополий являются закупки способом конкурса путем тендера; через товарные биржи; через электронные торговые площадки. При этом, были исключены способы осуществления закупок закрытым тендером и тендером с применением двухэтапных процедур.
Так согласно порядку закупки товаров, работ, услуг осуществляются одним из следующих способов:
1) конкурса путем тендера;
2) запроса ценовых предложений;
3) из одного источника;
4) через товарные биржи;
5) через электронные торговые площадки.
За 2019 год субъектами естественных монополий допущено 118 нарушений порядка проведения закупок, выявленных уполномоченным органом, наложено штрафов на сумму 285 млн. тенге, и вынесено 79 предписаний об отмене закупок. В основном нарушения в области проведения закупок субъектов естественных монополий выявляются в ходе плановых проверок, так как, субъекты предпринимательства не желают подавать жалобы в уполномоченный орган. Так за 2019 год поступило всего 58 жалоб на порядок проведения закупок. По всем обоснованным жалобам были приняты меры реагирования.
В свою очередь, в соответствии с пунктом 190 Правил, ведомство уполномоченного органа или его территориальный орган в случае установления нарушения процедуры проведения закупок субъектом естественной монополии, установленных законодательством о естественных монополиях, выносит предписание о прекращении нарушения законодательства о естественных монополиях, в том числе об отмене закупок, договора о закупках и (или) проведении повторных закупок, а также не учитывает данные затраты при утверждении тарифа с применением затратного метода тарифного регулирования, утверждении инвестиционной программы и рассмотрении отчетов об исполнении тарифной сметы и инвестиционной программы.
Кроме того, за нарушении процедуры проведения закупка субъектом естественных монополий предусмотрено ответственность согласно статьи 164 Кодекса Республики Казахстан «Об административных нарушениях».
фото: 112 Украина