Нур-Султан

Алматы

SSE

FTSE 100

Dow Jones

KASE

Brent

WTI

Золото

PTC

USD

RUB

EUR

CNY

Что важнее: дешёвый бензин или больше денег?

5 августа 2021, 03:4026758

Этот вопрос всегда стоял особняком. Есть страны, где при дешевом бензине население неплохо зарабатывает. Есть страны, где при дорогом бензине люди зарабатывают хорошо. А есть страны, где при дешевом бензине население зарабатывает мало. К сожалению, Казахстан в полной мере можно отнести к третьей группе стран.

Как недавно сообщило мониторинговое агентство Energyprom.kz, за январь-май 2021 года в стране произвели 1,9 млн тонн бензина, включая авиационный – на 4,6% больше, чем годом ранее. В Павлодарской области выпустили сразу на 38,6% больше бензина, чем за январь-май прошлого года: 678,5 тыс. тонн. Здесь находится Павлодарский нефтехимический завод (ПНХЗ). На Атыраускую область пришлось 418,5 тыс. тонн, минус 13% за год. В регионе работает Атырауский нефтеперерабатывающий завод (АНПЗ).

В текущем году Бюро национальной статистики АСПиР РК не предоставило точных данных по Шымкенту, где работает третий крупнейший НПЗ страны – ТОО «ПетроКазахстан Ойл Продактс» (ПКОП). По расчетам, в Шымкенте и прочих регионах страны произвели порядка 749 тыс. тонн бензина – более чем на 6% меньше, чем годом ранее.

 

Проблему импорта решили без четвертого завода

Как гласит официальная статистика, по итогам первых четырех месяцев года рынок бензина полностью обеспечен отечественным производством. На долю импорта пришлись 0,03% спроса (реализация на внутреннем рынке плюс экспорт), или 0,4 тыс. тонн бензина. При этом на экспорт за этот период было отправлено 100,5 тыс. тонн бензина – на 32,4% меньше, чем годом ранее. Доля экспорта сократилась с 10,2% до 6,5% от ресурсов. Реализация на внутреннем рынке, напротив, выросла на 10%, до 1,4 млн тонн.

Но шел Казахстан к бензиновой независимости поэтапно. Так, по итогам января-сентября 2018 года казахстанские производители обеспечивали более 88% спроса на бензин, при этом 99,9% реализовывалось на внутреннем рынке. Уже тогда импорт бензина сократился почти на 52% за год, до 374,5 тыс. тонн. Экспорт увеличился на 34,2% за год, однако его объемы, ожидаемо, незначительны – всего 2,9 тыс. тонн.

Позже, в начале февраля 2019 года, тогдашний министр энергетики Канат Бозумбаев сделал еще более оптимистическое заявление. «По итогам 2018 года обеспеченность рынка отечественными нефтепродуктами достигла по бензину 93,2%, по дизтопливу – 91,1%, по авиакеросину – 62%. В текущем году обеспеченность рынка отечественным бензином, дизельным топливом и авиакеросином составит 100%», – сказал он на расширенном заседании министерства.

В октябре 2018 года произошло событие, которое в корне поменяло стратегию бензинового рынка. Завершился второй этап модернизации ШНПЗ. Как тогда заявил президент ТОО «ПетроКазахстан Ойл Продактс» Цзян Ши, теперь на плановый ремонт завод будет останавливаться раз в полтора года, а потом раз в три года. По данным «КазМунайГаза», в 2019 году Казахстан обеспечил себя собственным бензином на 105%, а в ковидном 2020 году – на 124%.

 

Бог троицу любит, и зачем Казахстану делать квартет

Вопрос четвертого НПЗ стоял очень остро в периоды, когда Казахстан сильно зависел от импорта. Временами более половины высокооктанового топлива Казахстан ввозил из России. В принципе, изначально было непонятно, зачем республике еще один НПЗ, когда мощностей трех имеющихся вполне достаточно.

Историю с четвертым заводом можно пересказать вкратце. 

«КазМунайГаз» совместно с Министерством энергетики пригласили известную иностранную консалтинговую компанию, для того чтобы она сделала независимую оценку перспектив рынка. Была приглашена Boston Consulting Group, как раз та компания, на которую невозможно давить. С точки зрения технических консультаций была привлечена компания Axens – французская государственная компания, которая специализируется на нефтепереработке и нефтехимии. После необходимых исследований компании дали заключение, что по состоянию на 2018 год четвертый НПЗ не нужен.

«По бензину мы увеличиваем производство в два раза. До модернизации и постройки завода мы могли произвести при полной загрузке завода примерно до 3 млн тонн бензина. Сейчас мы можем произвести порядка 5 млн тонн», – заявил в интервью Р. Ошакбаеву заместитель председателя правления по переработке и маркетингу нефти АО «НК «КазМунайГаз» Данияр Тиесов в апреле 2019 года.

При среднем уровне внутреннего потребления в 4,2-4,4 млн тонн Казахстан произвел в 2019 году 4,606 млн тонн бензина, в 2020 году – 5,426 млн тонн.

Поэтому вопрос строительства четвертого НПЗ и был закрыт.

 

 

Экспорт можно наращивать при стабилизации внутреннего потребления

По идее, чтобы продавать на экспорт больше бензина, необходимо как-то стабилизировать внутреннее потребление. Но ситуация складывается таким образом, что экспорт казахстанского бензина, наоборот, сокращается. Согласно официальной статистике, на экспорт за первое полугодие 2021 года было отправлено 100,5 тыс. тонн бензина – на 32,4% меньше, чем годом ранее, так как реализация на внутреннем рынке выросла на 10%.

Хотя все вроде складывается в пользу экспорта. По данным Picodi.com, среди стран Европы и СНГ дешевле всего купить бензин можно именно в Казахстане. Здесь средняя цена топлива в первой половине 2021 года составила 185,51 тенге ($0,43). Казахстан занял 1-е место среди 26 попавших в рейтинг стран. Это дешевле, чем во всех сопредельных странах бывшего СССР. Однако…

Однако с того момента, как Казахстан стал членом Евразийского экономического союза, Россия проводит достаточно протекционистскую политику. Своего топлива у России более чем достаточно. Но цены на бензин «кусаются». В целях защиты собственного производителя россияне казахстанский бензин на свой рынок не пускают, а те объемы, которые забирают соседи в приграничных районах, погоду в целом для экспорта Казахстана не делают. Остаются другие страны региона, как-то: Кыргызстан, Узбекистан, Таджикистан и Туркменистан.

 

Дешевый бензин или хороший заработок

Когда речь заходит о том, что лучше, дешевый бензин или высокая зарплата, многие, без сомнения, выберут второе. Для этого не обязательно быть слишком умным и в деталях знать рынок бензина. Даже при относительно низкой цене на бензин в среднем каждый казахстанец может купить на среднюю заработную плату (за вычетом налогов) в 2021 году 1015 литров бензина, против 923 литров годом ранее.

Между тем лидерами рейтинга стали Германия (1786 литров), Швеция (1771 литр) и Финляндия (1589 литров). То, что казахстанцы могут купить больше белорусов, азербайджанцев, молдован, кыргызов, узбеков, армян и таджиков, впрочем, ни о чем не свидетельствует. Согласно данным Energyprom.kz, за год с мая 2020 года по май 2021 года импорт лука репчатого вырос на 19,6%, капусты – на 41,5%, картофеля – на 148,3%, моркови – на 75,1%, бахчевых культур – на 1472,5%. 

При этом индекс потребительских цен к маю 2021 года вырос: на морковь – 186,3%, на свеклу – 147%, на картофель – 140,7%, на лук репчатый – 104,7%.

Обычно власти в периоды бурного роста цен на продукты питания (годовая инфляция в июне составила 7,9%, что вынудило Нацбанк повысить базовую ставку с 9% до 9,25%) делают вид, что ничего особенного не происходит. Если ситуация выходит из-под контроля, то начинают переговоры с торговыми сетями и оптовиками о снижении цен. Но, как правило, все эти меры носят лишь временный характер и на ситуацию на продуктовом рынке большого влияния не оказывают. В лучшем случае, цены на время замирают, а потом быстро растут.

На этот раз ситуация еще более сложная. Это видно хотя бы потому, что проблемой озаботился президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев. «Правительство должно заниматься вопросами сельского хозяйства. Видите, что происходит в мире. Цены на продовольствие выросли на 40%. Мы пытаемся сдержать рост цен, задача нелегкая, мы будем решать эти вопросы. Конечно же, Казахстан должен быть с развитым сельским хозяйством. Мы должны перейти практически полностью на самообеспечение продукцией сельского хозяйства. Сейчас мы работаем с крупными компаниями и инвесторами», – заявил он на днях во время посещения компании KazRost Engineering Ltd.

Поэтому относительно дешевый бензин может успокаивать далеко не всех. Как и было указано выше, лучший вариант – это более высокие доходы казахстанцев и их неуклонный рост. 

Думаю, как это сделать, правительство пока не знает. Или не может…

 

Арман ЕЛ

2006 - 2021 © Ваша почта. 16+