К вопросу строительства АЭС в Казахстане нужно отнестись серьёзно

269324

Идея о необходимости строительства АЭС возникает с некой периодичностью. Впервые об этом высказался в 1997 году министр науки РК Владимир Школьник. Затем в 2016 года министр энергетики Канат Бозумбаев заявил, что Казахстан не будет строить АЭС по крайней мере в течение семи лет, в связи с избытком электроэнергии.

В апреле 2019 года президент России Владимир Путин предложил президенту Казахстана Касым-Жомарту Токаеву построить АЭС по российским технологиям.

В сентябре 2021 года глава государства, выступая на пленарном заседании Восточного экономического форума, отметил, что в Казахстане пришло время предметно рассмотреть вопрос о строительстве атомной станции.

На сегодняшний день 70% вырабатываемой энергии в нашей стране генерируется угольными мощностями, 20% – газовыми, 3% – возобновляемыми источниками энергии, оставшиеся – гидроэнергетикой, но к 2030 году в Казахстане может наступить дефицит электроэнергии.

О ситуации в настоящей энергетике Казахстана, а также о строительстве АЭС мы поговорим с политологом, доктором философии (PhD), директором центра «Энергетические аспекты Казахстана» Алмазом АБИЛДАЕВЫМ.

- Добрый день, Алмаз Сызганбекович, в последнем Послании народу Казахстана от 1 сентября 2021 года  президент Казахстана  К.-Ж. Токаев поставил задачу всесторонне изучить возможность создания в Казахстане атомной энергетики. Расскажите, пожалуйста, что вы об этом думаете?

  Ответы на вопросы, почему возникла проблема со строительством атомной станции, нужно искать сначала в электроэнергетике. Скажем так, мы унаследовали электроинфраструктуру Казахской ССР.  Она была создана по принципу тесного взаимодействия с другими республиками, в частности с Российской Федерацией. Это было централизованно-управляемым объединением, и при ее строительстве никто не предполагал, что в будущем может что-то измениться и советские республики разойдутся.

 

В Казахстане это привело к тому, что при разрыве электроэнергетических отношений не возникло новой объединяющей центральной диспетчерской, которая должна была быть создана, чтобы регулировать баланс, пуская в ход резервы, когда это необходимо.

 

Не создана она и по сей день.  Поэтому мы и имеем ситуацию, что где-то производство электроэнергии избыточно, а где-то, например, в самых густонаселенных регионах юга, ощущается острый ее дефицит. При отсутствии единой системы электроснабжения произошла запираемость мощностей станции в определенных регионах. Из всего этого напрашивается вывод о малоэффективности переброски электроэнергии на дальние расстояния, ведь логически легче строить их вблизи мест потребления.

 

Население южных регионов Казахстана растет, и, конечно, есть возрастающая потребность электроэнергии. Этой исторической справкой я хотел сказать, что за строительством атомной станции стоит элементарный большой прогнозируемый дефицит электроэнергии.

Отмечу также, что атомные станции с точки зрения выбросов намного экологичны и одновременно дешевы, что очень важно в поддержании конкурентоспособности и доступности для населения.

 

Расширение экономики невозможно без увеличения генерации.  Как мы знаем, электромобили всех марок ездят на электроэнергии, поэтому лишней электроэнергия не бывает, но другой вопрос, как этим всем управлять. Сейчас ВИЭ не может решить вопросы производства постоянной подачи электроэнергии. Думаю, что ее нужно поддерживать как один из видов будущего, а не уже состоявшегося вида энергобаланса страны.

 

Помимо вопроса строительства атомной станции, мы не упомянули про потерю электроэнергии при ее транспортировке, износ сетей, котлов, турбин, агрегатов, которые нуждаются в замене. И делать все это нужно было еще вчера.

– Каков потенциал возобновляемых природных источников энергии (солнца, ветра, использование водных потоков)?

– Как мы видим, в Европе потенциал ВИЭ исчерпаем. Все, что было возможно взять, построить, уже освоено, призвано для его использования. Не зря ведь в странах ОЭСР основной фокус перемещается на водородную энергетику. У Казахстана имеется потенциал его использования, но я бы все же призывал к более прагматичному подходу, относя ВИЭ к тем отраслям, где она очень востребована, например, в сельском хозяйстве. На базе ВИЭ сейчас производить водород думаю будет экономически невыгодно ввиду очень маленькой генерации электричества, следовательно, для создания зеленого водорода, нужно создать большую электрогенерацию самого ВИЭ в Казахстане чтобы на его базе приступить к производству зеленого водорода. Думаю, это дело завтрашнего дня и даже десятилетия.

– Каковы перспективы развития водородной энергетики в мире и в Казахстане?

– По моему убеждению, у водородной энергетики есть много оснований состояться. Международное энергетическое агентство 1 июля 2021 года опубликовало отчет сценария нулевых выбросов до 2050 года, акцентировав внимание, что возможно достичь не более чем на 1,5°С до 2050 года, но для достижения этой цели мировая энергетическая система нуждается в масштабных и длительных преобразованиях. Новый сценарий и рекомендации МЭА стали причиной серьезных изменений на энергетических рынках. Основным энергетическим продуктом достижения климатической нейтральности и безуглеродности выбран водород. На сегодня многие страны объявили о своей водородной стратегии или находятся в стадии формирования этих целей.

– Насколько выгодно развитие водородной энергетики для нашей страны?

– В Казахстане имеются огромные перспективы для производства водорода или же мы можем пригласить инвесторов, как это сделано в нефтяной отрасли, для того, чтобы перенять технологии. Выгодным оно станет тогда, когда мы посчитаем все аспекты – экономические, технологические и, конечно же, политические. Сейчас, как мне кажется, мы должны на базе опыта передовых стран адаптировать все это в нашу климатическую, транзитную составляющие, одновременно проводя глубокую проработку различных сценариев развития водородной энергетики, вовлечь научный, экспертный потенциал, начать глубокие исследования водородной действительности, рассматривая вопрос, так ли это выгодно, как говорят? Окупятся ли инвестиции, вложенные в водородную энергетику, так же, как сейчас в нефтегазовую? Когда водород может превратиться в биржевой товар?

– Есть ли программа у Казахстана для реализации своей водородной энергетики?

– Сейчас нет ничего, но на официальном уровне, в последнем Послании президента, поручения даны. Если в страновой стратегии по примеру некоторых стран будет экспортоориентированность водорода, то это предполагает ощущение долгосрочности, гарантии возврата себестоимости. Казахстану выгодно и легче производить голубой водород из газа, т.к. чтобы производить зеленый, не состоялась еще возобновляемая – один из видов баланса энергетики. Причина этому –   ограниченность генерации для масштабного производства водорода.

 

Предполагается следующее, страны – покупатели водорода говорят  – цену определит рынок. А кто создаст этот рынок? Насколько он будет справедлив к производителям водорода?  Полагаю, защита национальных интересов – важный аспект для начала производственной деятельности. А если производителей много, и они требуют равноправия в торговле, то это предпосылки для создания организации производителей водорода, возможно в будущем. Уязвимым местом также является обстоятельство, что водород является продуктом для развитых стран, а нефть, газ, уголь нужны всем. В любом случае, считаю водородную стратегию нужно создавать, анализировать, отвечать на правильно поставленные вопросы.

– Почему вопрос о строительстве АЭС возник сейчас?

– Этот вопрос поднимался несколько раз. Думаю, что пандемия отодвинула многие важные необходимые государству задачи на вторые и третьи роли.  Для строительства АЭС, принятия в эксплуатацию нужно как минимум 10 лет, а мы еще даже за проектные работы не брались и не выбирали реактор. По моему мнению, к этому времени у ВИЭ есть все возможности доказать свое существование.

– Цена вопроса. По некоторым данным, строительство АЭС в Узбекистане может обойтись примерно в $11 млрд. Сколько это будет стоить для Казахстана?

– Как я уже указал, пока мы не вели расчеты, не вычисляли ТЭО, на примере Узбекистана можно сказать, там выбрали реактор третьего поколения с четким знанием выработки электроэнергии и снабжением топлива для работы реактора. К слову сказать, в Узбекистане еще больше потребности в электроэнергии. Там заявляется о собственном сырье- уране, а как говорится, обладать сырьем и не иметь атомную станцию в высшей степени недальновидно. Наша страна вроде на первом месте в мире по производству урана, выводы делайте сами. Сейчас у нас есть возможность выбрать возможно даже реактор 4-го поколения с наивысшим баллом по степени безопасности по классификации МАГАТЭ.   Казахстан в настоящий момент просто наблюдает, что делает сосед в этом направлении.

– Означает ли строительство АЭС об отказе от зеленой энергетики?

– Нет, конечно, просто доля АЭС в энергобалансе будет более существенна, чем пока в ВИЭ.

– Теперь о рисках, ведь, как вы говорите, в стране возникнет потребность в электричестве, что будет если не строить АЭС?

– Очень хороший вопрос. Объективно, генерирующие мощности могут появится только у крупных недропользователей, крупного бизнеса, где электроэнергия будет включена в их бизнес-планы развития, как, например, сейчас.

 

Состояние сетей страны ухудшается с каждым годом, ветшает инфраструктура. Электроэнергетика требовала к себе внимания государства еще пять лет назад. Это в нефтегазовой отрасли мы добываем в пять раз больше, чем нам нужно. В электроэнергетике не так, не идет инвестор, не крепко занимается государство. Теперь, если говорить, что не будет построена АЭС, то в течение трех лет после 2025 года потребность резко возрастет, особенно на юге, в то время, когда отрасль исчерпает возможности обеспечения. Объективно, возникнет импорт. У северного соседа есть избыток, желание поставлять электроэнергию в Казахстан. Но это уже будут другие цены, потенциальная зависимость от поставок электроэнергии от другого государства. Это может произойти, если сейчас не начнем усиливать генерацию электроэнергии. Строительство АЭС один из способов решения энергетической безопасности нашей страны. Относится к этому нужно трезво – без эмоции и хайпа.

 

Из всего нашего разговора я хотел бы обратить внимание, что энергетическую безопасность необходимо выстраивать самому, а не полагаться на другие государства, транснациональные компании, международные организации. Энергетика настолько стратегическая отрасль, что здесь нужно иметь четкие ориентиры, достижимые цели и, наконец, – волю государства для ее реализации.

Международное информационное агентство «DKnews.kz» зарегистрировано в Министерстве культуры и информации Республики Казахстан. Свидетельство о постановке на учет № 10484-АА выдано 20 января 2010 года.

Тема
Обновление
МИА «DKnews.kz» © 2006 -