Нур-Султан

+4

Алматы

+14

SSE 3628.49

FTSE 100 7083.38

Dow Jones 34258.33

KASE 3 394,81

Brent 75.92

WTI 71.96

Золото 24 185.17

PTC 1 747.31

USD 425.75

RUB 5.85

EUR 499.32

CNY 65.88

Страховщик откажет

13 сентября 2021, 00:0310936

С января 2016 года правительство Казахстана вступило в неравный бой с гигантами мирового автопрома. Внезапно к битве неравных подключился, казалось бы, независимый регулятор – Агентство РК по регулированию и развитию финансового рынка. Как АРРФР может повлиять на ситуацию, расскажем здесь.

С января 2016 года локальных автопроизводителей, а также официальных импортеров и всех, кто желает привезти автомобиль в Казахстан, обязали платить утилизационный сбор. Внести его нужно до первичной постановки техники на учет. Выплаты нескромные, но жизнь отечественным автопроизводителям они не омрачают. Ведь ежегодный объем государственных дотаций и поддержки автосборочных предприятий страны по итогам 2020 года превысил 150 млрд тенге. Эта сумма составляет более 40% от объема произведенной автопродукции за 2019 год.

Господдержка автосборочной отрасли оказывается несколькими способами. Ключевым инструментом стала льгота по НДС. Вторым наиболее существенным каналом господдержки, как ни парадоксально, стал утилизационный сбор. Так, с 2017 по 2020 год выплаты автопроизводителям превысили 100 млрд тенге.

Базовая ставка утильсбора исчисляется в МРП, а это значит, что величина в тенге непостоянна и меняется ежегодно. В 2021 году МРП поднялся до 2917 тенге. Для расчета утилизационных платежей используется базовая ставка сбора – 50 МРП, которую умножают на коэффициент, зависящий от вида и категории автомобиля. Например, утильсбор при ввозе седана Toyota Camry с 2.5-литровым агрегатом составит 1,4 млн тенге, Toyota Sienna с двигателем 3.5 литра – 3,3 млн тенге.

Компании-импортеры без энтузиазма (ведь утильсбор существенно удорожает стоимость авто), но все же исправно выплачивают дополнительный налог, но физические лица стараются избежать лишних трат, ввозя в страну купленный за рубежом (чаще всего это Кыргызстан и Армения) транспорт. Такие автолюбители не регистрируют машины в Казахстане, но ежегодно покупают полисы обязательного страхования гражданско-правовой ответственности владельцев автотранспортных средств (ОГПО ВТС).

 

Беда пришла, откуда не ждали

Агентство РК по регулированию и развитию финансового рынка разослало страховщикам официальное письмо, в котором запрещается заключать договоры ОГПО ВТС с клиентами, чьи автомобили не прошли обязательную регистрацию транспортного средства на территории РК. В АРРФР редакции ДК подтвердили запрет на обязательную страховку незарегистрированных авто, но при этом подчеркнули: «В соответствии с законодательством Республики Казахстан вопрос регулирования ограничения ввоза, эксплуатации и регистрации на территории Казахстана транспортных средств с иностранной регистрацией не входит в компетенцию АРРФР».

Напомним, обязательный полис гарантирует выплаты потерпевшей стороне в случае ДТП и нанесения вреда имуществу, здоровью или жизни. Страховые компании возмещают ущерб, который может исчисляться миллионами тенге.

Отсутствие у водителя действующего полиса ОГПО ВТС при управлении транспортным средством не защищает только участников движения, и получается, что регулятор самостоятельно лишает казахстанцев материальной поддержки при реализации страхового риска на дороге. «В случае причинения вреда лицом, не заключившим договор обязательного страхования гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств, возмещение вреда осуществляется на основании Гражданского Кодекса Республики Казахстан и иных законодательных актов Республики Казахстан», – сухо прокомментировала пресс-служба АРРФР.

Согласно отчетам регулятора, на 1 июня казахстанцы и отечественные предприятия купили полисов ОГПО ВТС на 29,3 млрд тенге (из них физические лица на сумму, превышающую 25,1 млрд тенге). Выплаты страховщиков на 1 июля составили 18,4 млрд тенге (из них на счета физлиц было переведено 16 млрд тенге).

«Понятно, что для рынка отказ автомобилистам, чьи машины не зарегистрированы, – это капля в море. Здесь на первый план выходят два аспекта: насколько безопасны наши дороги (не всегда виновники ДТП могут покрыть расходы пострадавшей стороны) и второе – независимость самого регулятора», – заявил ДК одни из участников движение #НетУтильсбору.

Зарубежные эксперты, приезжая в Казахстан последние несколько лет, напоминают на разных уровнях, что система надзора и регулирования финансового рынка может быть эффективной только при выполнении определенных условий, а именно: такая система должна существовать в рамках надлежащей внешней среды. Так, регулятор должен быть вне пределов контроля со стороны национальной исполнительной власти.

 

Ирина ЛЕДОВСКИХ

2006 - 2021 © Ваша почта. 16+