«Сакральная служба»: За что православные Казахстана благодарят Елбасы

27565

Сегодня каждый житель Казахстана может гордиться межнациональным и межрелигиозным согласием в стране. По Конституции страны религия отделена от государства (Казахстан – светское государство), но для достижения мира и спокойствия в нашем Казахстане в первые годы Независимости Елбасы Нурсултану Назарбаеву нужно было принимать волевые решения, касающиеся зданий, где исторически располагались религиозные сооружения.

Корреспондент Делового Казахстана посетил Вознесенский кафедральный собор Алматы, находящийся в парке 28-ми гвардейцев-панфиловцев, где узнал немало интересных фактов о том, как это историческое здание возвращали верующим.

Советская власть весьма неприязненно относилась к религии. Поэтому верующие вынуждены были молиться Всевышнему практически подпольно. В советское время только в Алматы были разрушены 3 мечети. На момент обретения Казахстаном Независимости в Алматы работало всего 3 действующих православных храма - Никольский собор на улице Байтурсынова (его вернули православным в 1946 году), Казанский собор в Малой станице и Покровский храм в нижней (северной) части города. Вознесенский собор – не просто храм, но и сооружение, имеющие историческую, культурную ценность, тогда было концертно-выставочным залом. Волею судьбы именно Вознесенский стал первым храмом в Алматы, возвращенным церкви после обретения Казахстаном Независимости.

Фото Вознесенского собора. 2021 год

До сих пор ведутся споры, кто является архитектором Вознесенского собора – основатель сейсмостойкого строительства в Верном (как в начале 1900-х назывался Алматы) Андрей Зенков или Константин Борисоглебский. При обработке документов у специалистов есть предположение, что это был изначальный проект Борисоглебского, который позднее значительно переработал Зенков. Есть факт, что проект Вознесенского собора в Святейший правительствующий Синод в Санкт-Петербург подал уже Зенков, и он, скорее всего, отличался от первоначального. Известно, что проект Борисоглебского содержал 6 листов, а проект Зенкова был подготовлен на 5 листах. Но сам проект не сохранился, поэтому в этом вопросе точку ставить рано.

Фото Вознесенского собора. 1907 год

Собор, открывшийся в 1907 году, пережил страшное землетрясение в 1911 году, но тогда еще никто не знал, какие испытания пройдет это здание в последующие 80 лет. После революции 1917 года некоторое время собор выполнял свои первоначальные функции, но в 1929 году в советской прессе была организована кампания, направленная на закрытие собора «по требованию трудящихся» и передаче здания под кинотеатр или другое культурно-просветительское учреждение.

29 октября 1929 года постановлением Алма-Атинского окрисполкома №45 было решено изъять здания мечети и собора, а также все находившееся там имущество. Советские власти скинули колокола, уничтожили иконостас, разворовали церковную утварь, иконы и библиотеку.

С 1930 годов здание собора было вначале радиостанцией, а затем стало Республиканским краеведческим музеем. Зданию повезло: приспосабливать собор под музей поручили… автору проекта Андрею Зенкову. В своем проекте он предложил возвести новые перекрытия так, чтобы они имели независимые конструкции и удалось сохранить красочную мозаику полов и росписи потолков, маскируя их настилами и обшивкой. В 60-е годы здесь были маленькие, темные помещения, низкие потолки. После реставрации 70-х годов было частично разобрано в центре перекрытие 2-го этажа музея и открыто двусветное пространство с галереями. Были сняты подшивки и воссозданы светильники. Но все равно, до восстановления первоначального облика было далеко.

Перестройка, начавшаяся в СССР в конце 1980-х, позволила заговорить о возврате собору его истинного предназначения. Этим занимался епископ Алма-Атинский и Казахстанский Евсевий. Очень много сил и времени посвятил этому известный общественный и научный деятель Николай Гринкевич.

К 1990 году на проспекте Фурманова (ныне – проспект Назарбаева) появилось новое здание для Центрального государственного музея, туда начали вывозить экспонаты из Вознесенского собора. Когда переезд музея де-факто был завершен, собор стоял пустым. Здание собора использовалось в качестве выставочного зала для временных экспозиций, здесь проводились концерты, в том числе хоровой капеллы. А священнослужители приходили в Вознесенский и очень тихо, будто мыши, пробирались к закрытому стеной алтарю, чтобы едва слышно исполнить церковные гимны. Боялись, что их не спугнули. Народ ждал передачи собора в пользование церкви, но время шло, ситуация не разрешалась.

Более того, этим моментам в корыстных политических целях пытались воспользоваться отдельные движения. Как писал народный артист КазССР В. Яковенко, собор в 1990-м году (когда еще действовал СССР) хотела получить Карловацкая, или Русская зарубежная церковно-эммигрантская организация, не имевшая ни приходов, ни статуса в СССР, через создание новой религиозной общины – Вознесенского собора русской православной церкви. Кроме того, по данным Яковенко, темой возврата Вознесенского собора активно пользовалось межнациональное движение «Единство» (его организаторами были представители технической интеллигенции предприятий союзного значения). Тема собора поднималась в советских газетах «Горизонт Оркен», «Вечерняя Алма-Ата», «Советы Казахстана», в журнале «Простор».

Вопрос судьбы Вознесенского собора уже в 1990 году из узко религиозной плоскости перерос в общегородскую, а масштаб охватывал общественно-политическую сферу не только Казахстана, но даже всего СССР. Советская власть, доживавшая свои последние месяцы, действовала однобоко.

«В 1990 году уже выделили территорию для строительства новой мечети, но никаких действий по передаче православных храмов верующим не предпринимали», - писали в своем письме на имя председателя Алма-Атинского горисполкома Заманбека Нуркадилова православные христиане города…

Независимость. Новая эра

Развитие Казахстана после обретения в 1991 году нашей Республикой независимости, проходило под знаком живого интереса к духовной жизни. По статистическим данным, сегодня в Казахстане подавляющее большинство населения свидетельствует о своей вере в Бога. Свободное исповедание своих религиозных убеждений и ответственное отношение к сохранению на земле мира, братства, взаимного согласия и доверия с древних времен и до наших дней объединяют казахстанцев. Вместе с народом над сохранением этих ценностей неустанно работают и сами священнослужители всех религий, конфессий, и Елбасы.

Ключарь Вознесенского собора протоиерей Александр Суворов был живым свидетелем тех изменений в духовной жизни страны, в то время он пел в церковном хоре и готовился к поступлению в Московскую духовную семинарию.

«Особые труды в первые годы Независимости возложил на себя архиепископ Алма-Атинский и Семипалатинский Алексий, а также первый его настоятель протоиерей Евгений Воробьев, сейчас он здравствует и является настоятелем храма всех скорбящих в Алматы. Они собирали подписи, проводились конференции, благотворительные концерты, мы участвовали в этом. Одновременно, недалеко от Вознесенского собора строили Центральную мечеть (Центральная мечеть была построена на месте старой Татарской мечети – здание сгорело в 1986 году, с 1940 года использовалось как склад – Прим.Авт)», - вспомнил Суворов.

Как истинный патриот своей страны, своего народа, Нурсултан Назарбаев принял историческое решение, внесшее неоценимый вклад в укрепление межнационального и межрелигиозного согласия в Казахстане. В день Святой Пасхи 1 мая 1994 года Нурсултан Назарбаев посетил Никольский собор, где сказал слова, великой радостью отозвавшиеся в сердцах православных алматинцев.

«Я решил сделать подарок для всех православных моих граждан моей страны: кафедральный собор в центе нашей столицы, отнятый советской властью 70 лет тому назад у православной церкви, передать в вечное пользование православной церкви нашего государства», - произнес Елбасы.

Уже на следующий день, 2 мая 1994 году, православные получили разрешение на проведение богослужения в Вознесенском соборе, ставшего первым после 65-летнего перерыва.

«Это была сакральная служба. Тогда я еще пел в хоре, священником не был. Из того, что я помню, на той службе присутствовал Премьер-министр страны Сергей Терещенко, было большое количество деятелей культуры. Я помню Никиту Михалкова (российский режиссер и актер – Прим.Авт), который стоял на том богослужении. Это был действительно большой праздник», - рассказал Суворов.

Алматинцы помнят, что Вознесенский собор открылся в конце 1994-го года. В советское время храм был переоборудован в концертный зал. Папа джазовой певицы Ирэн Аравиной Юрий Петрович вел там концерты. Однажды там выступал Московский хор имени Глинки. Певцы спели в светском формате литургию Иоанна Златоуста Сергея Рахманинова.

«Потрясающий концерт, его воздействие было невероятным. Вскоре после события концертный зал закрыли на реставрацию и передали православной церкви. Во многом это явилось заслугой архиепископа Алексия, дипломата, ученого, свободно общающегося на нескольких языках. Архиепископ Алексий был в прекрасных отношениях с Нурсултаном Назарбаевым, провел большую работу по возвращению многих храмов: несколько исторических зданий (кинотеатров, складов) вернулось в лоно церкви. К чести православия, храм имени Святителя Николая - Никольский - оставался храмом, не переставал работать и в самые смутные времена», - вспомнила Ирэн Аравина.

Само здание православные получили спустя год – 18 апреля 1995 года. Священнослужители понимали, что при передаче Вознесенский собор находился в плачевном состоянии, нуждался в полномасштабной реставрации и она была выполнена.

Те, кто помнит, как выглядел собор раньше, рассказывают, что алтарная часть в советские годы была перекрыта стеной – проводить богослужения было невозможно. Поэтому в 1995 году были вырублены двери в качестве временного решения. Потом разбиралась галерея на 2 этаже- она была смонтирована для нужд музея.

Потребовалось создавать временный иконостас, проводить инженерно-технические работы по укреплению некоторых элементов, которые были повреждены. Летом 1995 года службу в Вознесенском провел патриарх Московский и всея Руси Алексий II, а традиционный Рождественский бал с участием Нурсултана Назарбаева в январе 1996 года был посвящен теме передачи Вознесенского собора в бессрочное и безвозмездное пользование Алматинско-Семипалатинской епархии Русской православной церкви.

Служба 18 июня 1995 года с участием Патриарха Алексия II

Завершением этапа реставрации того времени можно считать начало 1999 года. В таком виде Вознесенский собор простоял до 2017 года, здесь шли богослужения, с участием высоких гостей – глав государств и правительств разных стран, Патриарха Констатинопольского Варфоломея (2006 год), Патриарха Московского и вся Руси Кирилла (2010 год).

Елбасы неоднократно посещал собор, на Пасху в 1997 и 2008 годах. А в 2018 году Елбасы накануне Пасхи подарил православным Казахстана уникальный старинный список Тихвинской иконы Божией Матери (создан в иконописной мастерской монаха Тихвинского Успенского монастыря Аарона в 1706 году).

При митрополите Мефодии был восстановлен иконостас, который до сих пор стоит. Нельзя сказать, что это точная копия оригинального иконостаса, сооруженного в момент постройки собора. Осталось всего 2 фотографии оригинального иконостаса, и по ним при реставрации делали стилизацию под оригинальный, очертания повторили насколько возможно. Работы по реставрации, проведенные с 2017 по 2020 год, позволили собору обрести новую жизнь. Был сделан проект, экспертизы. Если на реконструкцию 1995-1999 годов выделялись определенные средства от Министерства культуры, то реставрацию 2017-2020 годов удалось провести полностью за счет средств спонсоров.

В этом есть большая заслуга митрополита Астанайского и Казахстанского Александра, который сумел привлечь пожертвования.

«Поставили престол на свое историческое место – на каменное возвышение, провели ремонт важных узлов, которые не смогли отремонтировать в 90-е из-за отсутствия средств и специалистов. Полностью выполнен ремонт куполов, впервые временно снимали кресты (этого не было даже в советское время) для того, чтобы почистить их, аккуратно отшлифовать и позолотить в специальном цехе. Если бы не было новой реконструкции, мы бы потеряли часть собора -колокольню и северо-восточный купол, которые были значительно повреждены. Чертежей собора не удалось нигде найти до сих пор, даже в архиве Священного синода в Санкт-Петербурге. Но сохранились сметы, образцы материалов и цветов, использованных при строительстве собора, сохранились. Большую работу по поиску этих документов провел в свое время Тимур Турекулов с супругой, была опубликована научная брошюра в 2000 году, которой мы пользовались при реставрации 2017-2020 годов», - пояснил Александр Суворов.

Работы были выполнены в срок, без значимых отставаний от графика, и сегодня Вознесенский собор является не только местом, где совершают богослужения и читают молитвы православные, но и одним из символов межрелигиозного согласия в нашей стране.

«Мне вспомнились слова первого президента Казахстана, они стали крылатой фразой: «Над просторами Великой Степи парит духовная птица, одно крыло которой – ислам ханафитского мазхаба – наш мирный исторический родной ислам, а второе крыло – это православие. Мы всегда вместе – и мусульмане, и православные служим благу и пользе, сохраняя межэтнический мир», – сказал глава Митрополичьего округа Русской православной церкви в Казахстане, митрополит Астанайский и Казахстанский Александр.

Собор как часть нашей общей истории простоит еще немало веков и будет навсегда напоминать всем нам о важных событиях прошлого и настоящего, послуживших укреплению межнационального и межрелигиозного согласия в стране.

Альберт Ахметов

Фото автора, также архивные фото из издания о Вознесенском кафедральном соборе предоставлены Александром Суворовым

Телеграм-канал «Нефть и Газ Казахстана. Факты и комментарии». Ежедневные новости с краткими комментариями. Бесплатная подписка.

Международное информационное агентство «DKNews» зарегистрировано в Министерстве культуры и информации Республики Казахстан. Свидетельство о постановке на учет № 10484-АА выдано 20 января 2010 года.

Тема
Обновление
МИА «DKNews» © 2006 -