Осенью, когда на улице холодно, а батареи пока еще не прогрели квартиры, хочется, завернувшись в плед, писать грустные посты с хэштегом «Пичалька». Но есть немало способов избежать уныния и депрессии, а также понять, когда депрессия- не просто настроение, а симптом психического заболевания.
Корреспондент Делового Казахстана попросил совета у специалиста - врача-нарколога, председателя общества православных врачей Казахстана, духовника общества «Трезвение» Алма-Атинской епархии протоиерея Анатолия Измерова.
По данным Всемирной организации здравоохранения, более 300 млн человек во всем мире страдает от депрессивного расстройства. Из них 40 миллионов живут в Европейском регионе, к которому относится и Казахстан. Не секрет, что депрессивное расстройство встречается среди всех возрастных групп, и чаще всего оно «нападает» на человека в октябре-ноябре.
«Если у человека обострение, то симптомы этого, как правило - маниакально-депрессивный синдром. Это депрессия, либо, наоборот, излишняя подвижность, гипер-реакция на все происходящее. Человек может либо уйти в изоляцию, либо, наоборот, активно проявлять себя. Какие советы давать этому человеку? Его образ жизни может резко измениться в связи с заболеванием. Врачу, главное, посмотреть: если у человека действительно есть этот диагноз, он должен находиться на учете. Его должен вести психиатр или психотерапевт. Есть у нас клинические психологи. Вот они тоже помогают в выявлении этой патологии. Потом еще нужно обратить внимание, что особенно среди молодежи неадекватные поступки, наличие галлюцинаций, непонятных движений – всегда должно вызывать настороженность. Это ведь может быть связано с употреблением психоактивных веществ. Возможно, дело тут в наркомании. Это тоже нужно научиться увидеть. И чем раньше будет обращение к специалистам, тем легче человеку будет справиться с этой болезнью. Я считаю, что на сегодняшний день лекарственные препараты могут быть различными. Химические, травяные, гомеопатические – но это должны быть именно препараты. Без них сложно будет купировать обострение. Поэтому терять время я бы не советовал», - считает Анатолий Измеров.
Хорошо, если человеку просто грустно, и он может самостоятельно или с помощью любимых, родных и близких быстро выходить из состояния депрессии. А что делать, если депрессия осложнена психическими заболеваниями или сама стала синдромом? В таких случаях мы как раз видим, как «весеннее» и «осеннее» обострение у людей приводит к тому, что они нестандартно ведут себя в общественном транспорте, в магазинах, общаются сами с собой или окружающими.
«Если есть проявление диагноза, это болезнь в ее расцвете, это обострение. Если это первичное, то это острое проявление болезни, ее надо диагностировать специалистам. Наша задача как верующих людей, священников – увидеть и подсказать людям, что нужно обращаться к врачам. И не надо стесняться. Многие боятся, что психиатры залечат до состояния овоща, и так далее. Это, конечно, чаще всего ложь. Люди специально учились, знают, как и что назначать. Есть острые периоды, которые снимаются лекарственными способами, специальными средствами. Конечно, если человек это не выполняет, отрицает свою болезнь, и не хочет принимать лечение. Вот в этом проблема. Тогда, конечно, приходится применять какие-то методы уговора, разговоров. И родственникам, близким бывает очень тяжело, учитывая, что человеку нельзя насильно оказать помощь, уговорить на прием этой медицинской помощи», - констатирует Измеров.
В нашей стране на текущий год более 200 тысяч человек с психическими заболеваниями состоят на учете, количество лиц с умственной отсталостью достигло 4 481 человек на 100 тысяч населения. Специализированная медицинская помощь при острых нарушениях психического здоровья в Казахстане оказывается в 35-ти центрах психического здоровья с общим количеством в 10 тысяч больничных коек.
«В период обострения человек навряд ли будет слушаться, куда ходить, а куда не ходить. Если он ведет себя неадекватно, то надо вызывать «скорую». А если он стоит на учете - обращаться к лечащему врачу. Болезнь души – она более тонкая, нежели заболевание тела. Ведение и лечение пациентов, у которых есть психиатрическая патология, и они, как правило, наблюдаются у специалистов, и им прописано лечение. С точки зрения православия и здравого смысла такие люди, которых можно условно назвать душевнобольными, должны выполнять предписания врачей, которые им делаются. Ведь не вдруг, не сразу, не по календарю возникает обострение. Скажем, 1 октября – всё, у всех обострение. У каждого это индивидуально. Но все зависит от приема правильной терапии. Если человек знает, что он больной, и выполняет рекомендации врачей, то возможно избежать обострения или, по крайней мере, резкого ухудшения», - говорит Анатолий Измеров.
Если с депрессией у взрослых все более-менее понятно, то подростки, находящиеся в переходном возрасте, также могут грустить осенью или весной, переживать из-за чего-то.
«Переходный возраст – это не болезнь, а состояние взросления. Советую родителям учитывать, что перед ними личность, что ребенок уже становится взрослым. И переход от детства во взрослость – это важный период в жизни. Побольше самостоятельности, побольше ответственности. Чтобы дети могли принимать собственные решения и нести за них ответственность. Дай Бог, чтобы детки наши, подростки и взрослые не болели, выздоравливали. Если у кого-то есть такие патологии, чтобы могли справиться с этой немощью. Осень закончится, будет зима, весна, лето – это повторяющийся круг. Поэтому каждый день – это радость. Современному человеку нужно научиться радоваться каждому дню», - посоветовал Измеров.
Подготовил Альберт Ахметов