Сделаем пластиковую бутылку… «невыездной»

22495

О кризисе на казахстанском рынке переработки вторсырья.

В начале сентября Ассоциация упаковщиков Казахстана с несколькими участниками отечественного рынка переработки вторсырья попыталась привлечь внимание правительства страны и общественности к проблемам своего сектора и призвала разработать стратегию экономики Казахстана замкнутого цикла, которая бы включала запрет на вывоз ПЭТ-тары.

 

 

В Казахстане сложилась парадоксальная ситуация: мусора у нас, мягко говоря, предостаточно, а на отечественном рынке переработки вторсырья эксперты констатируют дефицит. В частности, дефицит ПЭТ-тары. Цена на нее в этом году выросла с 60 до 200 тенге за 1 кг ПЭТ-сырья. По мнению участников этого рынка, цифра довольно странная, так как объективных причин для ее роста просто нет. 

 

Мусора много или мусора… дефицит?

Однако выяснилось, что отечественную ПЭТ-тару в последнее время охотно покупают зарубежные переработчики вторсырья в Узбекистане и России, и это значительно повлияло на рост стоимости ПЭТ-сырья на внутреннем рынке Казахстана.

Неужели и в этой не такой уж непостижимой для освоения сфере мы опять становимся сырьевым придатком соседних стран? ПЭТ-сырье тоннами уходит на переработку в другие страны, а отечественные переработчики в то же время испытывают его дефицит, оказываясь загруженными лишь на 20-30% от своей производственной мощности.

Казахстанские сборщики в основном за наличный расчет поставляют ПЭТ-тару зарубежным компаниям. Если перерабатывающие предприятия Казахстана могут заплатить за 1 кг сырья из ПЭТ-бутылок 160-180 тенге, то узбекские или российские предприятия предлагают нашим сборщикам свыше 200 тенге за кг, а порой эта цифра доходит и до 300 тенге. При этом надо отметить, что Узбекистан с 2013 года держит запрет на экспорт отходов и вторичного сырья из ПЭТ, что позволяет полностью обеспечивать узбекских переработчиков необходимым сырьем. Наличие в России крупных промышленных комплексов по производству первичного сырья ПЭТ также ставит казахстанских производителей в условия жесткой конкуренции.

Может, в Казахстане не могут перерабатывать данный вид сырья? Отнюдь. В стране есть около десятка предприятий, которые способны перерабатывать большие объемы ПЭТ-сырья.  Но дефицит вторсырья косит переработчиков – их становится меньше.

«Для нас, местных переработчиков, стоимость сырья стала неподъемной – говорит директор казахстанской компании «Дорпласт-Инвест» Наталья Иванова. – Если платить 200 тенге за 1 килограмм ПЭТ-тары, то наша продукция будет неконкурентоспособной. Никто не может объяснить: откуда взялась такая себестоимость? Макулатура, которую и собрать, и хранить сложнее, чем ПЭТ-тару, сейчас стоит дешевле в разы. Нам необходима поддержка общественности и госорганов, чтобы устранить эти моменты и дать нам возможность развиваться».

Наталья Иванова рассказала о том, как формируется цена на ПЭТ-бутылки, и выяснилось, что цифра в 200 тенге за 1 кг сырья не укладывается ни в какие расчеты. Дело в том, что все мы платим и за вывоз, и за утилизацию ПЭТ-тары: первый раз, как конечные покупатели, когда покупаем бутылку той же минеральной воды, второй, когда оплачиваем вывоз ТБО, выбросив тару в мусор.  В итоге, за деньги потребителя бутылка поступает на полигон, и поэтому, по словам предпринимательницы, стоимость ПЭТ-бутылки равна там нулю.

Директор ТОО Green Technology Industries Клара Абдрахманова, также констатировав факт нехватки сырья на рынке, подчеркнула, что казахстанские предприятия способны перерабатывать сырье, причем в больших объемах. Только ее завод ежедневно перерабатывает около 40-50 тонн.

Таким образом, потребность предприятий в ПЭТ-сырье в Казахстане превышает объемы сбора, к тому же часть сырья уходит в соседние страны. Отсутствие раздельного сбора мусора, также создает дефицит вторсырья и тормозит развитие и рост отрасли вторичной переработки. Именно поэтому Ассоциация упаковщиков Казахстана и обращается к правительству, настаивая на введении запрета на вывоз ПЭТ-тары, пока сектор переработки ПЭТ-отходов в Казахстане совершенно «не схлопнулся».

В течение последних 2-3 лет, когда казахстанской ПЭТ-тарой заинтересовались переработчики из соседних стран, количество отечественных предприятий, перерабатывающих это вторсырье, и так значительно сократилось. Теперь кризис только усилился. Когда же рынок войдет в свою последнюю  «деградационную фазу», то именно в этот момент может случиться то, о чем предупреждают специалисты, – в России, например, куда особо активно сейчас поставляется казахстанское ПЭТ-сырье, в ближайшее время могут запретить ввоз вторсырья и отходов, и отечественным сборщикам вообще некуда будет поставлять свое сырье: соседние страны запретят его ввоз, а собственный рынок переработки вторсырья может оказаться к этому времени разрушен или серьезно ослаблен.

 

Закрыть границы и вырастить переработчиков

По мнению председателя правления Ассоциации упаковщиков РК Батырбека Аубакирова, запрет на вывоз ПЭТ-тары, возможно, изменил бы подходы многих крупных поставщиков этого сырья, и они задумались бы над тем, что может лучше не вывозить ПЭТ-тару за пределы республики, а отдавать ее на переработку в Казахстане?

В начале сентября текущего года правительством страны были приняты решения по установлению ряда запретов на вывоз товаров, а также сырья, необходимого для производства готовых изделий. Один из таких запретов касается вывоза регенерируемой бумаги, картона и макулатуры. Двухлетний запрет на вывоз макулатуры из Казахстана был введен еще в марте 2019 года, в июле 2020 года на три месяца он приостанавливался, теперь вновь возобновлен.      

Положительный эффект от этой меры был моментальным. Если 10 лет назад действующих производителей бумажной продукции в стране было 158, то на начало 2021 года их количество увеличилось до 340. Количество предприятий в отрасли увеличилось в 2 раза, а объемы производства – в 3, с 23 млрд до 71 млрд тенге. В этом году ожидаемый объем производства бумаги – 100 млрд тонн. Инвестиции в производство бумажной продукции выросли в 10 раз, с 758 млн тенге в 2010 году до 7,4 млрд тенге в 2019-м. Такого же эффекта Ассоциация и участники рынка переработки вторсырья ждут и от запрета вывоза за пределы Казахстана ПЭТ-тары.

«Сектор переработки ПЭТ-бутылки надо сделать интересным и настолько, чтобы сюда начали приходить иностранные инвесторы, – говорит Батырбек Аубакиров. – Чтобы мы охотились за этой ПЭТ-бутылкой. Должны быть предприняты такие меры недопущения выброса пластиковой тары, как установка фандоматов, организация раздельного сбора мусора. Нужно растить своих отечественных переработчиков во всех секторах: стекло, пэт, бумага! Они должны стать сильными и в будущем взять на себя обязательства по работе с поставщиками сырья: финансировать их, авансировать, помогать в покупке прессов, автомобилей, открывать приемные пункты и т.д. т.д.».

В Казахстан сейчас завозится 1,5 млрд ПЭТ-бутылок, а перерабатывается максимум 10% по данным Ассоциации. Что происходит с оставшимися 90%? – эксперты не знают. В идеале, по словам Батырбека Аубакирова, из завезенных 1,5 млрд бутылок мы должны переработать 1 млрд.

Надо отметить, что при наличии устойчивой сырьевой базы казахстанские переработчики в перспективе сами готовы производить ПЭТ-бутылки и поставлять их местным производителям безалкогольных напитков.

 

У тебя есть план, шеф?

Недавно Ассоциация упаковщиков Казахстана обратилась ко всем отечественным производителям безалкогольной продукции с официальными письмами, в которых задавались следующие вопросы: «сколько предприятие производит продукции в год?», «отслеживается ли дальнейшая «судьба» использованной тары?», «есть ли у компании какой-то экологический план утилизации?», «переживают ли вообще производители безалкогольной продукции за экологию Казахстана?»

Из 20 компаний, кому был отправлен запрос, ответили только компания «Кокшетау Минводы» и Усть-Каменогорский маслозавод. А ведь развитие отечественного сектора переработки ПЭТ-бутылок, формирование культуры населения в обращении с отходами просто невозможно себе представить без участия тех, кто, собственно, наполняет рынок безалкогольной продукцией, упакованной именно в ПЭТ.

 

Не пустим ПЭТ-бутылку на полигон!

В апреле 2021 года в Казахстане был установлен первый в Казахстане фандомат в Алматы рядом с ТРЦ «Достык Плаза» – автомат, принимающий пластиковую тару. Подобные агрегаты установлены у ТРЦ «Мега» (Алматы) и в аэропорту Нур-Султана. Это, конечно, капля в море…

Известно, что в городе Алматы ежегодно собирается от 350 до 400 тысяч тонн твердых бытовых отходов, а процент переработки очень низкий – от 13 до 15. Подобные же проекты могут повлиять на увеличение процента переработки и что важно – уменьшить количество отходов на полигонах. Именно фандоматы могут остановить поток пластиковых бутылок на полигон – из них чистая тара идет напрямую переработчику. Ассоциация в ближайшее время планирует выбрать какой-либо город и реализовать там при поддержке производителей безалкогольной продукции и местных властей пилотный проект по установке фандоматов. Если он окажется успешным, то будет масштабирован в другие города Казахстана.

 

РОП – как шанс навести порядок на рынке переработки

Отсутствие раздельного сбора мусора, низкие объемы собранного сырья, тяжелая ситуация на большинстве полигонов ТБО (отсутствие технологичности, нелегальная рабочая сила, антисанитария), вывоз сырья за пределы страны и, как следствие, острый дефицит ПЭТ – все это не дает сектору ПЭТ-сырья динамично развиваться.

Навести порядок на рынке переработки вторсырья, легализовать, упорядочить деятельность его участников призван Оператор РОП. Как сказал Батырбек Аубакиров, впервые в новейшей истории Казахстана сборщикам и переработчикам платят за их работу. ТОО «Оператор РОП» – уполномоченная постановлением правительства организация, которая создает единую систему комплексного управления отходами продукции (товаров) и вовлечения их в оборот в качестве вторичного сырья.

«EсoQolday» – программа Оператора РОП – электронная площадка, на которой регистрируются все казахстанские сборщики и переработчики: сборщики предлагают сырье, переработчики предлагают свою цену и покупают. РОП субсидирует сборщика: если тот соберет определенный объем ПЭТ-тары, зарегистрируясь в программе «EсoQolday», сдаст ее казахстанскому переработчику, то получит денежную субсидию от оператора. Таким образом, РОП серьезно мотивирует и сборщиков, и переработчиков, являясь сегодня маркетмейкером, который принципиально влияет на ситуацию в данном секторе. Любой двор, при понимании сути данного вопроса КСК, может участвовать в программе «EсoQolday». Те же дворники могут начать собирать ПЭТ-тару и макулатуру и продавать данное вторсырье через электронную площадку РОП заводам.

Появление на рынке Оператора РОП сделало сбор вторсырья выгодным делом.  «Деятельность РОП – колоссальная революция в процессе сбора вторсырья, мощный рывок в направлении сохранения экологии и развития рынка переработки вторсырья. Ведь данный сектор никогда не пользовался особой популярностью – тяжелая, грязная работа. Но люди работают, и РОП платит им приличные деньги», – информирует о деятельности РОП Батырбек Аубакиров.

Но для ряда сегодняшних игроков рынка есть одно «но»: при том, что Оператор РОП готов работать с любыми сборщиками и переработчиками, есть одно условие – деятельность каждого участника программы должна быть прозрачна. Главный призыв РОП – быть открытыми и платить налоги. Однако многим пока легче просто загрузить ПЭТ-тару в «Газель» и вывезти ее в другую страну.

Подобная ситуация ранее наблюдалась и в связи со сбором и переработкой макулатуры, но сейчас, когда введен запрет на вывоз этого вида вторсырья из Казахстана, положение изменилось: все сборщики макулатуры спешат регистрироваться в РОП, открывая свои данные, а сырье продается казахстанским переработчикам.

Ситуация на рынке макулатуры стабильная и выплаты сборщикам осуществляются достаточно высокие. Отечественные заводы по переработке макулатуры и производству бумаги активно развиваются, платя около 5 млрд тенге налогов в год. На данных производствах занято порядка 10 000 человек.  15 млрд налогов в год дают секторы переработки ПЭТ и стеклотары, и задействовано в них около 30 000 человек.

 

 

Мусорные полигоны – боль наша

На данный момент в Казахстане накопилось 125 миллионов тонн твердых бытовых отходов. Доля их переработки составила 18,3% в 2020 году (в 2019 году – 15%).

Самый неэффективный и бесперспективный способ утилизации ПЭТ-тары – это захоронение отходов на полигонах ТБО, что происходит, к сожалению, на большинстве из них близ Алматы, например. В этом случае ценное полимерное сырье закапывается, а огромные территории становятся непригодными для сельского хозяйства. Новый Экологический кодекс обязывает теперь каждый полигон иметь свою сортировочную линию – это огромный шаг вперед. С 1 января 2019 года в Казахстане запрещено захоронение на полигонах отходов пластмассы, пластика, полиэтилена, полиэтилентерефталатовой упаковки; макулатуры, картона и отходов бумаги; ртутьсодержащих ламп и приборов; стеклобоя; лома цветных и черных металлов; литиевых, свинцово-кислотных батареек; электронного и электрического оборудования. Однако реальная ситуация пока не сильно изменилась.

По словам Натальи Ивановой, 90% отходов скапливается на полигонах. Работа там очень тяжелая, царит антисанитария. Казахстанцы на полигоны трудиться не идут, эту тяжелую работу берут на себя чаще всего гастарбайтеры.  Большинство полигонов вокруг южной столицы, а их около шести, работают по методу сжигания мусора или его закапывания. Словом, происходит ровно то, от чего в Казахстане стремятся уйти.

Может для нас нереально работать иначе? Но эксперты говорят, что реально. Например, есть наша отечественная компания «Тартып», которая применяет в своей работе высокотехнологичные методы: на ее полигоне нет безобразных, зловонных куч мусора, а есть металлический бокс, куда заезжает мусорная машина, выгружает отходы, и они тут же сортируются. Никакого запаха и грязи, никакого сжигания и закапывания…

«Способы сортировки, условия работы людей – это вопросы, которые должны решать управляющие полигонами, – говорит Наталья Иванова. – Но они в большинстве своем их не решают. Поэтому одно из наших предложений состоит в том, чтобы при распределении полигонов в управление местные исполнительные органы учитывали: есть ли у той организации, которая претендует на то, чтобы управлять полигоном, основные средства? Есть ли умения в данной сфере? Есть ли вообще что-то, кроме портфеля и ручки… Если нет, то мы вновь получим проблему – отсутствие сырья и высокие на него цены».

Поднимая этот больной вопрос низкого уровня мусоропереработки, загрязнения окружающей среды, эксперты, участники рынка переработки вторсырья сделали акцент не только на экономической целесообразности внедрения цивилизованных норм и высоких технологий в данной сфере, совершенствовании законодательства, поддержке бизнеса, но и на патриотизме, любви к стране, в которой мы живем.  Они, делая каждый день свою нелегкую, но благородную работу, взывали не только к материальному интересу – государства, игроков рынка, населения, но и к совести.

 

Татьяна БИРЮКОВА

Телеграм-канал «Нефть и Газ Казахстана. Факты и комментарии». Ежедневные новости с краткими комментариями. Бесплатная подписка.

Международное информационное агентство «DKNews» зарегистрировано в Министерстве культуры и информации Республики Казахстан. Свидетельство о постановке на учет № 10484-АА выдано 20 января 2010 года.

Тема
Обновление
МИА «DKNews» © 2006 -