Педагогика личности

22523

Вопросы образования в любой стране, в любом государстве имеют огромное значение. Это и понятно: именно от образования зависят совершенствование науки и технологий, развитие промышленности и сельского хозяйства, изменения в культуре и искусстве. В конечном итоге, именно образование во многом определяет уровень благосостояния граждан, их систему ценностей и мировоззрение. Поэтому неудивительно, что о достоинствах и недостатках национальной системы образования, актуальных вопросах ее развития так много говорят – каждый чувствует, что эти вопросы касаются лично его, его семьи и детей.

Именно эти вопросы: состояние казахстанской системы образования, ее проблемы и перспективы, а также особенности современной лингводидактики обсуждались на Первых международных педагогических чтениях «Школа – Учитель – Инновации в современном мире», которые состоялись 1-9 марта 2021 года в Павлодарском педагогическом университете. Педагогические чтения были посвящены 100-летнему юбилею Рафики Бекеновны Нуртазиной.

 

Яркое новаторство

Рафика Бекеновна Нуртазина – имя, известное, наверное, любому учителю-словеснику (какой бы язык он ни преподавал) в Казахстане и очень многим учителям за его пределами. Р.Б. Нуртазина родилась в Павлодарской области, но училась и всю жизнь работала в Алматы, сначала учителем казахского и немецкого языков в школе № 30, а потом, с 1947 года, – учителем русского языка и литературы и директором в казахской школе № 12.

Именно эта школа стала площадкой для воплощения педагогических идей Р.Б. Нуртазиной. Многие из этих идей сейчас являются общераспространенными, и польза их кажется очевидной, понятной любому. Но для того времени они были необычными, ярко новаторскими; и Рафике Бекеновне потребовалось много упорного труда и обширная просветительская деятельность, чтобы внедрить их в жизнь.

В 1974 году в Москве Р.Б. Нуртазина защитила кандидатскую диссертацию «Пути активизации познавательных интересов при обучении русскому языку в казахской школе». Тема диссертации как раз и отражает главный интерес педагогической работы Р.Б. Нуртазиной, тот вопрос, на который она отвечала всей своей учительской работой: как сделать так, чтобы ребенку было интересно учиться, интересно изучать языки? Коллеги и ученики Р.Б. Нуртазиной недаром называют ее взгляды «педагогикой личности». Она считала необходимым «обучая, воспитывать, воздействуя не только на разум, но и сердце ученика, помня, что ученик – это прежде всего человек».

Изучение языка – непростое дело. Понимая это, Р.Б. Нуртазина разработала уникальную для своего времени лингводидактическую систему игр и игровых заданий. В современной школе много говорят о диалоговом обучении как об основе преподавания языков. Но Р.Б. Нуртазина использовала диалоговое обучение в то время, когда этот подход еще не был так распространен. Ребенок обучается языку прежде всего в общении – эта мысль положена в основу множества методических пособий Рафики Бекеновны (всего ей принадлежит около 300 научных и учебно-методических работ), а также в основу тех радиопередач по изучению казахского языка, которые она в течение трех лет вела по радио.

Рафика Бекеновна Нуртазина прекрасно владела русским и казахским языками, знала немецкий, английский. В казахстанской лингводидактике именно она, пожалуй, является основателем идеи полиязычия. Сейчас эта идея внедряется на государственном уровне, и знание нескольких языков считается необходимым современному человеку, чтобы быть успешным и эффективным специалистом. Но Рафика Бекеновна всегда подчеркивала и другую сторону полиязычия, его культурную составляющую.

Знание нескольких языков делает человека поликультурной личностью, формирует его способность к межкультурному и межнациональному общению. Знание родного языка – это основа сохранения национальной культуры и системы ценностей, национальной идентичности. Но знание других языков – это путь к развитию толерантности, жизненно необходимой для тех, кто живет в многонациональном государстве.

 

Осознанное двуязычие, а не преграда

Алма-атинская школа № 12, директором которой была Р.Б. Нуртазина, с 1972 г. стала первой в стране казахской школой с углубленным изучением английского языка. Рафика Бекеновна была первой, кто высказал идею о преподавании некоторых школьных предметов на иностранном языке: «По возможности часть предметов должна вестись на иностранном языке. Этому способствует массовое казахско-русское двуязычие, когда различия в языках, духовной и материальной культуре осознаются детьми, но не встают непреодолимой преградой. Читая на казахском, русском, английском языках, дети видят, что общего у людей гораздо больше, начинают ощущать свою принадлежность к человеческому братству».

Будучи учителем не только по профессии, но и по жизненному призванию, Р.Б. Нуртазина старалась воспитывать своих детей в соответствии со своими педагогическими идеями. Ее вторая дочь, Элеонора Дюсеновна Сулейменова, не меньше, чем сама Рафика Бекеновна, известна педагогической и научной общественности не только в Казахстане, но и далеко за ее пределами. Э.Д. Сулейменова – доктор филологических наук, профессор Казахского национального университета им. аль-Фараби.

Ее научные труды лежат в основе развития многих областей лингвистики в Казахстане и за рубежом. Блестящий ученый-педагог и организатор науки, продолжая благородное дело Рафики Бекеновны, она демонстрирует преемственность научных поколений и педагогических идей, внося неоценимый вклад в развитие казахстанской лингвистики, в подготовку научно-педагогических кадров. Особого уважения заслуживает плодотворная деятельность Элеоноры Дюсеновны в качестве члена Президиума МАПРЯЛ и президента КАЗПРЯЛ, благодаря чему казахстанское языкознание получило мировое признание.

Элеонора Дюсеновна всегда говорит о том, что на ее выбор профессии, на любовь и интерес к русскому и казахскому языкам и их преподаванию повлияла Рафика Бекеновна.

 

 

Личность и идеи 

И сама личность, и идеи Р.Б. Нуртазиной повлияли на многие поколения казахстанских учителей-словесников. Поэтому неудивительно, что в Павлодарском педагогическом университете стараются сохранять и пропагандировать ее наследие. В апреле 2018 года в ППУ открылся методический кабинет полиязычия имени Р.Б. Нуртазиной. Инициатива создания кабинета полиязычия имени Р.Б. Нуртазиной принадлежала на тот момент ректору Павлодарского государственного педагогического университета, ныне депутату Сената Парламента Республики Казахстан Алтынбеку Нухулы. Идея была успешно реализована благодаря ценным материалам о жизни и научно-педагогической деятельности Рафики Бекеновны, переданным в дар кабинету-музею ее дочерью, профессором Сулейменовой Элеонорой Дюсеновной.

В своем приветственном слове участникам конференции Алтынбек Нухулы отметил, что с теплотой и удовлетворением вспоминает, как три года назад по случаю торжественного открытия кабинета имени Рафики Нуртазиной в Павлодарском педагогическом университете состоялся научный симпозиум, посвященный памяти Рафики Бекеновны, был издан альбом, созданы фильмы «Рафиқа Нұртазина: Өмір сабақтары» / «Рафика Нуртазина: Уроки жизни»  на казахском и русском языках из серии «100 исторических личностей Павлодарского Прииртышья», утверждена именная стипендия для студентов университета. Все это – дань уважения коллектива Павлодарского педагогического университета, благодарных земляков, учеников, последователей, преклоняющихся перед памятью великого Учителя и стремящихся сохранить преемственность научных поколений и педагогических идей.

С тех пор кабинет работает, прежде всего, как учебная аудитория. С другой стороны, этот кабинет стал своеобразным методическим центром: в нем проводят обсуждение образовательных программ, научные и методические семинары, круглые столы, конференции, в которых принимают участие не только преподаватели университета, но и студенты, магистранты, доктораты, а также – школьные учителя. Такое живое, непосредственное взаимодействие, часто дискуссионное, поднимающее сложные вопросы современного образования, приносит пользу и будущим учителям-словесникам, и тем, кто сейчас работает в школе и нуждается в методической поддержке, и преподавателям педагогического вуза.

Идея Международных педагогических чтений выросла как раз из работы методического кабинета Р.Б. Нуртазиной. Вопросы преподавания языков важны для любой страны, так как обучение языку – это основа образования. Инициатором проведения и главным организатором Педагогических чтений выступил Павлодарский педагогический университет, а соорганизаторами стали Казахский национальный университет им. аль-Фараби (РК, Алматы), Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилева (РК, Нур-Султан), Российский университет дружбы народов (РФ, Москва), Казахстанское общественное объединение преподавателей русского языка и литературы (КАЗПРЯЛ), Казахстанское общественное объединение «Выпускники российских вузов», Академия детской книги «ALTAIR» и команда научно-просветительского проекта «Эпоха и личность».

С пожеланиями плодотворной работы к участникам чтений обратился председатель правления – ректор Павлодарского педагогического университета Жанбол Жилбаев, отметивший, что изучение профессиональной деятельности замечательного педагога Рафики Нуртазиной позволяет нам увидеть новаторство ее идей не только для своего времени, но и для нашей современной реальности.

В своем выступлении на пленарном заседании Почетный президент Американских советов по международному образованию (ACCELS – American Concils for International Education, Соединенные Штаты Америки, г. Вашингтон), вице-президент МАПРЯЛ Дэн Дэвидсон подчеркнул, что Рафика Бекеновна была человеком редкого педагогического, исторического и политического понимания и видения политики школы для будущего Казахстана, а школа №12 с углубленным изучением английского языка, школа Рафики Бекеновны в г. Алматы – это пример учебного заведения, которое опередило мировую языковую политику XXI века сроком приблизительно на 50 лет.

Приветствуя участников чтений, А.В. Должикова, первый проректор Российского университета дружбы народов, обратила особое внимание на то, что «лингвистическая наука является мощным фактором решения государственных задач, роль которых постоянно возрастает в связи с актуализацией разработок моделей будущего специалиста по языкам и литературе». На важность и актуальность обсуждаемых вопросов указывает и обширная география чтений: среди их участников – ученые, преподаватели вузов, учителя школ, магистранты, докторанты и студенты из четырнадцати стран (Казахстан, Россия, Туркменистан, Таджикистан, Армения, Узбекистан, Киргизия, Китай, Объединенные Арабские Эмираты, Турция, Словакия, Швейцария, Великобритания и США). Всего в работе чтений приняли участие более 220 человек.

Всех многочисленных участников Чтений объединили научные и методические интересы в области преподавания языков и литературы, желание поделиться опытом, узнать, как в разных странах на разных уровнях образования решаются современные проблемы лингводидактики. Работа Педагогических чтений проходила по пяти направлениям: наследие Р.Б. Нуртазиной и современная лингводидактика; современные тренды преподавания русского языка и литературы; инновационные технологии обучения казахскому языку и литературе; современные методы и технологии преподавания иностранных языков и актуальные проблемы преподавания социально-гуманитарных дисциплин.

Ключевые моменты в работе направлений были заданы докладами, прозвучавшими на пленарном заседании. Они были посвящены как темам, связанным с педагогическим наследием Р.Б. Нуртазиной (доклады доктора филологических наук, профессора КазНПУ им. Абая М.Ш. Мусатаевой, доктора филологических наук, профессора ЕНУ им. Л.Н. Гумилева К.Б. Уразаевой, кандидата филологических наук, писателя-переводчика Л. Аскар), так и современным вопросам преподавания языков и литературы (доклады кандидата педагогических наук, профессора Армянского педагогического университета С. М. Минасян, доктора филологических наук, профессора Павлодарского педагогического университета Б. Сагындыкулы).

 

От поколения к поколению

Презентация книг «Рафиқа Нұртазина» в 2-х томах, проведенная ее дочерью, профессором Сулейменовой Элеонорой Дюсеновной, была воспринята участниками Педагогических чтений с искренним одобрением и благодарностью, поскольку принципы обучения педагога-новатора Рафики Нуртазиной и сегодня остаются актуальными, востребованными, созвучными методическим подходам и новым лингводидактическим концепциям в области школьного образования и в целом языковой подготовке в школе и вузе.

Доктор филологических наук, профессор КазНУ им. аль-Фараби Нурсулу Жамалбековна Шаймерденова, модератор пленарного заседания,  от имени команды культурно-просветительского проекта «Эпоха и личность» презентовала уникальное издание – Эпистолярный сборник «Письма учителю: от поколения к поколению», в который вошли письма близких и родных, детей, внуков, коллег-последователей, учеников Рафики Бекеновны, а также эссе, написанные в жанре «письмо в прошлое» от учителей и учащихся школ, преподавателей и студентов вузов, которые в разные годы были вдохновлены наследием выдающегося педагога-новатора.

Торжественный момент пленарного заседания был связан с вручением медали А. Пушкина (МАПРЯЛ) профессору Павлодарского педагогического университета Атиркуль Егембердиевне Агмановой. Эта авторитетная для преподавателей-филологов награда воспринимается как весомый вклад павлодарских ученых в общую копилку достижений казахстанской русистики.

Поэтические посвящения казахстанских поэтов Рафике Нуртазиной в исполнении студентов Евразийского национального университета имени Л.Н. Гумилева и Актюбинского регионального университета имени К. Жубанова завершили работу пленарной сессии.

Современная система образования, как в Казахстане, так и во многих зарубежных странах, находится в непростом положении – это признавали все участники Педагогических чтений. Открытость границ, доступность любой, часто критически не осмысленной и не отобранной информации, изменения, происходящие в мышлении, в личности современного ребенка, – все это во много раз усложняет профессиональные задачи и школьных учителей, и преподавателей вузов.

Еще более ситуация усложнилась полтора года назад: во многих странах мира из-за пандемии студенты и школьники полностью или частично были переведены на онлайн-обучение. Конечно, при таком обучении первыми стали заметны трудности, связанные с техническим обеспечением учебного процесса, – обеспечение устойчивым интернетом всех, в том числе и отдаленных, районов, возможности онлайн-платформ. Но не меньшие трудности связаны с особенностями донесения информации и получения обратной связи при таком обучении, с мотивировкой обучающихся и самих учителей, с поиском новых методических решений при онлайн-преподавании. Диалоговое и интегрированное обучение, открытые методики, развитие критического мышления и функциональной грамотности – те ключевые понятия, вокруг которых строилась работа направлений.

 

 

Соединить теорию с практикой

Все эти вопросы рассматривались в докладах, прозвучавших на заседаниях по основным направлениям, обозначенным в программе Педагогических чтений. Стоит отметить, что докладчиками выступали как известные казахстанские и зарубежные ученые, доктора наук, профессора, так и магистранты, докторанты и аспиранты вузов и школьные учителя. Для организаторов Педагогических чтений было очень важно соединить теорию с практикой, сделать так, чтобы теоретические исследования могли оценить те, кто работает непосредственно в школе, с современными учениками. Такой разнородный, но при этом глубоко заинтересованный в своей профессиональной деятельности состав привел к тому, что работа по направлениям представляла собой живую, горячую дискуссию.

Помимо самой конференции, в рамках Педагогических чтений состоялись курсы повышения квалификации. Преподавателями курсов были приглашены ведущие специалисты в области методики преподавания языков и литературы: профессора РУДН В.П. Синячкин и У.М. Бахтикиреева, профессор КазНУ им. аль-Фараби Н.Ж. Шаймерденова и доцент этого же университета Д.Б. Аманжолова, профессор Назарбаев Университета З.С. Сеитханова, профессор ЕНУ им. Л.Н. Гумилева К.Б. Уразаева, профессора Павлодарского педагогического университета А.Е. Агманова, З.К. Темиргазина, Б. Сагындыкулы и доцент ППУ Б.Д. Ныгметова.

Курсы охватывали обширный круг вопросов: от оптимального преподавания русской орфографии и пунктуации до русско-казахско-английского полилингвизма, от научных исследований в школе и вузе до особенностей построения современных учебников. Они проводились в интерактивном формате и подразумевали не только чтение лекций, но и дискуссии, обратную связь и выполнение заданий. Все участники отметили, что главными достоинствами курсов являются не только их высокий научный уровень, но и практическая ориентированность и возможность обсудить важные моменты педагогической работы в свободном режиме. 

Завершение первых Международных Педагогических чтений состоялось 9 марта. Первого марта, на их открытии, президент Международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы, советник президента Российской Федерации В. Толстой высказал уверенность, что «открывающиеся в этот знаменательный день Первые педагогические чтения станут свидетельством неразрывной связи опыта предшественников и творческого поиска новых учительских поколений».

Подводя итоги Педагогических чтений, можно сказать, что эта уверенность оправдалась. Проведение столь масштабного мероприятия стало возможным благодаря усилиям всех организаторов и участников, которые обещали заинтересованной педагогической общественности дальнейшее сотрудничество и развитие этого проекта.

 

Атиркуль АГМАНОВА, д.ф.н, профессор, Екатерина ГАРАНИНА, старший преподаватель, Павлодарский педагогический университет   

Телеграм-канал «Нефть и Газ Казахстана. Факты и комментарии». Ежедневные новости с краткими комментариями. Бесплатная подписка.

Международное информационное агентство «DKNews» зарегистрировано в Министерстве культуры и информации Республики Казахстан. Свидетельство о постановке на учет № 10484-АА выдано 20 января 2010 года.

Тема
Обновление
МИА «DKNews» © 2006 -