Настройки
Язык
Тема
Обновление

Между спросом и предложением

32509

Кандидат экономических наук, старший преподаватель Школы бизнеса и предпринимательства ВКТУ им. Д. Серикбаева Алия КАБДУЛШАРИПОВА дала экспертную оценку явлению, охватившему регион и страну осенью, ответив на вопросы ДК.

- Алия Мухтарабовна, к октябрю уровень годовой инфляции резко возрос, и она ускорилась в 13 регионах. В чем причины этого явления, на ваш взгляд?

– Инфляция – это такой долговременный процесс, который проявляется в общем росте уровня цен. Мы это все видим и ощущаем на себе. По данным Нацбанка, уровень инфляции в сентябре составил 8,9%, хотя нормальный коридор – 4-6%, то есть, как видим, превышение.

 

Уровень инфляции определяется, как темп прироста индекса цен, выраженный в процентах. Следует отметить, что наиболее высокими темпами у нас растет продовольственная инфляция, которая составила 11,4 %. Вспоминается, как один из министров как-то сказал, что кризис приходит и уходит, а кушать хочется всегда.

 

Каковы причины инфляции? Прежде всего, их нужно поделить на две группы: со стороны спроса, то есть, инфляция, спровоцированная спросом, и со стороны предложения, то есть – производителей.

 

Так, со стороны спроса всегда есть сезонный рост цен, так называемый, «сезонный шок». К примеру, осенний рост цен связан с ожиданием покупателей, приобретается больше продукции, делаются запасы. Все, что можно сохранить, мы заготавливаем на зиму, консервируем. Все помнят, как морковка весной 600 тенге стоила!

 

То есть, увеличивается спрос со стороны населения. Кроме того, сельское население, жители частного сектора должны создать запасы фуража, топлива на зиму. Это все давит на рынок, и спрос приводит к росту цен.

 

Помимо этого, действует повышение покупательной способности. В стране в сентябре было повышение заработной платы преподавателям вузов, незначительное увеличение пенсии, которое уже давно «съела» инфляция, но, тем не менее, когда идет хоть какой-то, даже небольшой рост доходов населения, это все равно увеличивает покупательную способность населения, цены растут.    

 

Что касается причин инфляции со стороны предложения, это, конечно, рост цен на ГСМ и энергоносители. Особенно подорожало дизельное топливо. Идет удорожание транспортных расходов. А это значит, что растут цены на продукцию сельского хозяйства. И понятно, что это увеличивает стоимость, но уже со стороны производителей.

 

Еще один важный аспект – очень слабая конкуренция, что приводит к ценовому сговору, монополизации и олигополизации производителей. И еще такой момент: более 50% продуктов питания импортируется, причем 30% приходится на импорт из России, где сейчас очень высокий уровень инфляции. Это называется «импорт цен».

 

Кроме того, можно отметить послабление некоторых карантинных мер, деловая активность производителей растет, к тому же, они еще должны компенсировать затраты, которые были в период пандемии, когда многие предприятия останавливались, а налоги и кредиты платить надо.

– В Восточном Казахстане выросли цены на продукты первой необходимости – хлеб, молочную продукцию, яйца, овощи, растительное масло, мясо. Чем объяснить такой рост на эти товары с экономической точки зрения?

– Рост цен в ВКО на продукты первой необходимости можно объяснить опять же двумя главными рыночными законами – спросом и предложением. Объем спроса, я думаю, на продукты питания – относительно стабильная величина. И, наверное, объем спроса не увеличился, тем более что население региона имеет отрицательную демографическую статистику – оно сокращается.

 

Проблема – в предложении. Почему выросли цены именно на продукты первой необходимости, например, на хлеб и муку? Прежде всего, потому что выросли закупочные цены на зерно, а это привело к росту цен на муку и хлебобулочные изделия, а дальше – на фуражное зерно, что приводит, в свою очередь, к повышению цен на мясо, птицу…

 

Стоимость энергоресурсов и ГСМ тоже сказывается на стоимости продуктов. К нам почти все привозится на автотранспорте, понятно, что транспортные расходы включаются в себестоимость и отражаются на конечной стоимости продуктов.

 

И еще, я думаю, у нас производят продукты в основном мелкие крестьянские и фермерские хозяйства. У них, скажем, себестоимость 1 тонны молока или мяса гораздо дороже, чем это было бы на крупных предприятиях. Им сейчас невыгодно этим заниматься, высокие кредитные ставки, налоги…

 

Это такие причины, которые сказываются на предложении. А если объем предложения сокращается, то понятно, что растут и цены. Это мое мнение и как потребителя.

– Как можно объяснить колебания в разных отраслях? Чем вызвана востребованность одних направлений и снижение интереса к другим?

– И опять рассмотрим это со стороны спроса и предложения. Допустим, выросшие в цене услуги медицинских лабораторий объясняются спросом на проведение ПЦР-тестов. Рост на услуги в детских центрах объясняется тем, что в последние годы в регионе увеличивается детское население, а значит, идет спрос со стороны родителей.

 

А вот почему увеличилась оплата за обучение в вузах, можно отчасти объяснить увеличением заработной платы преподавателям, а также расходами на техническое оснащение и организацию онлайн-обучения. Понятен и спрос горожан на услуги бассейнов, что привело к росту цен.

 

Что касается снижения цен, то уменьшение стоимости путевок в дома отдыха, на медицинское страхование туристов и авиабилеты можно объяснить ситуацией, связанной опять же с пандемией.

– Какие меры, на ваш взгляд, эффективны для стабилизации ситуации?

– В Казахстане есть мощные экономические исследовательские структуры, которые должны предсказывать инфляционные процессы. Есть конъюнктурно-образующие факторы, по которым можно определить, ожидать, предсказать инфляцию. Получается, мы запрыгиваем на подножку уходящего поезда и пытаемся решить проблемы. А лучше бы заранее предупредить.

 

Что же делать? Монетарные методы – в руках правительства, Нацбанка, которые включают в основном такие стабилизаторы, как денежно-кредитные.  Я думаю, что они уже об этом подумали, потому что ставка рефинансирования на 12 сентября установлена 9,5%, то есть, имеется тенденция к ее росту. Для чего это делается? Чтобы деньги стали дорогими. А когда деньги становятся дорогими, сокращается денежная масса, и это приводит к паритету с товарной массой.

 

Как известно, одна из причин инфляции – это превышение денежной массы над товарной. И чтобы сократить денежную массу, есть финансово-кредитные регуляторы, активная бюджетная политика, регулирование заработной платы. То есть, это все в руках государства. Меры не очень популярные, потому что они отразятся на наших доходах. Но, тем не менее, это методы, которые может применять государство.

 

А среди немонетарных методов – стабилизация работы Стабфондов. То есть, необходимо закупать те виды товаров, по которым ожидается рост цен. Но тут опять проблема: нам надо иметь оптовые базы, специализированные площади и оборудование для хранения продукции, чтобы она хранилась до весны, когда обычно пик роста цен. 

 

Можно отметить и такую меру, как административное регулирование цен на социально значимые продукты. Конечно, в плановой экономике это было возможно, все было в руках государства. Но это противоречит принципам рыночной экономики. Однако на короткий период это можно сделать. Каким образом? Скажем, установлена торговая скидка 15%, и если она превышает цену, заявленную в накладной на этот товар, тогда можно применить какие-то административные меры. 

 

И еще необходимо организовать адресную помощь социально уязвимым слоям населения. Инфляция – это налог на бедность. Страдают в большей степени те, кто находится за чертой бедности.

 

Ольга СИЗОВА, Усть-Каменогорск

Международное информационное агентство «DKNews» зарегистрировано в Министерстве культуры и информации Республики Казахстан. Свидетельство о постановке на учет № 10484-АА выдано 20 января 2010 года.

Приложение DKNews для Android Приложение DKNews для iPhone
МИА «DKNews» © 2006 -