Настройки
Язык
Тема
Обновление

2009-2010 годы: Девальвация и кризис, ОБСЕ и Таможенный союз

13590

Как мы подробно описывали в предыдущем выпуске, последние месяцы 2008 года и начало 2009 года ознаменовались стремительным ухудшением ситуации на мировых финансовых рынках и снижением спроса на основные сырьевые товары. Это не замедлило сказаться на положении Казахстана, который еще сильнее столкнулся с проблемами ликвидности в финансовом секторе и падением объемов промышленного производства.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Марат Абулхатин

В феврале 2009 года Казахстан пошел на девальвацию тенге, признав отрицательное воздействие финансового кризиса на состояние золотовалютных резервов страны и потерю экономической конкурентоспособности страны. В дополнение к этому, в целях облегчения ситуации с ликвидностью, было принято решение о сокращении учетной ставки на 50 процентных пунктов и снижении резервных требований для коммерческих банков

 

2009 год: ответная реакция на события в России

В тот период властями Казахстана также было принято судьбоносное решение о национализации двух крупнейших коммерческих банков страны, а также о выделении колоссальной государственной поддержки в размере 3 трлн тенге ($20 млрд) для стимулирования экономики.

Девальвация тенге (примерно на 20%), проведенная Национальным банком страны 4 февраля, была вынужденной мерой в условиях истощающихся золотовалютных резервов и ухудшения условий торговли по сравнению с Россией, где в результате нестабильности на мировых финансовых рынках стали происходить резкие скачки курса доллара и евро по отношению к рублю. Боевые действия между российскими и грузинскими войсками в Южной Осетии и Абхазии, начавшиеся в августе 2008 года, только усугубили позиции рубля и российской экономики.

В целом вступление мировой экономики в полосу финансового кризиса и обвал цен на нефть в конце 2008 – начале 2009 годов привели к тому, что за период с 1 по 21 января 2009 года стоимость доллара к рублю возросла с 29,39 до 33,42 рублей за один доллар (рост доллара к рублю составил 13,71%), с 29 января по 3 февраля – с 22,22 до 36,18 рублей за доллар (рост на 8,1%), и с 14 по 19 февраля – с 34,56 до 36,43 рубля за доллар (на 5,13%).

На этом фоне решение о девальвации тенге (до 150 тенге за доллар) не явилось неожиданностью. Однако эта мера, проведенная в совокупности со снижением учетной ставки, хоть и несла некоторый положительный момент для индивидуальных заемщиков и юридических лиц, все же имела огромный отрицательный эффект для коммерческих банков страны в плане того, что она привела к удорожанию издержек по оплате их огромного внешнего долга.

Девальвация также обернулась ухудшением социального положения казахстанцев и привела к снижению уровня жизни населения. В своем послании народу Казахстана в Парламенте 6 марта Нурсултан Назарбаев призвал население проявить терпение, заявив, что Казахстан готов к вызовам финансового кризиса, который, по его мнению, имел внешние, а не внутренние причины. В целях поддержки экономики президент дал поручение правительству о выделении средств в размере $4 млрд, источником которых должны были стать средства Национального нефтяного фонда Казахстана.

Данные средства стали дополнительными ресурсами к предыдущему пакету мер, одобренному Казахстаном в конце 2008 года. Напомним, что тогда казахстанские власти приняли решение о выдаче 1,4 трлн ($9,5 млрд), которые были профинансированы как за счет бюджетных средств, так и активов Национального фонда. В совокупности объем ресурсов для поддержки экономики составил 3 трлн тенге, что в отношении к ВВП страны оказалось равным около 21%.

Основным приоритетом экономической политики стала поддержка ликвидности коммерческих банков, ради чего правительством было выделено банкам 480 млрд тенге. При этом государство выкупило от 25% до 78% акций в четырех крупнейших банках страны, таких как БТА, Казкоммерцбанк, Народный банк и Альянс Банк. Национальный банк также инициировал ряд мер, направленных на стимулирование банковского кредитования. В частности, это касалось снижения резервных требований для коммерческих банков: с 3% до 2,5% – по внешним обязательствам, и с 2% до 1,5% – по внутренним обязательствам. По расчетам Нацбанка, эти меры должны были привести к высвобождению ликвидности в размере 50 млрд тенге (согласно информации ранних исследований EIU). Кроме того, начиная с декабря 2008 года, Нацбанк пошел на двухэтапное снижение ставки рефинансирования на 1 процентный пункт, до 9,5%, что явилось самым низким значением с ноября 2007 года.

В послании также большое значение заняла тема растущей безработицы. Согласно официальным данным, в результате кризиса более 280 предприятий либо полностью, либо частично приостановили свою деятельность в феврале 2009 года. Это привело к тому, что свыше 140 тыс. работников были отправлены в неоплачиваемые отпуска, оставлены на частичную занятость или вообще уволены. По официальным данным, уровень безработицы в феврале достиг 7,1%, что намного превысило уровень августа 2008 года, когда Казахстан зафиксировал самый низкий показатель безработицы за весь период независимости (6,3%). Число безработных при этом за данный период выросло на 68200 человек.

Огромный «вклад» в пополнение рядов безработных внесла отрасль строительства, которая до наступления кризиса более или менее концентрировала относительное высокое количество занятых в экономике страны. Промышленные же предприятия, которые никогда не отличались высокой трудоемкостью и высокой занятостью, в тот период стали впадать в рецессию.    

Снижение мировых цен на основные виды сырья и падение спроса со стороны мировых потребителей привели к тому, что в январе 2009 года, например, выпуск продукции промышленных предприятий сократился на 10%, а в феврале – еще на 9%. В целом с ноября 2008 года объем производства промышленного сектора в среднем ежемесячно сокращался на 2,5%, что объяснялось снижением производства в сфере добывающей промышленности и выработке электроэнергии. В январе-феврале 2009 года снижение выпуска угольными предприятиями составило 20%, а в электроэнергетике объем падения достиг 10%.

Несмотря на то, что углеводородный сектор не показывал сокращения объемов выпуска, согласно анализу специалистов EIU, темп роста в отрасли по сравнению с 2008 годом резко сократился. Во многом это объяснялось снижением спроса на нефть, которое произошло в 2008 году в первый раз после начала 1980-х годов (на 0,3%)

Кризис привел к тому, что Казахстан закончил 2009 год с ростом реального ВВП на 1,2%. Этот темп роста явился самым медленным с 1998 года. Размер дефицита государственного бюджета к январю 2010 года расширился до 2,9 млрд тенге ($20 млн), тогда как в январе 2009 года размер профицита составлял 77,3 млрд тенге. Большую роль в этом сыграло увеличение расходов на социальные нужды, рост которых составил 21,9%. Объем этих расходов достиг в январе 2010 года 75,5 млрд тенге. Это произошло на фоне резкого сокращения налоговых сборов (на 21%), упавших до уровня 2,2 трлн тенге (около $15 млрд).

 

 

2010 год: Курс на форсированное развитие

Несмотря на продолжающийся экономический кризис, 2010 год начался для Казахстана с приятных новостей – 1 января наша страна, первая из всех постсоветских республик, получила председательство в Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе.

Кроме того, 1 января также ознаменовалось другим историческим событием – начался первый этап работы Таможенного союза с участием Казахстана, России и Беларуси. Таможенный союз, как известно, впоследствии трансформировался в Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭс), упраздненное, в свою очередь, в связи с созданием Евразийского экономического союза.

Работа по созданию Таможенного союза началась еще в 1995 году, когда главы государств Казахстана, России и Беларуси подписали первый договор о создании Таможенного союза. В октябре 2007 года в Душанбе эти три государства подписали Договор о создании единой таможенной территории и формировании Таможенного союза.

Два года спустя, в 2009 году, основу Таможенного союза составили около 40 международных договоров, а в конце ноября в Минске президенты Дмитрий Медведев, Александр Лукашенко и Нурсултан Назарбаев договорились о создании на территории трех государств единого таможенного пространства. С 1 января 2010 года между тремя участниками вступил в силу единый таможенный тариф. Окончательно Таможенный союз с участием данных государств стал действовать с 1 июля 2010 года.

По расчетам этих трех стран, создание Таможенного союза должно было позволить Казахстану, Беларуси и России достичь темпов роста экономики на уровне 15% и существенно улучшить внутреннее экономическое положение каждой из этих постсоветских республик.

Тем временем на повестке дня правительств всех этих государств остро в то время стоял вопрос по выходу из экономического кризиса и продолжению долгосрочных структурных реформ. В частности, это было приоритетным вопросом для Казахстана, поставившего амбициозную задачу вхождения в 50 наиболее конкурентоспособных стран мира.

В 2009 году наша страна привлекла масштабные внешние ресурсы: в апреле Казахстан получил кредит со стороны Китая в размере $10 млрд, а в июне 2009 года наше правительство привлекло свыше $2 млрд со стороны Всемирного банка. В октябре 2009 года премьер-министр Карим Масимов также сообщил, что Казахстан пойдет на масштабные совместные проекты с партнерами из Китая, Южной Кореи и России, которые позволят стране привлечь капитал и не останавливать усилия по диверсификации экономики.

Такая перспектива была очень актуальна для Казахстана в то время, поскольку в марте 2010 года Парламент страны одобрил закон, ограничивающий максимальный размер трансфертов из Национального нефтяного фонда до $8 млрд в год.

Тем временем внешняя конъюнктура стала способствовать улучшению ситуации на мировых рынках и в экономике Казахстана. Положительный импульс получил свое начальное развитие во второй половине 2009 года, когда мировые потребители нефти и других видов сырья стали проявлять более повышенный интерес к этим товарам. Обнадеживающим знаком для Казахстана стало постепенное восстановление промышленного производства, показавшего по итогам 2009 года темп роста в 1,8%. В основном это было связано с увеличением добычи нефти и газа, а также рекордным урожаем зерновых, собранных в объеме 23 млн тонн. Остальные же отрасли, к сожалению, не показали признаков восстановления, причиной чего явился слабый внутренний спрос.

Низкий уровень внутреннего потребления также явился причиной резкого снижения инфляции (7,3% в 2009 году по сравнению с 17,1% в 2008 году). Спад в темпе инфляции также был следствием низких цен на сырье в начале года и эффекта девальвации тенге в феврале 2009 года, истощившей покупательскую способность населения.

Во второй половине 2009 года курс тенге стал постепенно укрепляться, что было связано с улучшением ситуации на внешних рынках и ростом цен на сырье. Это привело к увеличению золотовалютных резервов НБ РК, выросших с низкого значения в $16,2 млрд (в январе 2009 года) до $20,7 млрд (в декабре 2009 года). Другим фактором в пользу укрепления тенге стал, по выражению EIU, прогресс с реструктуризацией долгов коммерческих банков, переживших дефолт по внешним обязательствам, а также продолжающийся приток иностранных инвестиций, в основном в нефтегазовый сектор.

По официальным данным за тот период, несмотря на кризис, Казахстан сумел удержать лидерство среди постсоветских стран по привлечению прямых иностранных инвестиций. Как показывают данные того периода, Национальный банк Казахстана под руководством Григория Марченко активно вмешивался в операции на валютном рынке, скупая иностранную валюту в целях предотвращения «излишнего» укрепления тенге. Согласно заявлению со стороны Марченко, в этих целях Нацбанк, с ноября 2009 года по февраль 2010 года, купил более $7,5 млрд. Это привело к тому, что за этот период золотовалютные резервы Нацбанка выросли с $23,2 млрд до $27,6 млрд.

На фоне улучшения внешней конъюнктуры, в 2010 году Казахстан приступил к реализации Государственной программы по форсированному индустриально-инновационному развитию страны на 2010-2014 годы, одобренной президентом страны в 2009 году. Программой были поставлены амбициозные целевые индикаторы, такие как: увеличение ВВП в реальном выражении в 2014 году на уровне не менее чем на 38,4% к 2008 году, валовой добавленной стоимости несырьевого сектора в реальном выражении в 2015 году – на уровне не менее 39,5% к 2008 году, доли обрабатывающей промышленности в реальном выражении в 2015 году – на уровне 43,6% к уровню 2008 года и ряд других целей.

Несмотря на положительные сдвиги в запуске программы, ее первоначальные результаты неоднократно подвергались критике со стороны первого президента Нурсултана Назарбаева. В частности, в ходе телемоста, посвященного Дню индустриализации в декабре 2016 года, он высказал недовольство по поводу низкой загруженности мощностей инициированных проектов (к примеру, из 225 проектов, запущенных в 2010 году, половина была загружена на 60%).

«У инвесторов и акимов не должно быть упрощенного понимания индустриализации», – подчеркнул тогда Нурсултан Назарбаев.
«Для некоторых бывает, к сожалению, (цель) прежде всего красиво отчитаться, нажать на кнопку, ленточку разрезать, а потом забыли, и поэтому эти предприятия не выходят на мощность. Если так, то деньги мы затормаживаем, они не дают отдачу», – приводят слова Назарбаева архивные источники тех времен.

В краткосрочном плане Казахстан закончил 2010 год с ростом ВВП на 7% в реальном выражении (после резкого замедления в 2009 году – до 1,2%). Основным двигателем роста стало расширение на 9,6% (рассчитанное по методу добавленной стоимости, а не по валовому выпуску) промышленного производства, в основном за счет добывающих отраслей, быстро отреагировавших на улучшение конъюнктуры. Печальную же картину продемонстрировала сфера сельского хозяйства, снизившая выпуск на 11,6%. Отрасль строительства, пережившая настоящий бум до финансового кризиса, показала прирост лишь в 1%.

 

Асель АЛИШЕВА

Международное информационное агентство «DKNews» зарегистрировано в Министерстве культуры и информации Республики Казахстан. Свидетельство о постановке на учет № 10484-АА выдано 20 января 2010 года.

Приложение DKNews для Android Приложение DKNews для iPhone
МИА «DKNews» © 2006 -