Об особенностях казахской оперы рассказала Зарина Алтынбаева

273141
Фото: предоставлено спикером

Мы поговорили с оперной певицей о переезде в Италию, о том, как пандемия отразилась на творческих людях и не только, передает Деловой Казахстан.

- Зарина, в 2019 году вышла новость, что вам предложили контракт с итальянским оперным театром, можете рассказать подробнее? Планируете ли вы переезжать в Италию?

- В 2019 году я стала лауреатом международного фестиваля Montecatini Opera Competition, и мне предложили контракт с оперным театром в городе Парма. Однако пандемия внесла свои коррективы: проект, как и многие другие, отменился. Уже позже, мне все-таки удалось попасть в Италию, в связи с участием в проекте Le Stagioni Della Musica. Результатом стал прекрасный клип.

- В чем сходство и различие нашей оперной школы и европейской?

- Профессиональное оперное искусство начало развиваться в Казахстане при СССР, когда была открыта Алматинская консерватория в 1944 году. Конечно же, опера в Италии зародилась, и наша вокальная школа много оттуда взяла. Это база, основа. Другой вопрос, что казахский язык имеет свои особенности, и касается это специфических букв, которые находятся достаточно глубоко.

То есть, арии казахских опер в каком-то смысле даже сложнее петь, нежели партии известных европейских произведений.

Однако если копнуть глубже и обратиться к фольклору, то можно найти и сходства между школами. Это проявляется в мелодичности и певучести нашей музыки, присутствии легато и больших фраз. Если говорить о музыке братских народов – узбекской, турецкой, то там это больше прослеживается в мелизматике. Опера своими истоками уходит в народную музыку, как ни крути, и она много сохранила и взяла оттуда. Возвращаясь же в наши дни, хочется отметить, что оперному певцу нужно уметь петь все. И Жубанову с Хамиди, и Верди, Пуччини, Бизе и др.

- Как вы думаете, вернулись ли мы уже в прежнюю жизнь, которая была до карантина?

- Творческие работники очень сильно почувствовали влияние пандемии, так как гастроли и все, что связано с нашей деятельностью было приостановлено. У меня должен был состояться сольный концерт в Токио, но там выдвигались такие сложные условия из-за ситуации с коронавирусом (две недели карантина), что пришлось отказаться. Границы открываются, и мы начинаем потихоньку гастролировать, чему, несомненно, рады.

- Недавно ваши фолловеры в инстаграм видели, что вы были на встрече с маэстро Маратом Бисенгалиевым? О чем говорили, если не секрет?

- Действительно, пока Марат Саметович был здесь, мы встретились, и он предложил мне принять участие в одном совместном проекте. Раскрывать карты пока не могу, скажу лишь, что процесс работы уже начат и, если все сложится, то уже в начале декабря поделюсь подробностями у себя в инстаграм.

- Какую роль музыкальные конкурсы играют в выявление талантов?

- Буквально на днях у нас завершился детский музыкальный конкурс Prima Nota Fest, проект, которому я отдаю много времени и сил. Дети со всей страны собрались в Алматы, чтобы показать себя с самой лучшей стороны, выйти победителем в сложном соревновании. Почему я говорю «сложном»: во-первых, не использовались никакие усилители в виде микрофонов и другой техники. Во-вторых - более серьезные требования к программе, в сравнении с первым конкурсом.

Кроме того, отбором финалистов занималось серьезное международное жюри: виолончелист Денис Шаповалов, пианистка и руководитель оперного фестиваля Montecatini Opera Music Festival Мария Джулия Граццини, скрипач Еркебулан Сапарбаев, оперный певец Талгат Мусабаев, пианистка Гульнара Курамбаева.

Я сама принимала участие в различных международных конкурсах, и знаю, что это такое. Ты идешь на пределе своих возможностей и стараешься выполнить все поставленные перед тобой задачи. Несомненно, это интенсивная работа, своего рода спорт. Тем не менее, я всем советую принимать участие в конкурсах. Даже если не получится завоевать звание лауреата, это не значит, что ваша карьера в музыке не сложится, точно так же, как и первое призовое место этого не гарантирует.

Зато после конкурса всегда наблюдается резкий скачок вверх. И это бесспорно. Важно подчеркнуть, что с победителями нашего конкурса мы поддерживаем связь, наблюдаем за тем, как развивается их путь в музыке, стараемся помочь всем, чем возможно. В этом году мы отправляем обладателя гран-при на международный фестиваль в Италию, чтобы ребенок увидел собственными глазами других музыкантов, профессионалов, вдохновился и продолжал движение вперед. Собственно, для этого и задумывался Prima Nota Fest.

Ляззат Кусаинова

Международное информационное агентство «DKnews.kz» зарегистрировано в Министерстве культуры и информации Республики Казахстан. Свидетельство о постановке на учет № 10484-АА выдано 20 января 2010 года.

Тема
Обновление
МИА «DKnews.kz» © 2006 -