Нужны ли онлайн-сервисы такси, и как остановить цены?

22552

В Сети озвучивается мнение, что в росте цен на услуги такси виноваты онлайн-сервисы по заказу этого вида транспорта.

Более того, председатель ассоциации такси Казахстана Медет Курманов в СМИ предлагает передать государственную функцию по организации перевозок такси в конкурентную среду, и отмечает, что необходимо создать в стране единую саморегулируемую организацию (СРО) в сфере такси.

О том, насколько эффективны такие меры, и как по-другому можно упорядочить рынок такси, корреспонденту Делового Казахстана рассказал заместитель председателя правления Союза независимого автобизнеса Казахстана Шынгыс Темир.

- Сегодня некоторые эксперты говорят, что до 90% рынка такси находится в тени, так как нет госрегулирования. Так ли это? Нужно ли принимать специальные законы в отношении онлайн-сервисов заказа такси? 

- Вопрос достаточно сложный. Действительно, какая доля рынка в тени находится, точно сказать сложно, но она достаточно велика, я думаю. Для того, чтобы регулировать эту деятельность, наверное, было бы правильно организовать саморегулирование. То есть, собрать всех участников рынка на одной площадке, включить их в одну организацию, которая уже на своем уровне могла бы предлагать взаимовыгодные, приемлемые для всех участников рынка решения по регулированию их деятельности. Когда это идет напрямую от государства, понятно, что оно учитывает в основном свои интересы и потребности частного бизнеса, будь это таксопарки или агрегаторы вроде Uber, DiDi, Яндекса, InDriver, могут выпасть из общего решения. Мы считаем, что определенное госрегулирование нужно, но естественно, оно должно быть разумным. 

- Что, по-вашему, безопаснее: ловить такси с руки или заказать через онлайн-сервис?

- На мой взгляд, безопаснее заказывать такси через агрегатор (онлайн-сервис). Работа через онлайн-агрегаторы безопаснее как для пассажира, так и для водителя. Во-первых, данные водителя и его автомобиля есть в базе онлайн-сервиса, информация о геолокации, перемещении, также отражается в базе и хранится там. Даже если у водителя имеются определенные намерения по совершению некоторых противоправных действий, его в итоге будет проще найти и задержать. Если ловить попутку, то совершенно не известно, какой водитель попадется, и нередки случаи, когда именно водители попуток совершают правонарушения, потому что за ними меньше контроля. Знаю, что в стоимость поездки на Яндекс. Такси входит страховка от определенных несчастных случаев, это нельзя не учитывать, поэтому многие водители и пассажиры выбирают именно этот сервис.

- Нужно ли ввести ответственность агрегаторов такси перед пассажирами и водителями? Не повлечет ли это уход таксистов из Яндекса и Убера в тень?

- Я думаю, что в тень никто не уйдет из Яндекса или Убера. Таксисты, которые занимаются извозом в сотрудничестве с агрегаторами, довольно неплохо зарабатывают при интенсивной работе и умелым управлении своим транспортным средством. И думаю, что они сами заинтересованы в том, чтобы потребитель их услуг – пассажир, имел определенные гарантии, когда он пользуется их услугами, в том числе через агрегатор.

Определенный уровень ответственности у агрегаторов такси уже имеется, это прописано в пользовательских соглашениях и договорах публичной оферты. Насколько сильно нужно ужесточать ответственность? Мы видим, что в некоторых странах блокируют агрегаторов такси, потому что они нарушают складывавшийся на протяжении десятилетий и столетий рынок частного извоза. Но мы на то и живем в XXI веке, чтобы внедрять достижения технического, технологического прогресса во все сферы нашей жизни. 20 лет назад у людей не было таких удобных смартфонов, как сегодня, логично, что люди заказывают выполнение определенных услуг через смартфон, соответствующие приложения и биржи. Агрегаторы такси по сути являются одним из ответвлений такого направления деятельности. Я считаю, что определенная ответственность должна быть, но для ее внедрения нужно вначале посмотреть, какая ответственность сейчас уже предусмотрена, и хватает ли ее. Также необходимо изучить статистику правонарушений, связанных с работой такси, и  понять, становятся ли их причиной онлайн-сервисы заказа такси.

- Нужна ли новая саморегулирующаяся организация в сфере перевозок такси? 

- Правильнее было бы об этом спросить у самих участников рынка. Те, кто сейчас оказались в ситуации, что им поступает меньше заказов, они, наверное, будут за то, чтобы сильнее зарегулировать ту часть рынка, которая сейчас на подъеме, в том числе онлайн-сервисы, меняющие рынок. Но опять же, регулирование должно быть разумным. Может быть, вначале можно сделать саморегулирование необязательным, чтобы на практике посмотреть, какие это будет приносить результаты, и после этого вводить уже обязательное. Это вопрос сейчас стоит на повестке.

Альберт Ахметов

Телеграм-канал «Нефть и Газ Казахстана. Факты и комментарии». Ежедневные новости с краткими комментариями. Бесплатная подписка.

Международное информационное агентство «DKNews» зарегистрировано в Министерстве культуры и информации Республики Казахстан. Свидетельство о постановке на учет № 10484-АА выдано 20 января 2010 года.

Тема
Обновление
МИА «DKNews» © 2006 -