Есть мнение: Тот, кто доит пустое вымя, рискует получить копытом в лоб

21933
Фото: Квентин Массейс, «Сборщики податей», ок. 1500 г.

О налоговых службах в мире сложено очень много анекдотов. Мой самый любимый такой. «Рабинович, какая отрасль у нас в стране самая прибыльная?». «Ну, таки эта… Налогодобывающая!».

А вот еще одно классическое описание фискалов. «Раз в месяц синьор Помидор обходил деревенские дома и заставлял крестьян глубоко дышать в его присутствии. По очереди он измерял у них объем груди после вдоха и выдоха, затем производил подсчет и устанавливал, какая сумма налогов причитается с каждого потребителя воздуха». Это, как вы догадались, отрывок из сказки «Приключения Чиполлино» Джанни Родари.

И еще вы догадались, что я веду все дело к принятому в РК закону о налогообложении онлайн-переводов. Означает ли это возврат к черному налу или наоборот – путь к светлому капиталистическому будущему? Давайте поразмышляем.

По мнению одной части экспертов, новый закон – образец гуманности и человеколюбия. Это послужит увеличению бюджета за счет «отбеливания» нашей экономики. Это даст потребителям дополнительные бонусы в виде кэшбеков. Это обеспечит возможность возврата некачественного товара. Это, наконец, облегчит фискализацию для МСБ.

Другая часть экспертного сообщества полагает, что введение налогов на мобильные переводы вынудит предпринимателей поднять цены. Кроме этого, пандемия – не лучшее время для увеличения налогового бремени на людей.

Простые же граждане (не эксперты) выражаются так: 

«Честное поведение должно стать выгодным. А риски и будущие издержки при нечестном поведении должны стать барьером. Но в этом вопросе требуются общественный консенсус, здравый смысл, поведенческая наука, терпение и государственное мышление. Есть это у нас?».
«Налог скорее ляжет в пользу повышения цены, ведь вряд ли кто-то захочет потерять прибыль».
«Я веду онлайн-уроки. Один урок стоит 5000 тг. Теперь, с новым законом, я должна буду отдать налог. То есть, я получу меньше 5000. Следовательно, я поднимаю цену за урок. 5500. На 10%».   
«А почему не ввели еще налог на роскошь? Чтобы не только мы, голож…пые ИПшники, платили налоги, но и наши небожители раскошелились в гос.казну?».

Мое же мнение такое. Можно было бы и оставить в покое все эти мобильные платежи между физлицами. Этот микроскопический, с позволения сказать, бизнес. Не такой уж большой это сектор экономики в денежном выражении. Вместо тотального контроля Минфин РК мог бы сосредоточиться на выявлении адресных мошенников. И не бабушек, торгующих домашними вареньями, и не торговцев на базаре, которые часто имеют всего 5-10% маржи. А на тех, кто ворует миллионами и выводит деньги в оффшоры.

Тем более что все средства у этого ведомства есть. Знаете, сколько человек трудится сегодня в Министерстве финансов РК? На долю Минфина приходится 20% всех госслужащих Казахстана. То есть 17,7 тыс. сотрудников! Это налоговики, таможенники, борцы с экономическими преступлениями, государственные аудиторы, сотрудники финансовой разведки, госимущества и казначейств (данные Агентства по делам государственной службы и противодействию коррупции за 2019 г.). По одному фин.сотруднику на 1000 обычных граждан!

Впрочем, это все лирика, ведь закон уже принят. И вот вчера я прошелся по базару и увидел у многих продавцов табличку с надписью «Переводы не принимаем! Только наличные!». Какое-то «Вперед в прошлое» получается…

Между тем у Казахстана прямо под боком есть поразительно успешный сосед, который давно решил проблему с налогами для малого и микробизнеса. Это Китай.

Например, в Гуанчжоу (по ситуации на 2021 год) в случае, если валовый доход предприятия с малым оборотом в отчетном квартале составил меньше 300 000 юаней КНР (20 520 000 тенге), то такое предприятие не платит НДС, сбор на образование и сбор на строительство городов (Ставка сбора на образование – 5% от суммы начисленного в отчетном периоде НДС.

Сбор на строительство городов – 7% от суммы начисленного в отчетном периоде НДС, – прим. авт.).

В Грузии небольшие фирмы и ИП, у которых выручка за год не превышает 500 000 лари (около 70 595 000 тенге), платят всего 1% налога с валового оборота. При этом грузинская налоговая система – одна из лучших в мире, это подтверждает рейтинг Paying Taxes 2020, где страна занимает 14-ю позицию среди 190 государств.

То есть, можно оставить в покое мелких бизнесменов и дать им дышать спокойно, как думаете?

Вообще же, философский вопрос о свободе людей и налогах давно пытаются решить лучшие умы человечества. Так, американский историк Чарльз Адамс в конце 19 века писал: «Налоги – не долги, хотя мы часто и употребляем выражение «налоговая задолженность». Налогоплательщик должен государству только потому, что оно так приказало. Суть налогов, следовательно, в отъеме государством денег или собственности без уплаты за такой отъем».

Уинстон Черчилль размышлял о британском устройстве 17 века: «Король не может править своим народом по законам иным, чем те, на которые согласен народ, и, следовательно, не может облагать народ налогами без его согласия. Является ли налогообложение по согласию неотъемлемым правом, присущим каждому англичанину от рождения, или привилегией, которую можно отнять?».

А Советская энциклопедия прямо утверждала: «В капиталистических странах полученные от налогов средства идут на содержание буржуазного госаппарата, на личное обогащение помещиков и капиталистов и другие паразитические цели».

Какое мнение вам ближе?

Андрей ЗУБОВ

Телеграм-канал «Нефть и Газ Казахстана. Факты и комментарии». Ежедневные новости с краткими комментариями. Бесплатная подписка.

Международное информационное агентство «DKNews» зарегистрировано в Министерстве культуры и информации Республики Казахстан. Свидетельство о постановке на учет № 10484-АА выдано 20 января 2010 года.

Тема
Обновление
МИА «DKNews» © 2006 -