Куляш Байсеитова – первая оперная певица-казашка

40956

Выдающаяся казахская певица Куляш Байсеитова – личность поистине легендарная в Казахстане. Она прожила короткую жизнь – всего 45 лет, но жизнь эта была яркая, озаренная всеобщей народной любовью. Признание народом таланта и искусства Куляш Байсеитовой как бы «узаконивало» то новое, что появилось в музыкальной культуре в ХХ веке.  Новые европейские жанры и формы – хоровое искусство, симфонический оркестр, наконец, опера, входили в жизнь кочевой степи не только с помощью композиторов и музыкантов из России, но и талантливых национальных исполнителей. И, пожалуй, негласным, но обязательным требованием к их исполнительскому искусству было создание того единственно возможного творческого синтеза, который мог быть воспринят музыкальным сознанием народа.

Куляш Байсеитова родилась в г. Верном (ныне Алматы) в 1912 г. в семье Жасына и Зибажан Беисовых, которую назвали Гульбахрам. Родители обычно ее ласкательно называли именем Куляш, которое так и сохранилось за нею навсегда. До 1925 г. Куляш воспитывалась и училась, находясь в детском доме. После продолжала свое образование в течение двух лет в опытной показательной школе. Она увлекалась театральной самодеятельностью в школе. У нею была мечта посвятить себя искусству. Куляш поступила в Казахский педагогический институт, но вынуждена была оставить учебу, чтобы принять на себя заботу о матери и младшей сестре Райхан

КП 9754/7 / Фото семейное / Фотобумага, ч/б изображение / Разм. 16 х 22 см. В сохр. / Семья Куляш Байсеитовой. Справа на лево: отец  -  Жасын Беисов, К. Байсеитова, ее дочь Раушан, мать – Зибажан, муж – Канабек Байсеитов

В 1933 г. работая в театре оперы и балета Куляш, училась сольному пению у певицы Д. Дианти, которая обучалась пению в Италии. После отъезда Д.Дианти из Алма-Аты Куляш продолжала заниматься вокальным мастерством у педагога В.А. Смысловской .Успех к певице пришел с первой же постановки музыкальной комедии «Айман-Шолпан» в 1933 году в Государственной музыкальной студии, где она выступила в роли главной героини. Республика узнала новое имя - Куляш, и народ, опережая официальное признание, дает ей свое «звание» - казахский соловей. А вскоре певица получает и свое первое почетное звание заслуженной артистки КазССР (1934). Поистине историческим событием казахской музыкальной культуры стала постановка первой казахской оперы «Кыз Жибек» Е.Г. Брусиловского. В то время в программках указывали, что это – народная музыка в обработке Е. Брусиловского. Народную музыку первой казахской опере (в нее вошло более 50 народных песен и кюев) подбирали ее первые исполнители. И среди них - Куляш

КП 10193/3 – народная артистка СССР Куляш Байсеитова беседует со школьниками, слушавшими оперу «Кыз Жибек» во время антракта. 3 января 1939 г. г. Алма-Ата

После Декады казахского искусства в Москве в 1936 г., в Алма-Ате в летнем театре демонстрировался звуковой журнал «Советское искусство», посвященный Декаде, где была показана опера Кыз-Жибек. Благодаря именно этому образу непревзойденной Кыз-Жибек Куляш покорила Москву в дни Декады казахского искусства.

Талант Куляш Байсеитовой был многогранен. Она была блистательной исполнительницей музыкально-драматических спектаклей, первой казахской профессиональной оперной и первой концертной певицей республики. Но главным в ее творчестве осталась опера. Она была не столько исполнительницей главных партий, сколько творцом оперных спектаклей, особенно национальных. Память народная до сих пор хранит незабываемые образы Кыз Жибек, Хадиши, Акжунус, Ажар, Сары, созданные Куляш. Через Куляш казахский народ впервые познакомился и с классическими оперными героинями, принял и полюбил их. «Создаю ли я роль гордой Кыз Жибек или коварной обольстительницы Акжунус, - говорила певица, - благородной Хадиши или Маро в грузинской опере «Даиси» или трагической Баттерфляй в «Чио-Чио-сане», или гордой Татьяны («Евгений Онегин») я пою о человеке!». Знаменитая оперная певица В.В. Барсова так отзывалась о Куляш Байсеитовой: …изумительный облик этой певицы произвел на меня потрясающее впечатление… Я не могла бы назвать певицу, с которой можно было бы ее сравнить, – до такой степени индивидуален и своеобразен высокий, легкий и прозрачный голос казахской певицы… Куляш Байсеитова – подлинная гордость не только казахского, но и только нашего советского искусства.

ФКП 4234 – сцена из грузинской оперы З. Павлиашвили «Даиси» в роли Маро

Певица много гастролировала, выступала на самых престижных подмостках страны. В ее концертном репертуаре большое место занимали народные песни – казахские и народов мира. Эти выступления Куляш познакомили мир с богатейшим музыкальным искусством Казахстана.

В Центральном государственном музее РК имеется мемориальный комплекс Куляш Байсеитовой – народной артистки СССР, который состоит из 46 ед. хранения. Коллекция состоит из фотодокументальных, вещевых и письменных источников.  Каждый из вышеназванных источников является подлинником, который несет достоверную информацию о жизни и творчестве знаменитой певицы. Это фотодокументы из 38 ед. хранения. Они делятся на портретные – 5 ед. хранения, видовые (сценические) – 13 ед. хр., групповые – 13 ед. хранения. Фотодокументы данной коллекции хронологически охватывают период с 1926 г. (КП 26779/3) по 1954 г. (КП 26779/4). Имеются фотографии, фиксирующие дружеские отношения с видными деятелями искусства Казахстана – Джамбулом (КП 10193/4, ФКП 4509), Диной Нурпеисовой (КП 10193/4, ФКП 12061/4).

КП 10193/4 – на снимке: Джамбул Джабаев, народная артистка СССР Куляш Байсеитова, У. Турдукулова и заслуженный деятель искусства КазССР Дина Нурпеисова

В фонде музея имеются также вещевые экспонаты: домбра принадлежавшая артистке К. Байсеитовой [2].

КП 9752/1

На деке, внизу справа закреплена металлическая пластина с выгравированной надписью: «Куляш Байсеитовой. Правление ССКК. 1954 г.».

Также в фонде ЦГМ РК имеются сценические платья народной артистки Куляш Байсеитовой, к примеру:

КП 9752/2

Платье сшито из черного гипюра с золотистой нитью, с короткими рукавами. Покрой расклешенный, отрезной по талии, воротник V-образной формы. Платье концертное, принадлежало Народной артистке КазССР Куляш Байсеитовой. Приобретено в результате закупа в 1960 г., за 500 рублей.

Следующее сценическому платье из светло-голубого крепдешина. Лиф на кокетке, отрезной по талии. Рукава одношовные, втаченные в пройму.

КП 9752/6

Рукава широкие, по окату заложены складки, сильно расширяющиеся к низу, оканчиваются тремя рядами оборок. По линии талии, на передней полочке, заложено шесть вытачек. К срезу лифа притачана заложенная в мелкую складку широкая юбка. Подол широкий, с четырьмя рядами оборок (14,13,13,12 см). Воротник-стойка отделан мелкими складками.  ЦГМ РК приобретено в результате закупа  в 1960 г., у матери  К. Байсеитовой – З. Беисовой за 500 рублей.

Правительство высоко оценило заслуги Куляш Байсеитовой. Она дважды лауреат Государственной премии СССР (1948-1949 гг.), неоднократно избиралась депутатом Верховного Совета КазССР, была членом комитета по присуждению Госпремий, являлась организатором и бессменным руководителем Казахского театрального общества, участвовала в работе II Всемирного Конгресса сторонников мира.

6 июня 1957 г. скоропостижно скончалась. Она умерла в Москве. Куляш Байсеитову похоронили 9 июня 1957 г. на городском кладбище г. Алма-Аты.

Казахстанцы чтили и чтят память о великой певице: в области театрального искусства и киноискусства была учреждена государственная премия Куляш Байсеитовой. Первым лауреатом государственной премии имени «Куляш Байсеитовой» стал композитор Евгений Брусиловский.

А.К. Кистаубаева, руководитель отдела по изучению истории Казахстана ЦГМ РК

Телеграм-канал «Нефть и Газ Казахстана. Факты и комментарии». Ежедневные новости с краткими комментариями. Бесплатная подписка.

Международное информационное агентство «DKNews» зарегистрировано в Министерстве культуры и информации Республики Казахстан. Свидетельство о постановке на учет № 10484-АА выдано 20 января 2010 года.

Тема
Обновление
МИА «DKNews» © 2006 -