Настройки
Язык
Тема
Обновление

Интеграция в финансовый мир

29003

В Казахстане планируется внести поправки в законодательство, которые позволят уровнять в правах обычных граждан страны и людей с ограниченными возможностями. Уже сегодня рабочая группа при Агентстве РК по регулированию и развитию финансового рынка (АРРФР) приступила к созданию стандартов, которые позволят изменить финансовую жизнь инвалидов.

Рабочей группой при АРРФР в прошлом году были разработаны и направлены в финансовые организации страны методические рекомендации по физической и информационной доступности для лиц с инвалидностью. К документам прислушались не все финансовые организации, посчитав их лишь рекомендациями.

 

…Через суды?

«Допустим, наши банкоматы оборудованы козырьками и очень узкое пространство, которое не позволяет людям на коляске даже приблизиться к банкомату. Только у Сбербанка банкоматы позволяют обслуживать людей с ограниченными возможностями. Из банковских приложений только у Kaspi.kz приложение рассчитано на слабовидящих. В итоге люди с ограниченными возможностями подали три иска в суд, и только тогда банки начали что-то менять в отделениях», – говорит Гульмира Бурашева, юрист комиссии по правам людей с инвалидностью им. Кайрата Иманалиева.

Важнейшим актом в области нормативно-правового обеспечения социальной интеграции инвалидов, их включения во все сферы жизни общества, в том числе в финансово-экономическую, явилась ратификация в 2015 году Казахстаном Конвенции ООН о правах инвалидов. Став участником этой Конвенции, наша страна взяла на себя весь комплекс обязательств.

«Здесь подробно все расписано, что такое реабилитация людей с инвалидностью, доступность финансовых услуг, дискриминация инвалидов», –подчеркнула юрист.

Физические барьеры обусловлены отсутствием пандусов, специальных строений и других материально-технических возможностей. Коммуникационные барьеры связаны с неразвитостью специализированного информационного формата общения с людьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.    

«Барьеры в поведении имеют место ввиду наличия негативных общественных стереотипов. Например, я инвалид-колясочник хотел оплатить счет за обучение своей дочери, но сотрудники отделения банка мне отказали. Я сообщил об этом в колл-центр организации, спустя несколько месяцев подал в суд и только потом со мной связались сотрудники банка», – рассказывает Богдан Джепка.

Кстати, суд он выиграл и финансовую организацию обязали устранить все барьеры. «Судья принял нашу сторону, и это очень радует», – подчеркивает собеседник.

 

Инклюзия = антибедность

Теперь принято решение разработать на государственном уровне стандарты по физической доступности отделений и улучшению интерфейсов сайтов и мобильных приложений.

«В Казахстане достаточно высокий уровень проникновения финансовых услуг. Однако средние цифры не отражают проблем, с которыми сталкиваются люди с ограниченными возможностями. Поэтому на современном этапе один из стратегических векторов развития казахстанского финансового рынка направлен на повышение физической доступности финансовых услуг такой категории людей. Изначально мы провели опрос, изучив их потребности. Теперь мы будем системно трансформировать их требования к финансовому рынку. Модификация множества процессов займет какое-то время», – объясняет Айгуль Канатбаева, заместитель директора Департамента защиты прав потребителей финансовых услуг АРРФР.

Понятие инклюзия подразумевает вовлеченность людей с ограниченными возможностями в обычную жизнь. Рабочая группа при АРРФР формирует стандарты для банков по безбарьерной среде в офисах финансовых организаций, требования к банкоматам, онлайн-сервисам и приложениям с учетом потребностей людей с ограничениями слуха и зрения. Эта работа обеспечит безбарьерный доступ к привычным здоровому человеку социальным благам и услугам.

«Стандарты разрабатываются по нескольким направлениям: развитие удаленных каналов предоставления финансовых услуг для людей с ограниченными возможностями, доступность информационных ресурсов финансовых организаций; доступность банкоматов и терминалов, доступность отделений и повышение квалификации персонала фронт-офисов и отделений финансовых организаций», – поясняет Айгуль Канатбаева.

Около миллиона казахстанцев сегодня имеют ту или иную форму инвалидности, и у каждого из них есть свои специальные потребности.

«Чем выше уровень развития инклюзивной культуры, тем больше возможностей она дает каждому из нас, независимо от особенностей здоровья. К сожалению, в Казахстане работа по созданию доступной среды пока основана на личной вовлеченности отдельных руководителей бизнеса и не носит системного характера. При этом обслуживание людей с особыми потребностями по своей философии ничем не отличается от обслуживания любых других клиентов: задача состоит в том, чтобы предоставить им максимально удобный и комфортный сервис. И поэтому инклюзивность – это не только социальная, но и вполне рыночная задача: успешно решая ее, банки получат новых лояльных клиентов. Среди нас тоже есть успешные люди, и их немного только потому, что нас ограничивают», – уверен председатель комиссии по правам людей с инвалидностью им. Кайрата Иманалиева Вениамин Алаев.

Ожидается, что на основе разрабатываемых требований по физической доступности будут созданы новые стандарты на законодательном уровне. Документ, который разрабатывает сейчас АРРФР, касается физической доступности банков, но применим для всех учреждений государственного типа и также для частных объектов. Собеседник надеется, что это произойдет уже осенью.

«Финансовая инклюзия – это и банковские продукты, которые должны быть адаптированы для нашей категории граждан. Часто мы получаем отказ. Банки не видят информацию о нашем доходе, поэтому не могут кредитовать инвалидов. Вы знаете, что банки в основном судят о доходах потенциальных клиентов через отчисления в ЕНПФ. Инвалиды первой и второй групп не делают такие отчисления, поэтому скоринговые модели банков запрещают выдавать нам кредиты. У нас также есть проблемы со страхованием. Скажу на своем опыте: как только менеджеры страховых организаций понимают, что у меня ДЦП, они тут же отказывают в услуге. Это прямая дискриминация граждан с инвалидностью», –заключил Вениамин Алаев.

В мировой практике люди с инвалидностью, полностью зависимые от бюджетных дотаций и близких, через интеграцию в общество становятся активными и равнозначными потребителями, которые не нуждаются в максимальной поддержке государства, уверены общественники.

Ирина ЛЕДОВСКИХ

Международное информационное агентство «DKNews» зарегистрировано в Министерстве культуры и информации Республики Казахстан. Свидетельство о постановке на учет № 10484-АА выдано 20 января 2010 года.

Приложение DKNews для Android Приложение DKNews для iPhone
МИА «DKNews» © 2006 -