В этом году исполняется 110 лет со дня рождения Льва Николаевича Гумилева - советского историка, этнолога, антрополога, географа и философа, отца современного евразийства, автора теории пассионарности. Имя историка носит образованный в 1996 году Евразийский национальный университет имени Л. Н. Гумилева, где все студенты-первокурсники слушают обязательный курс «Евразийство: теория и практика». Труды Л.Н. Гумилева по сей день вызывают споры, дискуссии, но неизменно пользуются интересом огромной читательской аудитории.
Семь лет существует Евразийский экономический союз. Несколько десятков лет назад его создание предсказал и объяснил Лев Гумилев. Именно ему принадлежат идеи объединения народов Евразии и их особого пути.
Лев Гумилев родился в Санкт-Петербурге за несколько лет до кровавых событий октября 1917-го в семье известных поэтов Николая Гумилева и Анны Ахматовой. В 1921 году расстреляли отца, в 1933 году – арестовали сына-студента. Драму Гумилевых в «Реквиеме» запечатлела Ахматова. Несмотря на тяжелые испытания, Лев Николаевич углубился в изучение истории и держался в стороне от политики.
Анна Андреевна называла себя потомком последнего хана Золотой Орды Ахмата. Возможно, это обстоятельство в свое время вызвало интерес Льва Николаевича к великой степи и населяющим ее народам.
Молодой ученый провел в лагерях более 10 лет. В этих тяжелых обстоятельствах он стал доктором исторических наук и профессором Ленинградского государственного университета. Написал около 200 научных статей на разные темы, затронув и темы развития идей евразийства и этногенеза.
Самым важным открытием Гумилева была, конечно, теория пассионарности, согласно которой этносы или отдельные личности накапливают избыток некой «биохимической энергии» живого вещества, которая порождает жертвенность, часто - ради высоких целей («пассионарность» - от фр. passionner — «увлекать, возбуждать, разжигать страсть»).
Идеи Гумилева, которые мало кто воспринимал всерьез в XX веке, нашли свое признание в XXI-м. После попыток развивать особый социалистический путь, а затем и западничество, страны Евразии осознали, что друг без друга им довольно тяжело не только добиваться чего-то, но и существовать. Свободное движение товаров, услуг, капитала и рабочей силы, добрососедские отношения и развитие туризма между странами, серьезное увеличение ВВП и наращивание темпов экономики – вот лишь некоторые итоги создания Евразийского экономического союза. Сама жизнь дала подтверждения словам Льва Гумилева: славянам и тюркам комфортнее жить вместе.
Споры вокруг теорий Л.Н. Гумилева продолжаются по сей день. Кто-то возражает против использования идей Гумилева, кто-то требует неукоснительно следовать постулатам его учения. Часть правды есть в любых воззрениях, но, очевидно, что игнорировать Л. Гумилева нельзя, так же, как и не следует возводить его на пьедестал непогрешимости.
Султан Акимбеков, политолог и историк, директор Института азиатских исследований, автор книги «История степей. Феномен государства Чингисхана в истории Евразии», посвященной кочевникам Евразии и их взаимодействию, взаимовлиянию в отношениях с оседлыми соседями, пишет в книге о важных узловых моментах в истории Евразии. Он пытается объяснить причины их возникновения, понять внутреннюю логику и, возможно, предложить общий алгоритм. Султан Акимбеков рассматривает разные теории и предполагает, в частности: «может быть, правы Лев Гумилев и его последователи, которые считают, что существует некая естественная реакция природной среды, составной частью которой является человечество, и именно она в виде выплесков энергии определяет ход исторического процесса? Несомненно, что число предлагаемых версий весьма значительно, и это лучше существовавшей в период СССР прежней идеологической системы с доминированием одной единственной теории, под которую затем подгонялись истории народов Евразии».
Годы пребывания в лагерях не вытравили, а, скорее, укрепили веру Льва Николаевича в Бога. Он не только исповедовал православие, но в 1930-е годы собирался стать священником. При этом понимал, что христианство – это путь мученичества.
Лев Николаевич Гумилев вел жизнь православного христианина. Вместе с тем его религиозные взгляды были оригинальны и необычны для верующего. По сути, его религиозность оказалась подчинена научному мировоззрению. По мнению Гумилева, сатана есть воплощенное небытие. Ничто, которое Гумилев соотносит с физическим вакуумом. Но если сатана - небытие, тогда что же есть Бог? Создатель материального мира очень нравился жизнелюбивому Гумилеву: «Бог добр, а значит, мир, сотворенный им, благ». Поэтому все нормальные религии, с точки зрения Гумилева, должны благословлять мир, а все нормальные люди — любить мир, природу, биосферу. Мир прекрасен и устроен разумно, даже болезнь и смерть – не зло, а следствие естественного порядка вещей. Даже Большой взрыв трактуется Гумилевым как чудо творения: «Мир, созданный Богом, Им же и поддерживается, и развивается. К этому же выводу пришли современные физики-космологи, которые истолковали создание мира как “первоначальный взрыв”, то есть проявление надмирной Силы». Даже религию он сделал материалистической, что не так уж трудно, ведь Бог Гумилева – это творящее бытие.
Лев Гумилев, чьи яркие идеи признают противоречивыми и привлекательными, остается востребованным автором. Его книги издают до сих пор, и они успешно соперничают по популярности с современными бестселлерами на историческую тему. Возможно, объяснить такой успех книг Льва Гумилева можно не только актуальностью их содержания, но и ярким литературным языком. Историк Лев Николаевич стал таким же романтиком в науке, каким были его талантливые родители в поэзии.
Галина Галкина