Настройки
Язык
Тема
Обновление

Архитектурное наследие Алматы: Снести нельзя оставить

3585

Проблема сохранности архитектурного наследия в Алматы стоит очень остро. Несмотря на наставления президента о том, что властям города стоит бережнее относится к исторической застройке, проблема в целом остается.

Почти каждый год для того или иного исторического строения возникает опасность сноса или варварской реконструкции. Часть зданий удается спасти, часть – безвременно гибнет.

На этой неделе общественное объединение Archcod Алматы представил проект, где предлагается по-новому взглянуть на проблему сохранности архитектурного наследия. Это одновременно и выставка-инсталляция, которая проходит непосредственно в офисе организации и компьютерная игра, в которую может сыграть каждый желающий.

Выставка представляет историю создания компьютерной игры, а ее главный визуальный экспонат – алюминиевый забор, как символ сносов, реконструкций и перестроек.

По словам креативного продюсера проекта «Снести нельзя оставить» Анель Молдахметовой, проект посвящён сохранению архитектурного наследия и права на коллективную память, запечатлённую в архитектуре города.

Компьютерная игра так и называется - «Снести нельзя оставить». За основу взяты реальные истории сносов или попыток сноса известных строений Алматы.

"Это уникальный для Казахстана формат, созданный на реальных кейсах. Основная задача проекта – вовлечь широкую общественность в тему сохранения архитектурного наследия через формат визуальной новеллы" Анель Молдахметова, креативный продюсер проекта «Снести нельзя оставить»

В игре действует четыре персонажа: девелопер, аким, «архкот»(так мы называем участников нашей команды) и активист. Каждый человек может на себя примерить одну из ролей и поиграть за какого-то персонажа, тем самым попробовав самому выбрать решения, которые предлагаются персонажу. Каждому персонажу игры даны соответствующие его статусу полномочия. Понятно, что у активиста куда меньше возможностей, чем у акима. И тем не менее, они тоже есть. Кроме непосредственно прописанной сюжетной линии, игра содержит в себе инструкции для алматинцев о том, как правильно подать документы и защитить памятники архитектуры от сноса. К примеру, как написать эффективное обращение к городским властям или в соцсетях, как участвовать в бщественных слушаниях. А также: что нужно знать при подготовке митинга или одиночного пикета и как различать реальную новость об угрозе сноса здания от обычных городских сплетен.

"Всем персонажам дано право выбора. Он может как разрешить строительство, так и запретить. Как сохранить здание, так и снести. Собственно, поэтому игра и называется «Снести нельзя оставить» - выбор за игроком. В игру включены несколько кейсов недавнего времени о попытках сохранить архитектурное наследие города. Удачных и не очень дачных. Это реставрация студийного комплекса АСК-2 на Тимирязева-Желтоксан (в простонародье – здание с сосульками), здание старого аэропорта, о судьбе которого до сих пор идут дискуссии. Также есть сюжет о спасенной активистами «Аркода» остановке «Казмеханобр» на пересечении улиц Джандосова и Берегового и здании бывшего Госплана Казахской ССР, расположенных на пересечении улиц Желтоксан и Богенбай батыра. Последнее здание, несмотря на громкую кампанию протеста общественных активистов и неравнодушных горожан, отстоять не удалось. В 2016 году оно было снесено. Сегодня на этом месте возвышается торговый и деловой центр «Кайсар плаза». Понятно, что это далеко не полный список громких историй, связанных со сносом или варварской реконструкцией старинной застройки. Всем памятна история со зданием бывшего Верненского женского училища (в советское время – музыкальной школы имени Амре Кашаубаева), где сейчас находится предприятие быстрого обслуживания сети фастфуда. Или история со зданием Дома архитекторов, также снесенном несколько лет назад. И это речь только о сносах. Бывает много случаев, когда уполномоченные городские власти (если речь идет о памятниках архитектуры) долго не ремонтируют дома и доводят до аварийного состояния. Состояние многих домов дореволюционных времен сегодня печальное. Полноценной реставрацией здания той поры можно считать разве что реставрацию Вознесенского собора. Реставрацию, которая продолжалась три года, финансировали из средств Фонда строительства митрополии Православной церкви Казахстана. За три года в реставрационных работах приняли участие более 1 200 человек. Иногда текущий ремонт памятников архитектуры и старинных зданий проводят организации, расположенные в них. Но тут уже, как правило, речь о чистоплотности и порядочности самих хозяев здания или арендаторов. – Наша главная задача – приучить горожан к активности" Анель Молдахметова

"Но, продвигая игру через соцсети, мы хотим рассказать, что есть реальные механизмы по спасению архитектурных объектов. И среди них немало удачных. Для нас будет удачей, если хотя бы несколько тысяч человек скачает себе эту игру и повысит свою правовую грамотность. И будет уже не просто тихо грустить или только писать посты в соцсетях, но предпринимать конкретные действия по спасению архитектурного наследия Пока трудно сказать, какой фидбек хотят получить создатели игры и каким образом игра найдет своих пользователей. Тем не менее, Archcod ждет информации от неравнодушных горожан и для других кейсов, которые впоследствии могут войти в новую игру" Анель Молдахметова

Константин КОЗЛОВ

Международное информационное агентство «DKNews» зарегистрировано в Министерстве культуры и информации Республики Казахстан. Свидетельство о постановке на учет № 10484-АА выдано 20 января 2010 года.

Приложение DKNews для Android Приложение DKNews для iPhone
МИА «DKNews» © 2006 -