Кредитованием реальной экономики серьезно обеспокоена Акорда. Так, в ежегодном Послании народу Казахстана Президент Токаев назвал «серьезной проблемой бизнеса» кредитование и поручил регуляторам «найти конкретные решения, обеспечивающие стабильное и доступное кредитование реального сектора». Здесь расскажем о том, что происходит на рынке кредитования.
Согласно отчету Агентства РК по регулированию и развитию финансового рынка (АРРФР), на первое августа кредиты банков юридическим лицам составили 8 трлн тенге. Этот показатель снизился за июль на 1,2%. При этом с начала года рост корпоративного портфеля составил 2,9%. Эксперты и участники рынка говорят, что краткосрочное сужение связано с уходом российских дочерних банков с отечественного рынка. При этом займы крупному бизнесу увеличились с начала года на 8,9% до 4 трлн тенге, займы МСБ (включая ИП) – на 3,6% до 5,7 трлн тенге.
«Тезис о том, что банки не кредитуют бизнес на основании только одной пропорции – кредитов юридическим и физическим лицам, стал настолько распространенным, что уже не подвергается сомнению. В итоге обсуждаются только причины и методы, как заставить банки кредитовать бизнес. При этом не анализируются ни структура корпоративного и розничного портфеля, ни макроэкономические условия. Хотелось бы предложить в качестве альтернативы попробовать посмотреть на вопрос заново, «с чистого листа» Ирина Кушнарёва, первый заместитель председателя совета Ассоциации финансистов Казахстана (АФК)
Спикер уверена, что в оценке ситуации с кредитованием бизнеса необходимо анализировать не только абсолютный размер корпоративного портфеля, на который влияют и погашения крупных кредитов, и списания проблемных, но и такие важные показатели, как динамику его выдачи, рост розничных займов ИП, структуру крупного бизнеса страны, бюджетное кредитование.
В соответствии с данными МНЭ, приведенными на заседании правительства 16 августа, рост отраслей экономики в сравнении с 6 месяцами 2021 года составил: обрабатывающая промышленность – 4,9%, строительство – 8,6%, торговля – 6,2%, сельское хозяйство – 2,1%.
«В то же время рост кредитного портфеля банков за этот же период по отраслям составил: 26% – в промышленности, 32% – в строительстве, 15% – в торговле и 34% – в сельском хозяйстве. Таким образом, предложение банковского кредитования значительно опережает темпы роста соответствующих отраслей. Безусловно, необходимо создавать стимулы для дальнейшего расширения кредитования экономики, однако если ориентироваться на эти показатели, тезис о том, что банки не финансируют экономику и бизнес, не вполне соответствует статистике» Ирина Кушнарёва
Причины и следствия
Общеизвестно, что размер корпоративного портфеля за последние пять лет практически не изменился за счет существенных списаний на стороне крупных игроков, продажи проблемных портфелей в ФПК, а также работы в рамках индивидуальных планов по снижению неработающих займов по итогам AQR.
«К сожалению, это влияние зачастую связывают с прекращением кредитования бизнеса, однако это заключение неверно. Во-первых, динамика выдач новых кредитов бизнесу демонстрирует ежегодный прирост в среднем на 11% (по понятным причинам в 2020 году был спад до минус 1%, но в 2021 году он был компенсирован ростом в 20% г/г). При этом в структуре новых кредитов доля займов бизнесу стабильно преобладает. Во-вторых, индивидуальные предприниматели зачастую предпочитают оформлять не бизнес-кредиты, а розничные займы из-за более простых требований. Это негативно отражается на динамике корпоративного портфеля, хотя по факту займы привлекаются для бизнес-целей. Например, по данным ПКБ, бизнес-кредиты физлиц выросли с начала т.г. до 250 млрд тенге с показателя в 220 млрд тенге на начало года (+14%)» Ирина Кушнарёва
С этим утверждением трудно поспорить, так как топы Первого кредитного бюро несколько лет сообщают, что представители мелкого бизнеса постоянно берут ссуды в банках и МФО. Деньги идут на нужды бизнеса, но в статистике их видит регулятор как «займы физическим лицам».
Кто-то оказывает поддержку в кредитовании индивидуальных предпринимателей? Напротив, летом АРРФР приняло еще одно постановление, которое существенно ужесточает выдачу таких ссуд. Тогда представители сектора микрофинансовых организаций критиковали регулятора, но правила игры на рынке устанавливают не они.
Крупный бизнес страны, где доминируют компании с государственным и иностранным участием, может кредитоваться по льготным условиям через институты развития либо благодаря высоким рейтингам привлекать финансирование на международных рынках капитала.
«К примеру, на начало текущего года сумма займов ФНБ «Самрук-Казына», включая выпущенные облигации, составила 7,9 трлн тенге, что превышает объем займов юрлицам в ссудном портфеле БВУ на аналогичную дату (7,7 трлн тенге). Ссудный портфель БРК составляет на 1 июля 1,9 трлн тенге, что в сложении с банковским портфелем юридическим лицам и МСБ в 9,7 трлн тенге превышает объем кредитов физическим лицам. В свою очередь, компании с иностранным участием чаще всего состоят в транснациональных группах, привлекая внутригрупповое финансирование, тем самым проявляя слабый спрос на займы от казахстанских банков. Другими словами, активно привлекаемое финансирование для проектов по развитию и реконструкции действующих крупных производств часто происходит, минуя отечественный финсектор» Ирина Кушнарёва
Что касается кредитования МСБ, нужно отметить, что на первое августа портфель кредитов МСБ уже составляет 5,7 трлн тенге, или 57% от всех кредитов юридическим лицам и 26,4% – от общего ссудного портфеля.
«Кредитование растет несмотря на то, что по статистике риски МСБ значительно выше, чем кредитование крупных компаний и розничных клиентов. К примеру, на 1 августа доля NPL90+ по кредитам МСБ оставила 5,9% в сравнении с тем же показателем по другим юрлицам в 1,5% и физическим лицам – 3,7%. Тем не менее банки совершенствуют процедуры оценки и новые продукты для МСБ» Ирина Кушнарёва
Ассоциация финансистов Казахстана всегда была сторонником рыночных мер. Здесь считают, что основной задачей государства должно стать поддержание равных и конкурентных условий на финрынке. Это касается вопроса регулирования, доступа к льготному финансированию, госуслугам и т.д.
«Безусловно, административными мерами можно добиться быстрых результатов, но они не будут долгосрочными и могут иметь весьма негативные последствия. Это, в первую очередь, касается вопроса установления стоимости денег в экономике, т.е. уровня базовой ставки. В последнее время мы также наблюдаем планомерное сворачивание госпрограмм, которые сильно повлияли на рынок, как с точки зрения поддержки действующего бизнеса, так и дополнительного импульса для роста экономики. Однако в условиях хронического дефицита бюджета и положительной динамики ВВП актуальнее пересмотреть ряд программ» Ирина Кушнарёва
Стоимость кредитов
Начиная с марта, аналитики фиксируют рост ставок по корпоративному кредитованию. Это происходит из-за увеличения рисков отечественных заемщиков и планомерного роста базовой ставки вслед за инфляцией.
«Однако не оказывает ощутимого влияния на снижение выдачи новых займов – может указывать на то, что издержки по кредитам переносятся в цены конечной продукции. Так, влияние кредитного спроса остается достаточно сильным, вопреки попыткам регулирования со стороны инструментов денежно-кредитной политики. Основной негатив со стороны ужесточения монетарных условий приходится на корпоративных заемщиков: происходит охлаждение стороны предложения. Для стороны спроса кредитные условия практически не изменились» Написал руководитель команды Jusan Analytics Владислав Туркин в телеграм-канале Jusan Analytics
Как можно изменить ситуацию в кредитовании
В АФК считают, что нужны комплексные меры, которые могут не дать мгновенную отдачу, но зато обеспечат устойчивый рост кредитования. Например, совершенствование процедур взыскания, обеспечения прав залоговых кредиторов, которые дадут банкам уверенность, что при негативном сценарии они смогут вернуть существенную часть денег, нужны эффективные процедуры корпоративного банкротства.
«На этапе выдачи займов необходимо более широкое предоставление доступа для интеграции банков с государственными базами данных для развития, в том числе, массовых продуктов для МСБ, что обеспечит высокую скорость принятия решений и выдачу займов с предоставлением минимального пакета документов. В этом случае небольшому бизнесу не нужно будет брать розничные беззалоговые займы. И таких мер достаточно много, АФК ведет работу с государственными органами по всем этим направлениям» Ирина Кушнарёва
Что делает АРРФР
Сразу после послания президента глава Агентства РК по регулированию и развитию финансового рынка Мадина Абылкасымова провела рабочее совещание с представителями множества органов, ведомств, госорганизаций и АФК.
«В ходе совещания обсуждены барьеры, ограничивающие расширение корпоративного кредитования, а также предложены соответствующие меры. В частности, были обсуждены регуляторные меры по стимулированию кредитования бизнеса, предложения по расширению источников долгосрочного фондирования банков, а также предложения к программам поддержки кредитования реального сектора» Пресс-служба Агентства РК по регулированию и развитию финансового рынка
Кроме обсуждения препятствий было предложено до 2024 года продлить пониженные значения риск-взвешивания кредитов МСБ и синдицированных займов на уровне 50%. Кроме того, планируется снижение требований к залоговой политике банков за счет оптимизации критериев обесценения кредитов и повышения значений ликвидности по залогам в виде коммерческой и жилой недвижимости, товаров в обороте, поступлений денег по off-take контрактам и договорам государственно-частного партнерства.
Как эти инициативы повлияют на кредитование крупного, среднего и мелкого бизнеса, мы узнаем, скорее всего, в следующем послании президента народу Казахстана.
Ирина ЛЕДОВСКИХ