Настройки
Язык
Тема
Обновление

Новый кодекс: перезагрузка

23321

По поручению президента Касым-Жомарта Токаева налоговая система нашей страны будет перезагружена. Ожидается, что в 2023 году правительство разработает новый Налоговый кодекс. О том, какие изменения нас ждут, расскажем здесь.

Последний раз Налоговый кодекс меняли несколько лет назад, поэтому у человека, далекого от предпринимательской деятельности, требования главы государства могут вызвать удивление.

Налоговый консультант и аудитор, генеральный директор ТОО «ФИНЭКС» Рабиям Серикбаева считает, что самые большие проблемы нынешнего Налогового кодекса кроются в администрировании:

Я согласна с тем, что именно налоговое администрирование следует пересмотреть. В частности, с 2019 года налоговые органы вправе внедрять пилотные проекты, предусматривающие иной порядок администрирования, чем тот, что установлен в действующем Налоговом кодексе. Такие пилотные проекты, как внедрение СНТ, совершенствование администрирования НДС на основании ИС ЭСФ (так называемый, приказ №1084), широко критикуются налогоплательщиками, так как возлагают дополнительные обязательства на предпринимателей и в целом ухудшают их положение. Мое мнение, что пилотные проекты по СНТ и по администрированию НДС необходимо отменить, а последующие вновь вводимые пилотные проекты должны быть исключительно на добровольной основе. Рабиям Серикбаева

Кроме того, по ее мнению, важной задачей должно стать улучшение камерального контроля. Камеральный контроль показал в предыдущие годы хорошие результаты, с его помощью удалось отойти от тотальных налоговых проверок, перейдя на точечные проверки с учетом системы управления рисками.

Однако и в камеральном контроле есть свои проблемные вопросы. Например, когда налоговые органы направляют уведомления по случаям, не являющимся нарушением, или должностные лица при исполнении уведомления требуют документы, не относящиеся к вопросу, указанному в уведомлении, или налоговые органы неправомерно признают уведомление не исполненным и т.д. Так как эти проблемы широко обсуждаются, я надеюсь, что голос бизнеса будет услышан и налоговое администрирование будет эффективным и одновременно комфортным для налогоплательщиков. Рабиям Серикбаева

Дифференция

Чиновники на разных уровнях заявляли, что для повышения эффективности налогового стимулирования в новом кодексе предусмотрен переход к дифференцированным ставкам налогов в разных секторах экономики. Дифференцированные ставки используются во многих странах мира, и их введение в той или иной стране было обусловлено рядом субъективных факторов. Наша страна – не исключение.

На заре независимости в 1991 году налог на прибыль дифференцировался именно по секторам экономики. Была общая ставка налога на прибыль 25%, но некоторые секторы облагались по специальным ставкам, например, банки по ставке 45%, животноводческие и сельскохозяйственные предприятия по ставке 10%, фондовые биржи и брокерские конторы по ставке 55%, производители лекарственных и медицинских средств по ставке 15% и т.д. Рабиям Серикбаева

В 1995 году был введен новый Налоговый кодекс, в котором была установлена единая ставка подоходного налога для юридических лиц 30%, но была дифференциация для юридических лиц в СЭЗ, ставка 20% и для юридических лиц, для которых земля является основным средством производства, ставка устанавливалась в 10%.

На сегодня по корпоративному подоходному налогу применяются всего две ставки – общая ставка 20% и специальная ставка для производителей сельскохозяйственной продукции – 10%. Также дифференцироваться могут ставки по НДС. Во многих странах мира применяются разные ставки НДС, дифференцированные в зависимости от видов товаров и услуг. Чаще всего это одна – базовая ставка, одна или две – пониженные и одна – нулевая. В Казахстане тоже применялись дифференцированные ставки НДС, например, в Налоговом кодексе 1995 года. Рабиям Серикбаева

Но в 1999 году была введена единая ставка НДС 16%, которая планомерно снижалась и сейчас составляет 12%.

Как видно, из представленной информации выше, дифференцированные ставки применяются, как правило, в развитых экономиках, где общие ставки налогов высокие, но при этом государству необходимо поддержать тот или иной сектор. Казахстан же в свое время отказался от дифференцированных ставок, так как пошел по пути снижения общих ставок. Следовательно, после того, как президент поручил перейти к дифференцированным налоговым ставкам в разных секторах экономики, важнейшим вопросом для бизнеса является вопрос о том, предполагается ли повышение общей ставки налога. Если снижение ставки КПН для приоритетных секторов экономики будет осуществлено за счет повышения общей ставки КПН, например, с 20% до 23%, то это может иметь негативные последствия для бизнеса. Я считаю, что поддержка отдельных секторов экономики должна осуществляться не за счет других представителей бизнеса, и соответственно, общая ставка КПН должна быть сохранена на уровне не больше 20%. Аналогичная ситуация по НДС, общая ставка 12% должна быть сохранена, при этом могут быть введены пониженные ставки для оборотов по реализации отдельных социально-значимых видов товаров, услуг. Рабиям Серикбаева

Стимулирование через льготы

Рабиям Серикбаева считает, что помимо введения дифференцированных ставок отдельные виды деятельности можно поддержать путем введения различных льгот по корпоративному подоходному налогу (КПН). Действующий Налоговый кодекс представляет следующие льготы по КПН:

  • уменьшение налогооблагаемого дохода путем корректировки определенных видов расходов и доходов налогоплательщика;
  • освобождение от уплаты налога для отдельной категории налогоплательщиков;
  • освобождение от налогообложения организаций, осуществляющих деятельность на территории специальных экономических зон.
  • инвестиционные налоговые преференции.
В своем послании глава государства поручил внедрить механизмы снижения или освобождения от КПН с прибыли, направленной на технологическую модернизацию и научные разработки. Законодатели могут выполнить данное поручение путем включения деятельности, направленной на технологическую модернизацию и научные разработки в список категорий, освобожденных от уплаты КПН в статье 293 Налогового кодекса. Специальная пониженная ставка КПН или освобождение от КПН по отдельным секторам экономики может вводиться как временная стимулирующая норма, направленная на развитие отечественного производства, повышение конкурентоспособности казахстанской продукции, рост инвестиционной привлекательности бизнеса и т.д. Рабиям Серикбаева

Налоговые режимы

В кулуарах правительства заявлялось, что рассматривается вопрос пересмотра налоговых режимов. Напомним, сейчас действуют шесть налоговых режимов:

  • специальный налоговый режим на основе патента;
  • специальный налоговый режим с использованием специального мобильного приложения;
  • специальный налоговый режим на основе упрощенной декларации;
  • специальный налоговый режим с использованием фиксированного вычета;
  • специальный налоговый режим розничного налога;
  • специальные налоговые режимы для производителей сельскохозяйственной продукции.

Специальные налоговые режимы были введены с целью уменьшения налоговой нагрузки и облегчения налогового делопроизводства для субъектов малого бизнеса. Однако с развитием информационных технологий в налоговом контроле, с постепенным внедрением информационных систем ЭСФ, СНТ, маркировки и др. нагрузка по налоговому делопроизводству на малый бизнес фактически сравнялась с средним и крупным бизнесом.

Вопрос об упрощении применения специальных налоговых режимов поднимается представителями малого бизнеса не один год. Работа в этом направлении уже ведется и однозначно будет продолжаться. Снижение бремени налогового администрирования на малый бизнес может быть осуществлено путем отмены ЭСФ, СНТ, маркировки для специальных налоговых режимов, введения единого зарплатного платежа, расширения сфер деятельности по розничному налогу, повышения порога по НДС и т.д. Рабиям Серикбаева

«Роскошный» налог

Как правило, в мировой практике под понятием «налога на роскошь» понимается не введение специального нового налога, а повышение ставок по уже существующим налогам, например, по налогу на имущество, налогу на транспортные средства.

Я предполагаю, что Казахстан пойдет именно по этому пути. По недвижимости «роскошью» может быть признана недвижимость свыше определенной площади, например, свыше 300 кв. м, или недвижимость с кадастровой стоимостью свыше определенного размера. По транспортным средствам «роскошью» могут быть признаны определенные марки и модели автомобилей, например, Maserati, Lamborghini, Ferrari, Bugatti, Bentley и т.д. Рабиям Серикбаева

Из описания выше следует, что, как правило, вывод средств по налогу на роскошь невозможен. Возможно применение различных «серых схем», например, оформление такой недвижимости и автомобилей на лиц, имеющих льготы по налогам.

Но думаю, что налоговые органы разработают порядок администрирования налогов по таким объектам, в том числе, по вопросу законности применения тех или иных льгот, либо также возможна отмена всех льгот по объектам «роскоши». Рабиям Серикбаева

В среднесрочной перспективе и только после введения всеобщего декларирования можно было бы рассмотреть возможность введения справедливой прогрессивной шкалы налогообложения.

В вопросах налогообложения, как и в вопросах кредитования, сложно решить проблему одной точечной мерой. И так же, как в первом вопросе, нужная ясность в определении «стартовой точки» и проблемы, которую мы решаем. Если требуется устойчивый прогресс в повышении налоговой прозрачности и адекватности налоговой системы, то необходимо рассматривать не только простые решения введением одного нового налога на крупные объекты или субъекты, но и комплексные меры, в т.ч. и в первую очередь сокращение теневого сектора экономики. Но, с другой стороны, должен быть и стимулирующий эффект налогообложения для нового эффективного бизнеса (например, льготы для новых компаний, создающих новые продуктивные рабочие места) и граждан (вычеты расходов на образование, здравоохранение и т.п.). Ирина Кушнарёва, первый заместитель председателя совета Ассоциации финансистов Казахстана (АФК)

Ирина ЛЕДОВСКИХ

Международное информационное агентство «DKNews» зарегистрировано в Министерстве культуры и информации Республики Казахстан. Свидетельство о постановке на учет № 10484-АА выдано 20 января 2010 года.

Приложение DKNews для Android Приложение DKNews для iPhone
МИА «DKNews» © 2006 -