Настройки
Язык
Тема
Обновление

Дефицит компетентности, или Как нам перестроить экономическое образование

8162

Ни одна страна не в состоянии уклониться от влияния глобальных потоков. Однако слепо следовать велениям глобализации так же неразумно, как игнорировать их наличие. Главный вопрос в том, как увязать мировые тенденции с отечественными интересами и реальными условиями, поскольку относящиеся к этой сфере решения окажут сильнейшее влияние практически на все сферы отечественной экономики, а также интеллектуальное и в целом социальное развитие нации.

Еще в начале пути суверенного развития страны консультанты из МВФ отмечали важный фактор благоприятного инвестиционного климата – стопроцентную грамотность населения и особую склонность нации к высшему образованию. В последующие годы эти качества по инерции сохранялись. Но, начиная с 2000-х годов, грамотность населения стала снижаться до 95-98%, из-за отсутствия школ, училищ в неперспективных населенных пунктах. В 2021 году 20% выпускников сельских школ и более 10% из городских школ не набрали и 50 баллов.

Высшее и средне-профессиональное образование стало недоступным для неплатежеспособных. Кроме того, практика показывает, что не все отличники обладают навыками изложения, логического мышления. Видимо, система тестирования и «Google в помощь» сделали свое дело.

Конечно, можно оправдывать ситуацию, сравнивая с развитыми странами, где высока доля неграмотных и где молодежь не стремится к высшему образованию. Но ведь советское наследие в сфере образования – огромное преимущество, которое дает мультипликативный эффект вдолгую, однако временные возможности ограничены уходящим поколением. А новый формат обучения, к сожалению, порождает снижение грамотности, умения и желания учиться, когнитивных способностей.

К счастью, есть талантливые ребята, получившие возможность обучаться у талантливых педагогов. В 2019 году казахстанская команда школьников привезла пять медалей с XIII международной олимпиады по наукам о Земле IESO. При том, что в школах отменили астрономию. Отменили единственную науку, которая учила детей видеть Землю и небо как часть Вселенной.

В 2022 году наши школьники завоевали 23 медали на международных предметных олимпиадах, в том числе 3 золотые, 13 серебряных и 7 бронзовых медалей. Достижения молодежи в международных шахматных турнирах, таланты в искусстве неоспоримы. Для нашей численности населения и молодежи эти достижения впечатляют. Важно то, что и родители и дети хотят получать ценные знания, посещают дополнительные платные курсы, доверяют вузам и надеются, что получат реально высшее образование и развитие.

В условиях глобализации система высшего образования стала ориентироваться на подготовку высокопрофессиональных узкопрофильных специалистов в различных областях, то есть функционеров, отвечающих вызовам глобальной экономики, постиндустриальной цивилизации, информационного общества. Экономическое образование полностью превратилось в бизнес-образование.

Наша страна успешно реализует идею создания Единой мировой образовательной системы, основанной на единых образовательных стандартах, расширяются масштабы интернационализации. Высшее образование стало сферой предпринимательства, инвестирования средств, оказания платных услуг. Все это хорошо, во благо университетов, студентов, общества. Но иногда кажется, что «за деревьями не видим леса». В связи с изложенным, следует отметить проблемы, ограничивающие развитие системы высшего образования:

  • технологическая отсталость, утрата капитала и отечественной перерабатывающей промышленности;
  • ограниченные возможности интеграции производства и образования, площадок для производственной практики, из-за деформированной отраслевой структуры;
  • иностранное управление системообразующими предприятиями и их доходами, соответствующее влияние ТНК на государственную власть при принятии стратегических решений, в т.ч. в системе образования;
  • чрезмерное форматирование образования по международным стандартам (всеобщее тестирование, приоритет коммерческого содержания, сокращение фундаментальных курсов и часов на изучение первоисточников и обсуждение аналитических работ);
  • отсутствие правовых норм, защищающих выпускников вузов при трудоустройстве;
  • остаточный метод государственного финансирования образования и науки, след которого будет сохраняться долгие годы; 
  • уходящие ценности научно-педагогического наследия прошлой системы образования.

Во всех этих проблемах высвечивается роль образования, значимость которого, особенно в гуманитарном направлении, ослаблена. В последние годы все больше нареканий со стороны работодателей на низкий уровень образованности и компетентности выпускников вузов. Есть претензии со стороны вузов к работодателям, например, ограниченность площадок для прохождения производственной практики, требование к выпускникам не менее 3-летнего опыта работы и т.д.

Видимо, необходимо возродить практику прошлой системы: рекламации работодателей, чтобы вузы понимали, какие замечания надо устранять. Встречное требование к работодателям – предоставление возможностей для прохождения практики стажировки с глубоким погружением в производственный процесс и с последующим трудоустройством. Здесь государство могло бы установить квоты на рабочие места выпускников вузов без права увольнения в течение года при прочих равных условиях (во Франции до 3-х лет).

В отечественных вузах разрабатываются новые образовательные программы, укрепляется потенциал обучающего персонала. Система успешно перестраивается по международным стандартам, в соответствии с принципами Болонского процесса, разрабатывается академическая политика вуза, вплоть до того, что стандартизируется формулировка компетенций и т.д.

Однако в связи с новыми изменениями и активными стратегическими программами ускользают методики и дисциплины, обучающие системному восприятию реальности в принятии решений и персональной ответственности в их реализации, а также пониманию причинно-следственных связей, последствий, культуры и полезности труда. Между тем в повседневной жизни накапливаются простые проблемы в жизненно важных сферах, трудности в их решении. И здесь акцент на реальных ситуациях.

Будет уместно обратиться к примерам из жизни общества. На встречах населения с акимами районов и городов самые острые вопросы связаны с условиями жизни. Акимы и его команда зачастую дают расплывчатые ответы, уклоняются от ответов по существу вопроса. Дают поручения, но в отчетах не отражаются решения по ранее заданным вопросам населения. Отчет перед населением похож на отчет перед вышестоящими органами. Но ведь и управленцы, и исполнители обучались профессии, практику проходили, квалификацию повышали, отбирались на должность, изучали должностные инструкции и свою миссию. Конечно, кроме университетов есть система, социальная среда, институты. Но ведь везде есть след образования, воспитания!

Пример из экономики простых вещей – ЖКХ, одного из слабых звеньев отечественной экономики, где используются услуги МСБ, в тесной интеграции и с крупным бизнесом в конкретной правовой среде. Между тем облик страны, качество жизни населения начинается с его объектов. И сегодня трудно сказать, где обучают специалистов для этой отрасли в Казахстане.

В России есть вузы по подготовке специалистов по направлению «Жилищное хозяйство и коммунальная инфраструктура», по профилю управление жилищным фондом и многоквартирными домами. Например, в Москве в МЭИ, в регионах есть институты с факультетами ЖКХ, НИИ ЖКХ, магистратура. В нашей стране обученных специалистов этой отрасли – от низшего уровня и до управленцев –нет. Вот народ обращается за услугами к самоучкам, непрофессионалам.

Председателями КСК стали «кто и кому угодно» и «держат» управление десятилетиями, зачастую нарушая устав и игнорируя требования собственников жилья, которые доверили им коммунальное хозяйство своих домов. Деятельность председателей КСК, якобы избранных собственниками квартир, не регулировалась правилами ответственности, а если и были нормативы, то их соблюдение было «решаемо».

Можно обвинить собственников жилья, что не контролировали и не отказались от услуг недобросовестных управляющих. Переход к ОСИ не решит проблем ЖХ и коммунальной инфраструктуры, поскольку избрание председателя ОСИ – формальная процедура (за редким исключением). Реально управлять будут бывшие председатели КСК, имеющие опыт, время, налаженные технологические и партнерские связи. Потому что жильцы домов, как правило, пенсионеры или занятые в других сферах.

Практика показывает, что зарегистрироваться в департаменте Минюста с его требованиями правильного оформления, расстановки знаков препинания в тексте это тоже испытание на стрессоустойчивость для начинающих председателей ОСИ. Пожалуй, эта сфера нуждается в корректировке процедуры и в цифровых технологиях, создании блокчейнов для денежных потоков, ограничивающих возможность использования «не своих» денежных средств на не целевые затраты.

Еще пример. Умный дом – первый и наглядный показатель освоения новых технологий в городе, стране. В последние годы развернулись программы строительства жилья – доступного, среднего и премиум-класса. В условиях перехода к энергосберегающим технологиям не стало обязательным и главным требованием в проектах и ТЭО – установка в квартирах регуляторов отопления, счетчиков газа. Особенно в домах, построенных по госпрограммам. Витражные окна в новых домах выглядят красиво, стильно, но в нашей стране они создают такой микроклимат в квартирах, что летом – невыносимая жара, зимой – потеря тепла, и невозможно обойтись без кондиционеров «зима-лето». Сколько в итоге затрат и потерь энергии?

Какой экономической теории в условиях ресурсосберегающих технологий можно обучать студентов. Здесь высвечивается проблема не только архитектурно-строительных вузов, но и ведомств, принимающих и утверждающих проекты, их компетенции и ответственность в принятии решений.

Приметой времени стало отсутствие должной персональной ответственности на всех уровнях исполнения профессиональных и должностных обязанностей, а также межведомственная разобщенность. Например, дорожное строительство в городах. Прокладывается асфальт, а через какое-то время бьет фонтан горячей воды из-за прорыва трубы, пролегающей под новым асфальтом. А разве не стоило руководителям дорожного строительства переговорить со специалистами тепловых сетей?

Таким образом, реальность такова: дефицит компетентных кадров растет, и причина кроется не только в сфере образования, но и в накопленных системных проблемах, требующих решения во избежание непрерывного технологического и социально-экономического отставания от мировых трендов.

Мадина ТУЛЕГЕНОВА, д.э.н., профессор / Жансая ТЕМЕРБУЛАТОВА, PhD, КазНУ имени аль-Фараби

Кстати

По данным Бюро национальной статистики, инвестиции в основной капитал в сферу образования увеличились на 47% и составили 257 058 млн тенге за 10 месяцев 2022 года в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. Доля инвестиций в это направление от общих инвестиций составила 2,3%.

Наибольшая доля вложений в данную сферу составляет местный бюджет – 167 007 млн тенге, или 65%. В разрезе регионов наибольшие вложения пришлись на город Алматы – 71 266 млн тенге (27,7%). Наименьшие – на область Улытау – 502 млн тенге (0,2%).

Международное информационное агентство «DKNews» зарегистрировано в Министерстве культуры и информации Республики Казахстан. Свидетельство о постановке на учет № 10484-АА выдано 20 января 2010 года.

Приложение DKNews для Android Приложение DKNews для iPhone
МИА «DKNews» © 2006 -