Майя Плисецкая, великие французы и великие казахи

58203
Фото: Галины Галкиной и из открытых источников

Майя Плисецкая – легенда балета – была и остается сенсацией – в прошлом столетии и всегда. Сегодня, спустя восемь лет после ухода из жизни, ее образ по-прежнему владеет сердцами и умами зрителей и коллег по профессии. Майя Михайловна вошла в историю искусства феноменальным творческим долголетием. Еще студенткой хореографического училища она исполняла сольные партии в Большом театре.

Танцовщица создала свой особенный стиль, «плисецкий», отличающийся изяществом, графичностью, остротой и законченностью каждого жеста. С 1942 года танцевала миниатюру «Умирающий лебедь» на музыку К. Сен-Санса, ставшую символом ее искусства. Она обладала особой выразительностью пластики, непревзойденным ощущением ритма. Ее невероятные прыжки с зависанием в воздухе на несколько мгновений, стремятся повторять и сегодня. Трагедийная балетная актриса Майя Плисецкая стала образцом для представителей своего цеха. Особая страница ее творчества связана с Францией, представителями искусства этой страны разных эпох. Посещала балерина и Казахстан, где есть немало поклонников ее таланта, особенно среди тех, кто посвятил свою жизнь балету.

Майя Плисецкая в балете «Лебединое озеро»

Научно-творческая лаборатория Qazaq Ballet инициировала очередное яркое мероприятие для алматинских зрителей «Майя Плисецкая и великие французы»

Дамир Уразымбетов – театральный режиссер, балетмейстер, кандидат искусствоведения, главный редактор Qazaq Ballet Magazine – переработал обширный материал о великой танцовщице прошлого столетия. Аудитории был представлен моноспектакль, в котором рассказчик воссоздал творческое сотрудничество Майи Плисецкой с ее партнерами-французами.

Дамир Уразымбетов

Театральный режиссер Дамир Уразымбетов в свое время учился в Санкт-Петербургском государственном институте культуры, где получил задание написать сценарий. Он выбрал тему «Характер – это и есть судьба» и посвятил работу Майе Плисецкой. Одновременно Дамир занимался магистерской диссертацией. Сценарий о великой балерине был защищен на «отлично». На каникулы Дамир Уразымбетов приехал в Казахстан, показал свой труд друзьям, они посоветовали написать Плисецкой, чтобы в последующем встретиться с ней и вручить сценарий. Легенде балета в то время должно было исполниться 90 лет. Чтобы Майя Плисецкая откликнулась, нашему соотечественнику помогали очень известные и маститые балетмейстеры, продюсеры, музыканты и артисты балета. И встреча могла бы состояться. Но 2 мая 2015 года пришло скорбное известие о том, что Майи Михайловны не стало.

Лекция Дамира Уразымбетова для алматинской аудитории была посвящена встречам танцовщицы с выдающимися людьми, живущими во Франции, ее творчеству, связанному с именами представителей французского искусства – Мариуса Петипа, Шопена, Дебюсси. Отдельно в этом ряду стоит один из главных спектаклей жизни Майи Плисецкой «Кармен-сюита», написанная великим французом Жоржем Бизе в 1875 году по мотивам произведения Проспера Мериме.

Майе было пятьдесят лет, когда снимали ее в классе Асафа Мессерера под музыку Джо Дассена. На экране демонстрируются кадры хроники. В середине 70-х снимали на пленку, качество которой бесконечно отстает от нынешних возможностей видеозаписи, но, тем не менее, лента передает атмосферу класса – неповторимость момента, вдохновение и творческий азарт.

Майя и Эльза Триоле

Рассказчик Дамир Уразымбетов поведал о знакомстве Майи Плисецкой с четой французских литераторов Эльзой Триоле и Луи Арагоном. Так началось творческое содружество Родиона Щедрина и Майи Плисецкой с французами. Первое же выступление Плисецкой во Франции вызвало восторг публики. На спектакль собрался «весь Париж», как писала Эльза Триоле, – самые известные, влиятельные французы аплодировали блистательной звезде балета из России.

В знаменитом парижском ресторане «Maxim's» Плисецкая познакомилась с великой шведской актрисой Ингрид Бергман, которая буквально бросилась к Плисецкой со словами благодарности и восторга. Там же министр культуры Франции представил балерине эпатажного испанского сюрреалиста Сальвадора Дали.

Майя и Коко Шанель

После очередного успешного спектакля в Париже в гримерку к Майе ворвался балетмейстер Серж Лифарь, он хотел представить балерину Коко Шанель – знаменитой законодательнице мод. Она устроила показ сезонной коллекции специально для Майи, в завершении которого Коко Шанель подарила своей гостье шелковый белый костюм (который ныне стал экспонатом в Театральном музее имени А. А. Бахрушина). Тогда же Майя Плисецкая впервые прошлась по подиуму в качестве модели, что удалось ей с первой же попытки. Коко Шанель пошутила: «Я верю, что Вы – гениальная балерина России! Беру Вас в свой бутик». На экране можно было видеть не только балетные партии актрисы, но и ее модное дефиле.

Так завязались прочные и долгие отношения Щедрина, Плисецкой с Францией. В 1986 году достижения балерины были отмечены орденом Почетного Легиона (учрежденного ещё Наполеоном). Сначала балерина стала кавалером, а позже – офицером ордена. Плисецкая во время вручения награды сказала, что ей довелось танцевать балеты величайших французских хореографов, таких, как Ролан Пети, Морис Бежар. Четыре из пяти были поставлены именно для Майи. Костюмы для всех ее очень значимых спектаклей создал Пьер Карден.

Майя непревзойденно танцевала балет Мориса Бежара «Болеро» на музыку М. Равеля. Была приглашена в Брюссель в Театр де ла Монне для участия в съемках телеверсии «Болеро». Она писала об этом непростом опыте: «Я должна была сдаться. Ты не можешь выучить тысячу движений в головокружительно повторяющемся ритме всего за одну неделю». Но Майя не сдалась и станцевала «Болеро» гениально, гипнотически, уникально. Как все, что она делала. Бежар находился в конце зала в белом свитере, чтобы быть заметным в затемненном зрительном зале, и подсказывал движения, а Майя пристально всматривалась и повторяла. Отсюда возник фирменный «исступленный» взгляд Майи Плисецкой.

Дамир Уразымбетов вовлек слушателей в совместное творчество Майи Плисецкой с талантливыми французскими балетмейстерами, композиторами, художниками – Ивом Сеном Лораном, Роланом Пети (его спектакли идут и в казахстанском столичном театре), Жаном Кокто и другими. Пьер Карден считал, что на Западе Майя Плисецкая стала балериной-ассолюта, обладающей тем званием, что нельзя присвоить или купить. (Прима-балерина ассолута - титул, присуждаемый наиболее выдающимся артистам балета. Быть признанным прима-балериной ассолюта - редкая честь). Ее талант – это данность.

Вот эпизод удивительной импровизации Майи Плисецкой под музыку, которая тоже возникала импровизационно. Балерине здесь 65 лет. Она демонстрирует свободное владение телом. Майя Михайловна танцевала перед зрителями и в самом преклонном возрасте, когда ей было больше восьмидесяти лет. Но кто бы догадался, глядя на ее выразительные движения и прекрасную драматическую мимику. Браво, Майя! Ave Maya!

Зрители на лекции Дамира Уразымбетова

Повествование сопровождалось фотографиями и отрывками из спектаклей. Так Майя Плисецкая, легендарная, недосягаемая, становилась живой, осязаемой для нескольких сотен зрителей, которые пришли на встречу в зал Фонда Нурсултана Назарбаева. И благодаря артистизму Дамира Уразымбетова, его увлеченности балетом, благодаря созданной им атмосфере подлинности лекция-монолог стала полифоническим моноспектаклем, а еще – своеобразным мастер-классом для многих, даже докторов наук, присутствующих в зале, о том, как надо проводить подобные лекции.

Майя Плисецкая и Родион Щедрин

Муж Майи Плисецкой, композитор Родион Щедрин, написал для Плисецкой пять балетов, один собрал на ходу, подгоняемый срочностью. Но одно особенное посвящение он создал для любимой супруги, музы, когда она ушла из жизни 2 мая 2015 года в Мюнхене (Германия). Последние слова Майи были адресованы любимому супругу: «Я тебя обожаю!» Родион Щедрин назвал свое произведение, послание Майе Плисецкой, «Месса поминовения».

Сочинение это глубоко религиозное, так как Родион Константинович – верующий человек, происходившим из церковной семьи. Первым учителем музыки Родиона стал отец Константин Михайлович – сын священника собора в городе Алексин. Для Родиона Щедрина всегда были важны, живы и святы церковная жизнь, обряды. И всегда существенны связанные с этим музыкальные формы, он к ним не однажды обращался. Например, в опере «Левша» он использовал церковную музыку. Сочинение «Месса поминовения», написанное в 2018 году, предназначено для хора a cappella. Мировая премьера состоялась 26 февраля 2019 года на сцене Концертного зала Мариинского театра. Исполнили «Мессу поминовения» хор Мариинского театра под управлением Андрея Петренко, дирижировал Валерий Гергиев. Примечательно, что в качестве текста композитор взял фразы, высеченные на надгробии Н. В. Гоголя. Одна цитирует пророка Иеремию: „Горьким словом моим посмеюся“. Другая выражает средоточие всех мыслей Гоголя: „Ей, гряди, Господи Иисусе!“ – из Откровения апостола Иоанна Богослова, слова, завершающие Апокалипсис. Этой ключевой, оптимистической фразой заканчивается все христианское Священное Писание.

Майя Плисецкая говорила о Родионе Щедрине: «Мой муж дарил мне не бриллианты, а балеты. А что может быть дороже и ценнее?»

Майя Плисецкая и Рамазан Бапов

Завершая вечер, Дамир Уразымбетов заметил:

«Говоря о великих французах, хотелось бы отметить и великих казахов. Майя Плисецкая была дружна с нашим выдающимся танцовщиком Рамазаном Баповым, стоящем в одном ряду с Васильевым, Лавровским, Лиепой. Майя и Рамазан оба были народными артистами Советского Союза. Рамазан закончил Московское хореографическое училище, гастролировал с артистами Большого театра. Бапов и Плисецкая могли бы быть танцевальной парой, но Рамазану не хватало двух сантиметров роста. Что не мешало им общаться, переписываться. В 1997 году Майя Плисецкая приезжала в Казахстан с труппой Гедиминаса Таранды. Тогда она исполнила на сцене Дворца Республики своего знаменитого «Умирающего лебедя». Конечно, Плисецкая не осталась без подарков – ей вручили национальные украшения и чапан» Дамир Уразымбетов

Бежар написал Плисецкой: «Ave Maya! Любовь, танец, красота, музыка, мечта, лебедь, магия, танец, вечность. Любовь!»

Юной Плисецкой не было и шестнадцати лет, когда она начала танцевать «Умирающего лебедя». Композицию Майя Плисецкая за всю жизнь станцевала более от 20 до 40 тысяч раз – она и сама не могла точно подсчитать, столько было выступлений по всему миров и тройных бисов. Так танец стал символом бессмертия памяти балерины.

Открытые встречи организует научно-творческая лаборатория Qazaq Ballet при поддержке Фонда Нурсултана Назарбаева и Казахстанской национальной федерации клубов ЮНЕСКО. В Казахстане числится 182 клуба – школы, колледжи, вузы и другие образовательные заведения. Дети – активнейшие участники всех клубных событий.

«Наши совместные проекты направлены на развитие молодежи, ее интеллектуального и образовательного потенциала» Дамир Уразымбетов

Дамир Дуйсенович Уразымбетов – доцент Казахской национальной консерватории имени Курмангазы, балетмейстер Государственного академического театра танца РК, главный режиссер Казахстанской национальной федерации клубов ЮНЕСКО, член Совета по культуре при Фонде Нурсултана Назарбаева. В 2015 окончил году – магистратуру Санкт-Петербургского государственного института культуры, а в 2018 защитил кандидатскую диссертацию в Российском институте истории искусств. Является режиссёром и балетмейстером более 40 массовых театрализованных представлений, спектаклей, концертов в Алматы, Астане и Санкт-Петербурге, автором более 130 сольных и массовых хореографических постановок. Он пишет научные и художественные статьи на темы искусства, хореографии, режиссуры, семиотики, сценических пространств.

Дамир Уразымбетов в своем обращении к юным слушателям подчеркнул, что жизнь в искусстве предполагает ежедневный напряженный труд. Даже если у тебя был успех, на следующий день ты встаешь и идешь работать. Так – каждый день, всю жизнь. Но в этом и назначение человека – не позволять душе лениться.

Галина Галкина

Международное информационное агентство «DKNews» зарегистрировано в Министерстве культуры и информации Республики Казахстан. Свидетельство о постановке на учет № 10484-АА выдано 20 января 2010 года.

Тема
Обновление
МИА «DKNews» © 2006 -