Стартап – это предприятие, которое всегда сопряжено с большими рисками. Согласно статистике 9 из 10 стартапов обречены на провал. Примерно 20% новых предприятий терпят неудачу в первый год, 30% во второй, а к пятому году около 50% из них закрываются.
По данным CB Insights главной причиной, по которой они терпят неудачу является неправильное понимание рыночного спроса (в 42% случаев). Действительно, создание коммерчески успешного проекта требует глубокого и всестороннего анализа рынка. При этом есть и другие факторы, влияющие на взлет бизнеса в первые годы.
В августе 2021 года после спада основной волны пандемии наша команда молодых казахстанских разработчиков создала образовательную платформу «CodiPlay» с первоначальным оборотом 2,5 миллиона тенге. Приложение по обучению детей программированию на основе геймификации смогло за год продемонстрировать динамику роста в 2700%. Стартап стал вторым в списке лидеров роста по итогам 2022 года в обзоре Smart Ranking казахстанского edtech-рынка. В прошлом году оборот компании повысился уже до 70 миллионов тенге. Более того в текущем году планируемый оборот составляет более 500 млн. Что позволило добиться такого результата?
Выбрать верную нишу
Существует множество различных способов поиска идеи продукта или стартапа. Но все же гораздо важнее найти и четко сформулировать проблему, которую вы хотите решить благодаря своим разработкам. Наша команда решила сфокусироваться на образовательных инновациях, так как видела и понимала, какие есть трудные моменты и вызовы в отрасли. Образование всегда было в приоритете государства, но важность обучения IT последние годы вызывает оживленный дискурс на всех уровнях. При этом отечественный технологический рынок не имел решений на рынке и не мог конкурировать с единичными мировыми компаниями, которые заняли доминантную позицию.
Несмотря на то, что мы уже наблюдаем множество цифровых образовательных решений, EdTech по сравнению с другими технологическими направлениями, только начинает свое развитие. Это происходит как в Казахстане, так и во всем мире. Но эксперты прогнозируют, что сектор ждет революция благодаря появлению со временем крупных игроков с миллиардными доходами. Но пока индустрия не может конкурировать с IT-гигантами и на данный момент самый крупный EdTech-стартап в мире оценивается почти в два разе меньше, чем сервис для дизайна Canva.
Стартапы – это про людей
Стартапы, как и любой бизнес, основаны на энтузиастах. Профессиональная команда обеспечивает половину успеха. Крупные инвесторы сейчас вкладывают деньги не в идеи, а в людей. На первоначальном этапе необходимо убедить их в том, что у вас есть рабочая сила, необходимая для воплощения ваших идей в жизнь и содействия финансовому росту бизнеса. Для этого каждый член команды должен вносить вклад и обеспечивать экспоненциальный рост.
При этом инвесторы, как правило, хотят видеть профильных специалистов. В нашей команде 11 разработчиков, 7 из которых в штате и 4 – на аутсорсинге. Техническим директором является эксперт из Южной Кореи Ким Вансоп, имеющий более чем 10-летний опыт в создании мобильных приложений и игр.
Всегда можно найти финансирование
Предприниматели часто жалуются на нехватку капитала на рынке стартапов, мотивируя это тем, что инвесторы не заинтересованы в их проекте. Однако сегодня у стартаперов огромное число источников для получения средств на развитие своей идеи. Приведу свой пример. За два года компания «CodiPlay» прошла путь от небольшого EdTech-проекта до полноценного продукта, который уже масштабируется на зарубежный рынок. В этот период были выиграны казахстанские и международные гранты на общую сумму более $200 тысяч.
Первым драйвером роста стала программа инкубации и акселерации NURIS (Nazarbayev University Research and Innovation System) в 2021 году. Она длилась два месяца и позволила получить нам финансирование в размере двух миллионов тенге. Многие компании, фонды и правительства поддерживают стартап-идеи. В нашем случае это были концерн «Роял Датч Шелл» (1,5 миллиона тенге), АО «QazInnovations» (18 миллионов тенге), программа финансирования IT-стартапов от Astana Hub (5 миллионов тенге). Также сегодня имеется большой выбор международных конкурсов. К примеру, мы выиграли грант «Creative Economy» в размере $30 тысяч от K-Startup в Сеуле и получили $150 тысяч на бизнес-конкурсе «High Growth». Но тот факт, что предприниматели не могут привлечь внешнее финансирование, не означает, что их стартап не может расти и быть успешным. Среди мировых компаний есть примеры роста без внешних инвестиций.
Постоянная доработка и поиск инноваций
Для того, чтобы быть успешной технологической компанией, необходимо постоянно развиваться и выделяться. Одна из самых ценных вещей, которые может иметь бизнес – это уникальность или то, что выделяет его среди конкурентов. В процессе работы постоянно приходится дорабатывать идею и придумывать новые детали. Необходимо быть уверенным, что услуга или продукт будет доминировать на рынке и что есть реалистичный план для достижения этого. В нашем случае в Казахстане у стартапа практически нет прямых конкурентов. Одновременно, нам приходится соревноваться с такими мировыми гигантами как Lego, что заставляет еще более активно работать.
Масштабирование и международная экспансия
Стартап-инвесторы ищут идеи с очевидным потенциалом развития. Поэтому очень важно описать основные факторы роста, на которые вы будете опираться после выхода на рынок. Проект «CodiPlay» приступил к стадии коммерциализации только в 2022 году и работал без маркетинга, выполняя лишь тестовые продажи в целях доработки продукта. Тем не менее у стартапа появился большой спрос в B2B-сегменте – сейчас на стадии подписания находится несколько договоров на сумму более 1 млрд тенге. В этом году компания планирует заходить в сегменты B2G и B2C и ожидает рост в 10–15 раз. С этого года продукт выходит на рынки Южной Кореи, ОАЭ и Турции.
Технологии позволяют бизнесу быстрее масштабироваться. Поэтому стартаперам не стоит бояться международной экспансии. Зарубежные рынки готовы к внедрению иностранного продукта, если он предлагает уникальные решения. Как отмечают аналитики Smart Ranking у казахстанских edtech-проектов нет существенной выручки за пределами Казахстана, однако большинство игроков либо уже тестируют продукты на зарубежных рынках, либо планируют масштабироваться в 2023 году.
Согласно обзору казахстанского рынка венчурного капитала от Most Ventures «несмотря на проблемы с финансированием, стартап-экосистема демонстрирует положительные признаки роста». Действительно, сообщество стартаперов готово развивать культуру и идеи, которые последние десятилетия активно продвигаются техноактивистами. Войти в рынок сегодня проще, чем когда-либо. Главное – толерантность к риску и готовность быть в процессе 24/7.
Жанадил Талдыбаев, основатель и CEO стартапа «CodiPlay»