В развитии Транскаспийского международного транспортного маршрута (ТМТМ) заинтересованы Европа и Китай, повестку коридора «Север-Юг» двигает Россия. Как развиваются оба проекта и рынок грузоперевозок в целом — в нашем ежемесячном дайджесте новостей логистики.
Грузоперевозки по ТМТМ растут
Объем грузов, перевезенных по ТМТМ в январе-июне 2023 года превысил 1,3 млн тонн. Это на 77,2% больше, чем в первом полугодии 2022 года. Об этом говорили на встрече руководителей железнодорожных администраций Казахстана и Азербайджана с казахстанскими грузоотправителями и экспортерами, которая состоялась в июле.
Транскаспийский международный транспортный маршрут идет из Китая в Европу в обход России: через Казахстан по Каспийскому морю в Азербайджан, Грузию, Турцию и далее в страны ЕС. Грузооборот ТМТМ растет, однако сохраняются и проблемы: административные барьеры, ограничения портовой инфраструктуры, длительные сроки доставки грузов. Прошедший круглый стол — одно из мероприятий, на которых участники рынка обсуждают проблемы и ищут их решения. Например, для ускоренного пропуска грузов и оперативного решения возникающих вопросов функционирует совместный виртуальный диспетчерский центр. Ранее Казахстан, Азербайджан и Грузия подписали соглашение о создании объединенной логистической компании, которая займется перевозкой грузов между Китаем и Евросоюзом по ТМТМ.
«Север-Юг» — последний барьер
В июле в Тегеране прошла трехсторонняя встреча представителей транспортных ведомств РФ, Ирана и Индии по проекту международного транспортного коридора «Север-Юг». Основным итогом переговоров стало подписание договора по строительству участка железной дороги Решт-Астара. Это последний «пробел» западного маршрута транспортного коридора «Север-Юг» протяженностью около 170 км. Реализовать проект взялись российская компания «Каспиан Сервисез» и иранская Компания по строительству и развитию инфраструктур ИРИ. Этап проектирования займет несколько месяцев, строительство и прокладка путей стартует в 2024 году.
Gov
МТК «Север-Юг» соединяет Европу и Россию через государства Центральной Азии и Кавказа с Ближним Востоком и Южной Азией. Коридор включает 3 маршрута. Первый проходит через через Азербайджан, второй — через Казахстан и Туркменистан, третий — по Каспийскому морю. По сути — это альтернатива пути через Суэцкий канал.
Соглашение о создании транспортного коридора «Север-Юг» подписано Россией, Ираном и Индией еще в 2000-м году. В 2022 году Евросоюз ввел санкции в отношении РФ, запретив поставку многих товаров и ограничив грузоперевозки. Чтобы переориентировать свои экспортно-импортные потоки России нужно развивать новые логистические пути. Так проект создания коридора «Север-Юг» получил новый драйвер. Однако и в этом проекте множество проблем: не хватает причалов, терминалов и судов на Каспийском море, требуется реконструкция Волго-Каспийского судоходного канала, а также приграничных станций и пунктов пропуска.
Реконструкция КПП
В июле стало известно о планах реконструировать пункты пропуска на границе Казахстана и России. Одним из первых ждет обновления КПП Караузек, который является частью международного транспортного коридора «Север – Юг».
К 2026 году на границе РК и РФ должны реконструировать еще шесть наиболее загруженных автомобильных переходов со стороны России: «Маштаково», «Бугристое», «Сагарчин», «Петухово», «Орск», «Илек». Их суммарная пропускная способность увеличится до 18,8 тыс. транспортных средств в сутки. На трех КПП уже начались работы по замене дорожного покрытия.
Спрос на грузоперевозки вырос
Спрос на автомобильные грузоперевозки в Казахстане в первом полугодии 2023 года продолжил расти. По данным международной «Биржи грузоперевозок ATI.SU», количество заявок на перевозку грузов внутри страны увеличилось на 147% по сравнению с первым полугодием прошлого года, а ставки выросли на 8%. При этом впечатляющий рост достигнут еще в первом квартале, а во втором динамика сильно замедлилась.
Количество заявок на перевозки грузов из Казахстана в другие страны выросло по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 42%, а ставки на грузоперевозки в среднем увеличились в полтора раза. В количественном выражении наибольший вклад вносят перевозки в Россию (+40%), в Беларусь (+68%) и Польшу (+57%). Несмотря на общий рост числа заявок в первом полугодии, во втором квартале их количество по сравнению с первым снизилось на 20%.
Спрос на перевозки из других стран в Казахстан увеличился на 69%. В том числе на 72% выросли перевозки из России и на 137% — из Беларуси. Снижение во втором квартале по сравнению с первым составило лишь 2%. Цены на перевозки при этом существенно не изменились.
Отрасли нужны кадры
В июле обсуждалась статистика по рынку труда, выпущенная сервисом hh.kz по итогам июня 2023 года. Так, профессиональная область «Транспорт, логистика» заняла второе место по количеству вакансий, уступив только профобласти «Продажи». Кроме того, в транспортно-логистической отрасли отмечен значительный рост спроса на специалистов — на 36% по сравнению с июнем 2022 года. Статистика рынка труда коррелирует с развитием отрасли и ростом грузоперевозок. Потребность в кадрах у рынка действительно высокая.
Рената Зобова, директор казахстанского представительства международной «Биржи грузоперевозок ATI.SU»