Столпы и принципы

17150

Что позволяет чешской PPF Group быть успешной в избранных отраслях и странах.

На четырех континентах – в 25 странах, в том числе в Казахстане, работает самая крупная чешская многоотраслевая PPF Group. В нашей республике группа представлена коммерческим банком Home Credit. В компаниях группы по всему миру работает более 50 тысяч сотрудников.

По итогам 2022 года совокупные активы PPF Group составили 39,9 млрд евро при собственном капитале в 9,1 млрд евро. За первое полугодие текущего года PPF получила чистую прибыль в размере 709 миллионов евро.

Эти показатели представляются тем более впечатляющими, если учитывать, что компания возникла с нуля во время купонной (ваучерной) приватизации в Чехии. Для многих из нас, прошедших через купоны, и даже сохранивших книжки ПИФов, это законный повод удивиться тому, как это стало возможно, как удалось монетизировать купоны?

Это и в самом деле уникальный опыт. И не только для нас. В числе основателей PPF Group был очень молодой на тот момент человек, выпускник высшей школы экономики в Праге Петр Келлнер. В 1991 г. именно он стал председателем правления и генеральным директором инвестиционной фирмы PPF investiční společnost a.s. И вся дaльнейшая история, так же, как и успехи группы, связаны с ним.

Сегодня, после гибели Петра Келлнера в 2021 году, PPF Group контролируют и продолжают его дело Рената Келлнерова и его семья.

Немного исторической экономики

Стартовым этапом деятельности фонда PPF, действительно, была купонная приватизация, подтверждают сотрудники пражского офиса группы. Петр Келлнер правильно оценил потенциал приватизации. Тогда каждому гражданину страны, достигшему 18-летнего возраста, раздали книжки с десятью ваучерными талонами суммарной стоимостью в 1000 крон (около 35 долл. на тот момент). Люди по своему выбору могли их вкладывать в различные фонды, которым доверяли. В том числе и в PPF.

Всего было две волны приватизации, в ходе которых реализовали акции, составляющие порядка 360 млрд чешских крон балансовой стоимости предприятий. К слову, модель оказалaсь удачной, если судить по цифрам, то доля негосударственного сектора в стране выросла с 12% ВВП в 1990 году до 74% в 1997 году. (Данные привожу по книге «Управление приватизационными фондами в Чехии» 1999 года, авторы – Котрба Й., Коченда Э., Ганоушек Я.)

Фонд привлекал ваучеры, приобретая в рамках приватизации предприятия, управлял очень грамотно своими долями и потому стал одним из наиболее успешных на рынке страны. Это отмечали эксперты в многочисленных публикациях. PPF владела разными по величине долями местных предприятий – от производства шампанских вин в Чехии до, как показало время, самого удачного актива – страховой компании.

В портфеле фонда были различные бизнес-кейсы из многих сфер экономики, но в начале 2000-х годов руководство PPF приняло стратегическое решение сосредоточиться на финансовом бизнесе. Ценные бумаги приватизируемых предприятий тогда торговались на бирже, а также на внебиржевом рынке. 

«В целом переход госсобственности в частную форму через акционерные общества, через фонды в Чехии прошел без особенных потрясений. Хотя промахи в масштабе страны были. Несколько фондов прогорело. PPF же выполнила все свои обязательства, и люди, доверившие ему свои купоны, получили прибыль. PPF, как инвестиционный холдинг, как фонд, выполнил все свои обязательства перед держателями купонов» Рассказывают в пражском офисе PPF Group

Практически все приобретенные PPF активы были или становились работающими. Фонд их санировал, поддерживал, развивал, выводил на уровень приемлемой рентабельности, выгодно продавал, приобретал новые доли в других предприятиях. Это позволяло консолидировать средства, и фонд, концентрируясь на приоритетных для себя сферах, мог развивать новые направления бизнеса. Таким образом формировались современные приоритеты группы.

Селекция и приоритеты

В PPF считают, что основой успеха бизнеса группы, выросшей из фонда, стало совместное с крупнейшей итальянской Generali Group владение страховым холдингом Generali PPF. Акционером крупнейшей страховой компании на чешском рынке, Ceska pojistovna, PPF стала в 1995-1996 годах, постепенно довела свою долю до ста процентов, а в 2007-2008 гг. создала совместное предприятие с итальянцами. Тогда этот бизнес охватил всю Восточную и Центральную Европу, дошел вплоть до Казахстана. Но после 2013 года PPF продала долю в компании итальянцам и вышла из нее с большой прибылью.

А фонд со временем трансформировался в компанию. После приобретения очередного финансового актива в 1997 год Петр Келлнер основал Home Credit – подразделение PPF по потребительскому кредитованию.

В процессе тридцатилетней «селекции» сформировались бизнес-приоритеты PPF Group. Сегодня у группы четыре ключевых направления: PPF Financial Holdings a.s.; PPF Telecom Group B.V.; СМИ; Электронная коммерция / Розничная торговля. В рамках этих направлений и помимо них развиваются различные финансовые услуги, телекоммуникационные предприятия, биотехнологии, работа в секторах недвижимости и промышленности (транспортное машиностроение). Но не исключено, что тренды современной экономики будут вносить в этот перечень новые идеи и проекты, которые закрепятся как стратегические векторы.

Меняя правила рынка

Динамика, гибкость, нацеленность на результат, заложенные при создании PPF Group, не позволяют застывать на достижениях, «замораживая» потенциальных успех. Застой, как представляется, самое опасное состояние дел для PPF Group.

«Для всех компаний у нас существует стратегический план развития, где мы смотрим на горизонт трех лет. Достаточно часто бывает, что люди смотрят на KPI и выполняют его ежегодно, но в течение нескольких лет итоговые результаты компании ухудшаются. KPI лишь основная предпосылка для того, чтобы «шлагбаум» больших бонусов открывался. Но нельзя получать бонус за прибыль, которую обещали, мотивация же – конкурентоспособность и лидерство на рынке. Мы в течение нашей деятельности поняли, что успешные компании те, которые стремятся к тому, чтобы самим изменять правила игры на рынке, быть его конкурентоспособным лидером. Мотивация на краткосрочные цели не всегда обеспечивает в динамике компании вектор, который гарантирует долгосрочное развитие. Это то, каким образом мы стараемся руководить компанией в рамках группы PPF. Существуют стратегии «Красный океан» или «Синий океан». И все понимают, что хотят играть в «Синем океане», где вы создаете новые правила игры. Например, в течение последних нескольких лет мы видели большие продвижения у разных финтех-компаний... Мы стараемся, чтобы и наши компании, в том числе и Казахстан с Home Credit, тоже принадлежали к этой группе. Мы видим достаточно хороший пример такого проактивного бизнеса в Казахстане – это Kaspi. И в целом – Revolut, Тинькофф, Home Credit – это тоже те, кто меняет взгляд общества на банковский сектор» Рассуждает на эту тему Ондржей Фридрих, член комитета по инвестициям PPF Group, директор по оценке деятельности компаний группы

Примечательно, что все структуры PPF Group абсолютно самостоятельны в приеме управленческих, коммерческих, стратегических решений. На уровне группы руководителю каждой из компаний или групп делегируется ответственность за эти решения и за результаты.

«Они являются экспертами в своей отрасли. Мы говорим «задача простая, в течение трех лет мы хотим, чтобы вы стали лидерами в своей области» Аргументирует Ондржей Фридрих

Четыре принципа PPF Group

Что касается инвестиционной стратегии, которая строится на четырех принципах, то ранее о ней говорил журналистам в Праге, подводя итоги полугодия группы, генеральный директор PPF Group Иржи Шмейц. Это, можно сказать, и принципы основателя PPF – Петра Келлнера.

  • Первый. Опора на сильное отраслевое ноу-хау. «Мы хотим инвестировать в те отрасли, которые хорошо понимаем, или в те, где мы действительно обладаем особым пониманием. Таких секторов четыре: телекоммуникации, СМИ, финансовые услуги и электронная коммерция», – пояснил он.
  • Второй. Постоянное стремление к операционному совершенству. «В целом мы считаем, что за последние десять лет этот принцип был в некотором смысле игнорирован, – считает менеджер. – В условиях, когда экономический ветер дул всем в спину, было немало компаний, которые выжили, но на самом деле не должны были бы. Мы же постоянно уделяли внимание операционному совершенству, качеству управления активами, и считаем, что это нам помогает. Хотим продолжать в том же духе».
  • Третий. Экономия на масштабе. «Это одно из универсальных экономических правил, и мы хотим его использовать. Мы хотим делать инвестиции, которые масштабируются и позволяют нам наращивать другие бизнесы», – не сомневается господин Шмейц.
  • Четвертый. Диверсификация. «Сейчас это защитило нас от неблагоприятной геополитической ситуации. Мы хотим продолжать в том же духе и в будущем», – заключил он, делая отсыл к истории с выводом банковского бизнеса из России.

Активы и активность

Ключевой актив группы был и остается PPF Financial Holdings a.s. Группа продолжает инвестиции в финансовый сектор, который сейчас представлен такими структурами, как Home Credit (с долей PPF 91,12%), Air Bank (доля 91,12%), PPF Banka (доля 92,96%), ClearBank (доля 33,32), система Mobi Banka в Сербии. Они обеспечивают присутствие группы в 9 странах мира.

Банки

Home Credit Bank вошел в число лидеров в области потребительского финансирования в Центральной и Восточной Европе, СНГ и Южной и Юго-Восточной Азии. Он успешно работает и в Казахстане. Общий объем активов Home Credit составляет 10,1 млрд евро.

Розничный Air Bank, о котором ДК рассказывал в одном из прошлых номеров, работает в Чешской Республике. Его сфера – потребительское кредитование и другие классические банковские услуги для этого сегмента. А сейчас банк все активнее входит в сегмент МСБ. Общий объем активов Air Bank – 152 млрд чешских крон.

Еще один финансовый институт – PPF Banka (с долей 92,96%) – является Центральным казначейским банком PPF Group. Это корпоративный и инвестиционный банк, который предоставляет частные, корпоративные и муниципальные банковские услуги, а также экспортное и структурированное финансирование как чешским, так и зарубежным клиентам. Общий объем активов составляет 288 млрд чешских крон. Миноритарным акционером PPF Banka выступает столица Чехии – Прага. Для нас это новый банковский формат, к которому, наверняка, стоит присмотреться.

Пакет PPF Group в структуре ClearBank составляет 33,32%. Это новый банк, который оказывает клиринговые услуги финансовым учреждениям Великобритании. Его объем активов оценивается в 3,7 млрд евро. Как пояснили в PPF Group, этот стартап-проект запущен в 2017 году. Он является пятым клиринговым банком, работающим на рынке Великобритании, и первым новым клиринговым банком, открытым за более чем 250 лет.

Телекоммуникации

Инвестирование в сектор телекоммуникаций – также одно из ключевых, но относительно новых направлений портфеля PPF Group. «Зонтичная» структура всего направления – компания PPF Telecom Group. Объем ее активов составляет 7 874 млн евро. Она работает в пяти странах Центральной и Юго-Восточной Европы.

«Ее масштаб и географическая диверсификация помогают сохранить прибыльность и в случае неблагоприятных тенденций на отдельных рынках. Передача передового опыта между операционными компаниями способствует повышению операционной эффективности» Подчеркивают в PPF Group

Еще одна интересная компания из категории Telco (телекоммуникационный сектор) – инфраструктурная CETIN Group с общим объемом активов в 3,7 млрд евро, которая была создана 8 лет назад, в результате отделения «башен и проводов» от коммерческой деятельности оператора О2, номер один в Чехии. Доля чешской группы здесь составляет 70%, оставшиеся 30% принадлежат сингапурскому фонду GIC. CETIN Group – один из крупнейших оптовых поставщиков услуг телекоммуникационной инфраструктуры в регионе. Сейчас группа занимается формированием подобных компаний в таких странах как Болгария, Венгрия, Сербия, Словакия.

Дополняют этот сегмент группы операторы связи O2, с общим объемом активов 2,2 млрд евро, и Yettel с активами на 1,9 млрд евро. O2 – крупнейший оператор в Чехии и номер два – в Словакии. А мобильный оператор Yettel занимает лидирующие позиции в Венгрии, Болгарии и Сербии. На двоих приходится без малого 16 миллионов абонентов. 

Как отмечали в пражском офисе группы, именно приобретение О2 – главного телекоммуникационного оператора страны послужило основой для возникновения группы PPF Telecom. И совершенно закономерно, что объединение «под зонтиком» финансового сектора и телекоммуникаций обусловило появление нового стратегического направления – электронной коммерции.

Электронная коммерция

Речь идет о Heureka – крупнейшем в Европе веб-сайте для сравнения цен и консультанте по онлайн-покупкам. Heureka Group создает интегрированную региональную платформу электронной коммерции на девяти рынках Центральной и Восточной Европы. Она предназначена в первую очередь для того, чтобы помочь интернет-магазинам, брендам и другим партнерам взаимодействовать с пользователями во всех странах, где она работает. PPF Group принадлежит половина портфеля акций. Общий же объем активов оценивается в 8 517 млн чешских крон.

СМИ и не только

СМИ представляют еще одно стратегическое направление группы. Central European Media Enterprises – медийная и развлекательная компания, на 100% принадлежит PPF. Компания имеет 43 телевизионных канала, аудитория которых составляет примерно 49 миллионов человек. Она ведет бизнес на шести рынках региона – в Болгарии, Чехии, Румынии, Словакии, Словении и Хорватии. А ее общий объем активов составляет 2,2 млрд евро.

Сейчас PPF Group присматривается к новым для себя сферам и тестирует свою стратегию на практике. Это недвижимость, где работает PPF Real Estate (100%), которая выступает в качестве девелопера, владельца и профессионального консультанта.

Другая сфера – транспортное машиностроение – Škoda Group (85,70%). В портфель продукции входят низкопольные трамваи, электровозы, составы пригородных поездов и метро, электробусы и троллейбусы, а также системы управления и привода для транспортных систем. Компания располагает несколькими производственными площадками в Чехии и одной в Финляндии. Дочерние компании работают в Германии, Венгрии, Италии, Польше...

И еще одно очень важное не столько с точки зрения бизнеса, а скорее этического и спонсорского характера направление – биотехнологии. Это подразделение SOTIO, которое на 97% принадлежит PPF, а оставшиеся 3% – практикующим докторам и ученым. SOTIO в Праге создает диверсифицированную фармацевтическую компанию, специализирующуюся в области онкологии. Ученые занимаются разработкой инновационных лекарств от рака, опираясь на собственные исследования, клинические разработки.

Здесь разрабатывают новые методы, направленные на лечение онкологических и аутоиммунных заболеваний. Как подчеркивают в PPF, в мире существуют только два крупных биотехнологических исследовательских центра – в Бостоне (США) и Базеле (Швейцария). И SOTIO представлено в обоих этих центрах. Идея благородная, а здоровые амбиции и бизнес-стратегия PPF позволяют верить в успех.

О столпах бизнеса

«Мы думаем о том, какие у нас сейчас основные столпы нашего бизнеса. Мы будем искать новые возможности дополнительных покупок. Открытие новых направлений бизнеса – процесс сложный. Чаще всего первая сделка в новой отрасли – это не всегда то, что вы ожидали. Это будут длительные процедуры оценки и размышлений. И мы будем придерживаться своих столпов и осторожнее входить в новые отрасли» Говорит, отвечая на вопрос о перспективах PPF Group, Ондржей Фридрих

Географическая стратегия

Во время встреч в пражском офисе PPF не раз подчеркивалось европейское направление движения бизнеса в Восточную и Западную Европу. Группа в этом преуспела, образовав даже своего рода кластер на медиа – Болгария, Румыния, Венгрия, Словакия. Тем не менее PPF имеет планы на Казахстан.

«В планах – расширить базу финансового бизнеса в республике, Home Credit. Сейчас дополнительные инвестиции идут на улучшение онлайн-банкинга, обслуживания в отделениях, где есть хорошие результаты. Мы также предлагаем услуги для SME-бизнеса. У нас в Казахстане достаточно много отделений, но мы – за электронное обслуживание, для этого у нас есть хорошее приложение. Но бывают моменты, когда человеку нужно проконсультироваться в отделении. Конкретный вектор развития – улучшать ежедневные банковские услуги в онлайне, для SME и других клиентов» Ондржей Фридрих

Второй бизнес, который может коснуться и Казахстана, – Škoda Transportation. Компания производит экологические виды транспорта. Škoda уже подписала контракт на поставку новых поездов для Узбекистана.

«И в Казахстане есть возможности, где мы можем участвовать в публичных тендерах. В советские времена трамваи, троллейбусы, автобусы, поезда производства компании Škoda были во всех республиках Союза. Мы надеемся, что возобновим это сотрудничество и вернемся на эти традиционные рынки» Поделился планами Ондржей Фридрих

Алевтина ДОНСКИХ, Алматы – Прага – Алматы

Международное информационное агентство «DKNews» зарегистрировано в Министерстве культуры и информации Республики Казахстан. Свидетельство о постановке на учет № 10484-АА выдано 20 января 2010 года.

Тема
Обновление
МИА «DKNews» © 2006 -