Агентство РК по регулированию и развитию финансового рынка рассматривает возможность выпуска облигаций катастроф. Эти бумаги могли бы диверсифицировать риски, которые сейчас принимают на себя в основном правительство и местные органы власти. Здесь мы расскажем о дорогих катастрофах и бондах катастроф.
© instagram/astana_brothers
В середине ноября на север Казахстана обрушился ураган. Его последствия устраняли несколько дней. В Северо-Казахстанской области шквалистый ветер оборвал линии электропередач и обрушил опоры в 11 из 13-ти районов. Без электричества остались 217 населенных пунктов и около 3 тысяч абонентов. Похожая ситуация наблюдалась в Акмолинской области. Там упала водонапорная башня. В городах и селах Павлодарской и Карагандинской областей был введен режим ЧС. Только спустя пять дней во всех пострадавших регионах были ликвидированы последствия. Официальной информации об ущербе пока нет.
Процедуры и сроки
В СК «Номад Иншуранс» сообщили, что после урагана им поступило порядка двух десятков заявлений на возмещение ущерба от клиентов из Астаны, Караганды и Павлодара. Большая их часть была от владельцев автомобилей, пострадавших в результате падения на них деревьев, элементов кровли, облицовки зданий, рекламных баннеров.
«Ущерб у всех идентичный – царапины и вмятины, разбитое лобовое стекло. Почти все пострадавшие автомобили застрахованы по КАСКО. В страховке предусмотрено покрытие убытка в случае стихийного бедствия, к которому относится и ураган. К нам обращались и пострадавшие от непогоды с полисами ОГПО ВТС или обязательной автостраховкой. Однако людям нужно знать, что обязательная автостраховка защищает ответственность водителя перед третьими лицами и не поможет защитить автомобиль, если на него, к примеру, упало дерево или часть кровли с рядом стоящего здания» Председатель правления СК «Номад Иншуранс» Даурен Иманжанов
фото Жанары Каримовой/vlast.kz
Моментально оценить общий ущерб от стихийных бедствий невозможно: процесс страхового урегулирования по таким рискам занимает длительное время, рассказали в пресс-службе Freedom Insurance. «Например, если случается ураган и если объекты (квартиры, дома) застрахованы от таких рисков, то сначала необходимо подтвердить наступление страхового случая. Это подтверждается справками от госорганов, например, от компании «Казгидромет», о том, что такой ураган действительно случился на данной территории в данный период времени. После того, как заявитель формирует минимальный пакет документов для страховой компании, проводится оценка ущерба. Она тоже занимает длительное время. Затем результат оценки согласовывается с выгодоприобретателем либо страхователем», – поясняют представители компании.
В целом страхование недвижимости среди физлиц не особо распространено в Казахстане. В основном клиенты страхуют квартиры, взятые в ипотеку, а частные строения, к сожалению, не особо любят страховать. Если даже частное строение было застраховано, то сама процедура урегулирования страховой выплаты имеет длительный срок.
«В Караганде ветром снесло часть балкона одной из квартир в пятиэтажке, а в Павлодаре сорвало кровлю со здания текстильного магазина. И квартира, и магазин застрахованы. Владельцы подали заявление на возмещение ущерба. Пострадавшие из-за урагана клиенты заявления на выплаты подавали всю прошлую неделю. Наши аварийные комиссары по каждому страховому случаю составили акт, и сейчас независимые оценочные компании, имеющие аккредитацию на подобные работы, проводят оценку ущерба» Даурен Иманжанов
Рейтинг природных катастроф
Рейтинг самых убыточных для экономики природных катастроф, произошедших за последние три года, составили специалисты компании по страхованию жизни Freedom Life. Речь – об ущербе экономике стран и страховщикам в миллиарды долларов от сильнейших пожаров, наводнений, землетрясений, ураганов, засухи.
По оценкам ООН, с 2021 по 2023 год общие потери от стихийных катастроф, включая непокрытые страхованием, превысили $784 млрд.
«Согласно отчету перестраховочной компании Gallagher Re, глобальные застрахованные убытки от стихийных катастроф к концу 2023 года превысят $100 млрд. Так происходит в шестой раз с 2017 года. В 2022-м общий объем застрахованных убытков от стихийных катастроф составил $115 млрд, а в 2021 году – $121 млрд» Специалисты компании по страхованию жизни Freedom Life
По данным Freedom Life, в 2023 году страховщиками покрыто около 50% от общего ущерба. В 2022 и 2021 гг. страховое покрытие составило только 43% и 38% соответственно от общего ущерба, причиненного стихией.
Регулятор
«Агентством совместно со Всемирным банком рассматриваются механизмы защиты от катастрофических рисков. Модели страхования от катастрофических рисков бывают самые разные. На сегодняшний день наша задача – выбрать наиболее подходящую модель. Мы провели достаточно детальный анализ различных форм. И с точки зрения эффективности снижения нагрузки на государство одной из основных является механизм катастрофических бондов. Возможными эмитентами этих бондов могут являться государство, квазигосударственный сектор, институты развития, частные компании, спонсируемые государством» Заместитель председателя АРРФР Мария Хаджиева
Облигации катастроф отличаются от обычных бондов тем, что в их условиях прописан риск возникновения форс-мажоров, несущих значительные экономические последствия. Такие бумаги предполагают повышенный доход. Однако, если риск реализуется, инвестор теряет все вложенные средства: эмитент в ряде случаев освобождается даже от выплаты номинала бумаги. Облигации катастроф используются для хеджирования рисков. По сути, риск, подлежащий передаче, размещается на рынке капитала через специализированные бонды. Суть идеи облигаций катастроф заключается в том, чтобы привлечь к перестрахованию катастрофических событий представителей нестрахового рынка – финансовые институты, банки, инвестиционные компании.
«Все это может быть реализовано на территории Казахстана. Предварительно необходимо провести большую работу по определению полноценной модели. В рамках этой работы мы рассчитываем на совместное участие Всемирного банка и НУХ «Байтерек» для реализации оценки убытков и далее для выпуска катастрофических бондов» Мария Хаджиева
Первыми начали выпускать такие бумаги в 90-х годах страховщики США. Выпускают такие бонды не только страховщики и перестраховщики, но и государства: например, Мексика, Перу, Колумбия, Чили, где высоки риски землетрясений. Однако основными эмиссионными центрами остаются регионы с развитым финансовым рынком – страны Европы и США.
«Особого спроса на такие бумаги нет. Высокие риски и неточные прогнозы делают их неинтересными для крупных институциональных инвесторов. Россия тоже пытается реализовать бонды катастроф, но и там эта «тема не зашла» рынку. Полагаю, что и в Казахстане бумаги никого особо не заинтересуют, если государство не применит адмресурс» Прогнозирует ситуацию участник рынка, пожелавший остаться неизвестным
В теории страхование в силах способствовать решению важнейших задач в деле управления риском природных катастроф. В том числе стимулировать инвестиции в эффективные мероприятия по снижению подверженности рискам природных катастроф, предлагая взамен скидки на страховые премии, а также обеспечивать страховые выплаты. Но пока этим в нашей стране занимается государство.
Пока сами
Специальных программ страхования от стихийных бедствий в компании Freedom Insurance не существует. Как и в целом в стране.
«Связано это с отсутствием спроса со стороны населения и высокими рисками для самих страховщиков. В дальнейшем возможно создание подобного продукта, при условии поддержки со стороны государства. В 2023 году АРРФР совместно с госорганами начало прорабатывать механизм обязательного страхования от катастрофических рисков. Сейчас же страхование рисков от подобных факторов включено в Страховую подписку компании для квартир для физических и юридических лиц. Например, у нас есть продукт, который предусматривает защиту от стихийных бедствий, а также от пожара, взрыва, затопления, в том числе от соседей, кражи и грабежа» Пресс-служба СК Freedom Insurance
Ирина ЛЕДОВСКИХ