Димаш Кудайберген и Галым Асылов - творческий тандем. Главный режиссер клипа "When I've Got You" рассказывает.
Последний клип Народного артиста Казахстана Димаша Кудайбергена «When I’ve got you» продолжает набирать просмотры в YouTube, уверенно преодолев всего за несколько недель 2-х миллионный рубеж. Как создавался этот настоящий минифильм с неожиданным сюжетом и впечатляющим видеорядом, редакция DK Media Europe поинтересовалась у главного режиссера музыкального видео Галыма Асылова.
26 февраля, Стамбул. Прессконференция, посвященная предстоящему сольному концерту Димаша Кудайбергена в Турции, и премьера его музыкального видео для нового трека «When I’ve got you». С огромным интересом наблюдаем за экраном. За столом напротив, рядом с главным продюсером Канатом Айтбаевым сидит его сын Димаш, автор песни и исполнитель главной мужской роли, а чуть поодаль стоит главный режиссер клипа Галым Асылов. Через несколько минут — неожиданный вскрик в зале, улыбка на лице виновника собрания и заслуженные аплодисменты: трек необычно свеж, а видеоряд дерзок.
Спустя всего несколько недель после премьеры становится ясно, что ожидания оправдались — песня Димаша «When I’ve got you» звучит на многих радиостанциях мира. Все больше иностранцев оставляют свои восторженные комментарии под клипом в YouTube, например, такие: „Великолепная режиссура клипа! Каждое движение героев, движение камеры выверено точно по тексту песни, эффектна каждая сцена. Остановите видео в любой точке клипа — будет очень красивый кадр!»
Так кто же этот человек, создавший такой удачный видеоряд к филигранному треку Димаша?
«Я родился в городе Алматы, - начинает свой рассказ Галым Асылов, - В детстве мечтал стать ученым и придумать элексир молодости. Еще в школьные годы увлекся созданием видео. Моими первыми работами были семейные видеосъемки на старую камеру с 8-мм-пленкой. Но волей судьбы я поступил на программиста в Политехнический колледж. Там начал играть в КВН и первые свои практические навыки сценариста и режиссера приобрел именно в постановках для КВН. Затем уже учился в Академии кино и телевидения, там же закончил магистратуру. Год стажировался во ВГиКе в Москве. Большой опыт работы я получил в студенческое время, снимая коммерческие проекты, именуемые «love story», для свадеб. Я старался выполнять их в формате короткометражных фильмов.»
Начав свою профессиональную деятельность в 2012 м году со съемок 30-ти серийного сериала «Слово офицера», талантливый клипмейкер, ныне востребованый и задействованный в государственных мероприятиях, не «особо» по его выражению удивился, когда Димаш обратился именно к нему с предложением создать визуальный контент для сольного концерта «Stranger“, давшего старт одноименному туру артиста в 2022 году в Алматы.
«На тот момент, - объясняет Галым, - я не знал его планов. Но в Казахстане тогда не каждый бы взялся за реализацию этого проекта. Требовалось снять быстро, качественно и именно так, как видит Димаш. Удивило, что он позвонил мне сам. Ведь мог бы позвонить его менеджер или помощник.»
Началось это успешное сотрудничество с неожиданного ночного звонка Димаша, удивившего режиссера.
«Так как я режиссировал государственные концерты, я был с Димашем знаком, но заочно. Дело в том, что мы, главные режиссёры, находимся за микрофоном на пультовой, а с артистами работают вторые режиссёры.
Поэтому я спросонья не понял, кто это, когда он мне позвонил ночью.
Димаш принялся рассказывать про свой проект, про концерт „Stranger“ и про то, что он хочет показать легенду о Коркыт ата, создателе кобыза, первого смычкового инструмента. Потом стал говорить про домбру, о своем желании сделать видео про этот инструмент. Изложив свое видение, он попросил меня снять сюжетные прологи для концерта. Мы беседовали три или четыре часа, почти до утра.»
Слушая эту историю знакомства, хочется понять, какое же впечатление произвел тогда Димаш на Галыма?
«Простой и в то же время неземной человек с богатой фантазией и харизмой! Мы быстро поняли, что находимся на одной волне творчества. А последовавшая очная встреча подтвердила все мои предварительные выводы. Димаш удивительным образом сочетает в себе доброту, простоту и гениальный интеллект. Общаясь с ним, часто забываешь, что перед тобой тот самый Димаш. Но каждый раз, видя его на сцене, я понимаю, какой он профессионал своего дела, и поражаюсь его энергии!»
Работа закипела: отсняли промо-ролик для концерта в Алматы «Stranger», «Легенду о кобызе и домбре», рекламу для «Exeed“. Дальше — клипы. Последний из них - «When I've Got You“ - существенно отличается от всех предыдущих по своему стилю. Особенно интересно возникновение тематики вампиров при написании сценария.
«Мне близки жанры триллер, хоррор, детектив, мистика и пр. В будущем думаю снимать фильмы в этом направлении. Когда Димаш включил трек и сказал, что на эту песню он хотел бы что-то снять, то после прослушивания я изложил свою идею - нечто в стиле доктора Франкенштейна, про чудовище, в которое влюбляется девушка. Димашу понравилась тема хоррора, и он предложил вариант с вампиром. Он примерно описал сюжет с девушкой, которая хочет взять у вампира интервью. И мы из этого собрали сценарий.
Обычно так и происходит. Мы слушаем трек. В голове рождается какая-то фантазия. Я делюсь своими мыслями, Димаш делится своими мыслями, а потом мы приходим к общей концепции и собираем сценарий. Долго никто ничего не вынашивал. Сама песня располагает. Такая она брутальная, мужская, характерная. Ее захотелось показать в стилистике „Пятьдесят оттенков серого“, но не в такой визуальной подаче, как этот фильм, а что-то более фантастическое, необычное.»
Галым также делится идеями, которые, по его мнению, можно было бы воплотить с таким мультиталантом, как Димаш, при этом объясняя на ярких примерах само понятие «творчество», его суть.
«Хотелось представить Димаша не в одном образе, а в разных амплуа, в виде различных персонажей. Он же артист, актёр, он должен пробовать себя в разных ролях: и сказочных, и фэнтези. И вот один из первых, кого мы реализовали - это вампир.
Творчество не означает, что Димаш такой на самом деле. Димаш может сыграть сегодня человека не от мира сего, завтра смелого рыцаря, а послезавтра, наоборот, трусливого короля. Это роль, он не является таким только потому, что он это изображает.
И хотя многие привыкли видеть Димаша светлым, а в клипе мы его все-таки показываем звероподобным, темным, нельзя забывать, что речь идет о творчестве, что мы пробуем, экспериментируем, даём зрителям разные эмоции, возможность посмотреть на артиста с разных сторон. И это не означает, что он всегда будет таким. Завтра мы снимем фильм про ангела, и он будет как ангел. Потом про рыцарей, где он воплотит благородного героя. А после этого он сыграет солдата, который убивает других солдат. И это тоже грустная история. Но это выбор Димаша. Я ему ничего не навязываю, это его идея. И почти все его клипы - это его идеи.»
Если вспомнить, что Г. Асылов в юности играл в КВН, то логично предположить, что клип задумывался не совсем серьезно, утрируя тему вампиров?
«Не сказать, что это полностью ошибочно. В клипе, конечно, прослеживаются некие клише и отсылки, например, к „Интервью с вампиром“ и к другим знаменитым фильмам этого жанра: то, что не видно отражения героя в зеркале, то что в конце он на камеру скримером выскакивает... Но не было задачи сделать комедию. Впрочем, и показывать настоящий хоррор мы тоже не собирались. В наши намерения не входило делать триллер и пугать зрителей. Мы выбрали лёгкий стиль, собрав в этом ролике клише из различных жанров кинематографа.
Тут невольно приходит на ум вскрикивание зрителя на премьере клипа в Стамбуде во время заключительной сцены со «звероподобным» главным героем.
«Последняя сцена была задумана такой изначально. Всё-таки во всем клипе Димаш предстает в виде вампира, и зритель должен был хоть раз полюбоваться его клыками. Мы решили показать зрителю этот момент в конце видео буквально на секунду, списав все на воображение журналистики, заснувшей в лимузине.»
Действительно, клыки, когти, длинные волосы и сам костюм запомнились и продолжают вызывать обоснованный интерес у зрителей. На гримирование уходило от одного до двух часов ежедневно в течение трех дней съемок. Как же создавался образ главного героя, так ярко воплощенный Димашем в клипе? Каких усилий стоила ему эффектная оптика вампира?
„Димашу было в целом тяжело с этими длинными ногтями. Их нельзя было убирать, потому что сцены снимались долго, - объясняет суть положения Галым и реакцию Димаша на это испытание. - Он поражался: „Как девушки справляются с такими ногтями?“
«Нам не хотелось, чтобы Димаш в клипе выглядел так, как он выглядит обычно. Что-то у него должно было быть другое. А поскольку мы создавали полностью его образ, включая причёску и когти, то решили и цвет глаз поменять, - делится режиссер идеей использования цветных линз. - Сделать глаза голубыми было бы перебором. Красными - слишком вызывающим, агрессивным. Поэтому мы остановились на нейтральных серых тонах. Голубым они отдают за счёт цветокоррекции»
Об истории создания сценического костюма и возникновения его деталей Г. Асылов рассказал подробнее.
«Я его держал в руках. Он кожаный и тяжёлый. Но вставки - не металлические, а металлизированные, напечатанные на 3D принтере. Китайские модельеры создали этот костюм буквально за 5 дней по моему эскизу, который я сгенерировал с помощью искусственного интеллекта из образов, найденных в Google и Pinterest. Я скинул ИИ несколько вариантов, из которых получилась картина. Узоры рисовали полностью сами китайские модельеры. Я им лишь отправил варианты, чтобы в орнаментах присутствовал намек на казахские мотивы., - объясняет Галым, указывая при этом причину присутствия в наряде двух поясов. - Это соответствует образу. Раньше один ремень держал брюки, а на второй вешали мушкет или шпагу, если я не ошибаюсь. Шпаги и мушкета у нас не было, зато остались два ремня.
Димаш часто подходил к зеркалу, смотрел на себя в шоке и шутил: „Боже, посмотрите, это ему ещё и Народного дали!“
Интересная деталь: в клипе на стене висит портрет Димаша в полный рост, что является именно этим распечатанным на холсте первым эскизом костюма.»
фото Полины Гузиевой
В музыкальном видео помимо героя-вампира присутствует и главная героиня - журналистка, которуют сыграла Полина Гузиева. По каким критериям подбиралась партнерша Димаша?
«История про вампиров имеет свои корни в Европе, поэтому мы хотели подобрать девушку именно европейской, а не азиатской внешности. И чтобы она была миловидной, выглядела очень ранимой, нежной, хрупкой, такой, которую хочется защитить.
Искать пришлось долго. Мы пересмотрели много кандидаток, около 60 девчонок — из России, Киргизии, Бишкека, наших алматинских. Но ни одна не подходила. Мы искали естественную, простую девушку. Полина совершенно случайно попала к нам в список. Она рассматривалась в другом кастинге на роль одной из жён вампира. И я сказал: „Димаш, это, кажется, она.“ А он в ответ: „Да. Классно, круто, почему бы и нет?»
Тут само собой напрашивается вывод, что девушку, которой предстояло стать его партнершей «более чем на два часа», Димаш выбирал сам.
«Конечно, Димаш утверждал партнершу, ему не бывает всё равно. Но он полагается на нас. Если мы говорим, что человек подходит на роль, он нам доверяет. При этом он не сидит и не выбирает из 10-ти девчонок — нравится, не нравится. Это абсолютно не его стиль. Димаш просто спрашивает: „Все они классные, тяжело выбрать. Подскажи, какая лучше? Как ты считаешь?“ И я тогда советую: „Вживую, может быть, вот та лучше, но вот эта будет хорошо смотреться именно в кадре.“ И он прислушивается. доверяет профессионалам.»
фото Полины Гузиевой
В беседе стало понятно, что на момент кастинга никому не было ясно, что за хрупкой и нежной внешностью Полины кроется железный характер чемпионки Казахстана по легкой атлетике и опыт обладательницы титула Мисс Евразия Интернешнл.
«Думаю, ей помогло то, что она спортсменка. Девочка была не капризная, выносливая. Мы снимали 3 дня с утра до ночи. Полина ни разу не пожаловалась, что устала или болят ноги. Какая-нибудь хрупкая девочка, которая не привыкла к таким нагрузкам, наверное, начала бы капризничать. А Полина, знаете, хотя внешне европейка, но душой - казахская воительница. У неё, кстати, оказались казахские корни. Она достойно продержалась. А в бассейн ей, наверное, было нырять, наоборот, в кайф после всех этих утомительных душных съёмок. О том, что Полина спортсменка и даже чемпионка, мы сами узнали только в конце, причём от фанатов Димаша и от журналистов.»
Не совсем обычной оказалась и история появления в клипе «Цветочного дуэта» из первого акта оперы Лео Делиба «Лакме», премьера которой состоялась в Париже в 1883 году.
«В начале клипа предполагалось использовать современную кинематографическую мелодию в стиле Ханса Циммера. Я показал ее Димашу, но он захотел что-то другое и начал напевать мне мотив, по памяти: «У меня в голове это играет. Найди его». Но Димаш не знал автора. Мне музыка показалась знакомой, и я всю ночь гуглил, искал ее чуть ли не Shazam-ом в телефоне. И нашел современную версию в исполнении знаменитых оперных див. Но поскольку исполнение было современное, у нас бы возникла проблема с авторскими правами. А когда песне больше 70 лет, если не ошибаюсь, то права не нужны. И мы нашли изначальную версию этого произведения, которая так идеально подошла к клипу, что все подумали, что это вообще Димаш поет. На самом же деле это оригинал, как есть. Мы не применяли даже никаких спецэффектов, не старили ее. Потому что это уже была запись винила, причём очень-очень старого, хотя и в хорошем качестве.»
По мере увлекательного рассказа о создании этого настоящего мини-фильма хочется услышать подробнее о Димаше-артисте, о его подходе к поставленным режиссером задачам в работе над характером.
«Димаш, как только говоришь „камера, запись, мотор, поехали“, становится другим человеком. То же самое происходит с ним и на сцене. Он входит в некий транс и играет роль. Я только давал ему общие указания: стоишь в этой точке, идешь в ту точку, смотришь на партнершу, всё. А дальше он сам: каждый жест, каждый взгляд. Я подсказывал, где что-то не подходило. Например, здесь слишком много поднимаешь подбородок вверх, чересчур надменно, давай посмотрим в кадре. И он либо соглашается, либо говорит: нет, нормально. То есть, если с ним возникал небольшой творческий спор, мы приходили к консенсусу.
Я ему задаю характер роли, но Димаш всегда старается добавить свое, все равно делает немножко по-своему. Причём обоснованно.
Как только Димаш встаёт в кадр, он начинает импровизировать, по-разному жестикулирует, меняет мимику, каждый раз по-другому поднимает подбородок, играет глазами.»
Не менее интересен и сам процесс съемки на площадке, то что остается за кадром. Как работает Димаш на камеру?
„Димаш прилагает максимальные усилия, всегда участвует в процессе и после каждого дубля подбегает, смотрит, как получилось, иногда говоря: „Я могу лучше!“. Даже если меня все устраивает, то есть режиссёр одобряет, оператор одобряет, по картинке классно, по игре классно, по свету всё сработало, как надо, но если он говорит, что может лучше, то я ему обязательно даю возможность сделать так называемый „актёрский“ дубль. Если Димаш просит: „Нет. Я тут могу лучше. Я тут посмотрю лучше налево, тут я посмотрю лучше направо, в конце давай я жест руками по-другому сделаю“, - я даю ему шанс.
При необходимости он может с одного дубля играть, но когда есть на это время и он понимает, что мы располагаем этим временем, то он делает максимальное количество дублей: „Мы же не торопимся? Давайте сделаем ещё.“ Мы всей командой, конечно, это приветствуем, потому что чем больше интересных вариантов на выбор, тем круче. Причём это не проваленные дубли. Это просто вариации. Нам интереснее потом сидеть на монтаже и обсуждать: «Слушай, а вот здесь ты руками лучше развел“, а Димаш в ответ: „А вот тут тоже прикольно“. Так мы уже в конце выбираем лучший вариант.
Становится понятным, что дублей отснято довольно много. Сколько же материала было использовано при монтаже окончательного варианта?
«Я привык работать только с раскадровкой,- объясняет клипмейкер, - исключающей все лишние кадры. Операторы, команда, все знают - вот первый кадр, сняли пару дублей, потом второй кадр. Поэтому у меня всё секунду в секунду, всё нужно, всё расписано заранее: каждая минута, каждый кадр.
Исключением стала сцена, где Димаш находится в неоновой арке, как будто в Зазеркалье. Камера движется, и он поёт в этой рамке, которую мы сымпровизировали на месте. Я не так планировал. Но когда осветители случайно начали менять цвета, получился необычный эффект. Торшеры зажигались то фиолетовым, то розовым светом, создавая иллюзию нереального мира. И мне это понравилось, и Димаш тоже оценил.
Я люблю все обосновывать, поэтому предложил такую интерпретацию: «Это - не реальность, главной героине все снится, это её воображение. У нас все сцены чересчур холодные и реалистичные. А здесь мы сделаем небольшой намёк на что-то психоделическое.»
Я монтировал клип, вернее «рыбу», сначала сам, не спеша. Не было смысла ее показывать Димашу. Это просто «рыба». А монтаж мы заканчивали уже вместе. Посидели, повыбирали кадры. Димаш уже мог смотреть вживую: «Убери это, давай этот кадр посмотрим, возьмем другой дубль».
Димаш, активно участвуя в съемках своих клипов, помимо обширного актерского накопил также операторский и режиссерский опыт. Насколько интенсивно он был задействован в рабочем процессе в клипе «When I've Got You“?
«Димаш всегда был на площадке. Даже если он не снимался, он приходил и смотрел за плейбэком, сидел рядом со мной. Он же всегда контролирует весь процесс съемок, к которому подходит не только как артист, но и как режиссёр, и как продюсер.
Но в первую очередь он артист, имеющий уже такой большой опыт и багаж, что сам поневоле станешь режиссером. Очень много режиссеров с ним работало, и не только в клипах, но и на концертах. И он это все видит, замечает. Почти все свои концертные контенты, сценические образы, сценографию выступлений, начиная с продюсирования музыки вплоть до жестов и расстановки других участников, он придумывает сам».
Теперь понятно, что перед нами работа творческого тандема Димаш — Галым. Какие сцены считает удачными главный режиссер Г. Асылов?
„Мне кажется, что Димаш хорошо получился в финале, когда он начал обнимать девушку, а потом бросил взгляд в камеру. Вышел очень интересный, удачный в визуальном плане кинематографический кадр. Затем сцена с интервью хорошо получилась, где он сидит и якобы дает интервью под звуки грома, очень брутально, - тут клипмейкер добавляет немаловажную деталь: Они всегда друг другу помогали. Снимать отдельно его, а потом ее не имело смысла. Даже если девушки не было в кадре, мы сажали их обоих, чтобы Димаш имел с ней зрительный контакт.»
В заключение мы интересуемся, сколько компьютерной графики было использовано в этом музыкальном видео? И не в этом ли причина того, что его не сразу показали зрителю?
«В этом клипе вообще нет графики. Мы снимали все натурально, без компьютерных дорисовок. А когда главная героиня ехала в машине, то мы за машиной ставили LED. То есть мы даже не использовали зеленый фон, чтобы можно было потом что-то стереть. Везде настоящий дождь из шланга. У нас там нет никаких спецэффектов и нигде Димаш не летает, никаких наворотов.
Видимо, у Димаша какие-то свои внутренние часы, - добавляет Галым, - Мы только ждали его команды. Как сказал „всё ок“, мы начали запускать.»
В заключение хочется присоединиться к комментарию, оставленному одним из зрителей под музыкальным видео «When I've Got You“: «Режиссерам, операторам, постановщикам — браво! Этот клип, как красивая ювелирная оправа для бриллиантового голоса Димаша.»
Творческий тандем добился прекрасных результатов. Мы надеемся в скором будущем, когда внутренние часы Димаша дадут команду, оценить его новую работу.
«Сейчас Димаш для меня больше чем артист, он - близкий друг. В наше время тяжело найти человека - единомышленника, полноценного друга. И я рад, что он позвонил мне в ту ночь!, - с теплотой вспоминает Г. Асылов, - Благодаря ему я могу воплощать интересные задумки и творить историю, быть маленькой, но все же частью истории самого Димаша Кудайбергена.»
Olga Terikov, DK Media Europe